Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:28, реферат
Данная работа состоит из введения, в котором определены объект изучения, цель и задачи работы. В первой главе рассматривается предыстория письма и причины его появления. Во второй главе рассматриваются основные этапы развития письма и процесс его усовершенствования. Заключительной частью данного реферата является анализ всей проделанной работы и необходимый вывод.
Ι. Введение……………………………………………………………………….3
ΙΙ. Основная часть……………………………………………………………….4
1. Предыстория письма………………………………………………………4
2. Основные этапы развития письма………………………………………...7
2.1. Пиктографическое письмо………………………………………….8
2.2. Идеографическое письмо…………………………………………..10
2.2.1. Египетское идеографическое письмо……………………….....11
2.2.2. Китайское иероглифическое письмо…………………………..13
2.3. Клинописное письмо……………………………………………….15
2.3.1. Шумерская клинопись…………………………………………..15
2.3.2. Вавилоно-Ассирийская клинопись…………………………….16
2.4. Слоговое письмо……………………………………………………18
2.5. Буквенно-звуковое письмо…………………………………………19
ΙΙΙ. Заключение…………………………………………………………………..21
Список литературы……………………………………………………………...22
По этой
причине пиктографическое письмо на известной
ступени развития человеческого общества
перестало удовлетворять потребности
письменного общения. И тогда на его почве
возникает другой тип письма, более совершенный,
- письмо идеографическое.
2.2. Идеографическое письмо
Термин ‘идеография’ (греч. idea – понятие, grapho – пишу) указывает на способность этого письма передавать отвлеченные понятия, воплощенные в словах. Появление идеографического письма, пришедшего на смену пиктографии, связано исторически с дальнейшим развитием человеческого мышления и, следовательно, языка, с приобретенной ими способностью к большим абстракциям, с умением человека разлагать речь на элементы – слова. Переход от пиктографии к идеографии можно расценивать как качественный скачок в развитии письма, поскольку письмо становится средством передачи языковых единиц.
Знаки
идеографического письма
Идеографическое письмо возникло на основе пиктографии. Эволюция пиктографического письма шла в том направлении, что каждый изобразительный знак пиктограммы, все более и более обособляясь, стал связываться с определенным словом, обозначая его. Постепенно этот процесс на столько развился и расширился, что примитивные пиктограммы, утратив свою прежнюю наглядность, начали выступать как условные знаки при обозначении не только слов с отвлеченным значением, но и слов, называющих конкретные предметы, вещи, обладающие наглядностью. Таким путем пиктографическое письмо преобразовалось в более совершенное и упорядоченное идеографическое письмо. Становлению идеографического письма способствовало также расчленение условных пиктограмм на отдельные элементы, каждый из которых приобретал самостоятельное смысловое значение, становился устойчивым, превращаясь в условный знак словесного смысла.
Приобретая
стабильный, упорядоченный характер,
идеография становится
Первая трудность была преодолена довольно легко. По мере становления идеографии вырабатывались и способы обозначения абстрактных понятий. Так в египетском письме довольно часто использовалась метонимия: изображение двух шагающих ног значило – ‘ходить’, изображение двух глаз – ‘видеть’.
Вторую трудность – проблему передачи грамматических форм слова и собственных имен – невозможно решить с помощью чисто идеографического способа.
Дальнейшее развитие
2.2.1.
ЕГИПЕТСКОЕ ИДЕОГРАФИЧЕСКОЕ
Древнеегипетское письмо в науке принято называть иероглифическим (от греческих слов hieros - жрец и glyphe - резьба), так как впервые оно появилось у жрецов и у них достигло наибольшего развития.
Иероглифическое письмо возникло около IV тысячелетия до н.э. и просуществовало вплоть до III в н.э. За этот период египетские иероглифы подвергались разного рода изменениям.
Иероглифические знаки представляли собой изображения животных, птиц, людей и всевозможных предметов, тщательно выполненных искусными мастерами, скульпторами или резчиками на стенах храмов и гробниц, колоннах и обелисках.
Долгое время египетское письмо оставалось загадкой, так как язык был давно забыт, а ключ к чтению иероглифов утерян. Прошло всего лишь немногим более ста лет с тех пор, когда ученые смогли расшифровать иероглифы.
Величайшую заслугу в этом отношении имеет французский ученый Шамнольон, который в 1822 году раскрыл сущность древнего письма. Удалось ему это сделать с помощью огромной плиты, найденной близ города Розетты во время похода Наполеона Бонапарта в Египет. На розеттском камне была высечена надпись на древнеегипетском (иероглифами), египетском разговорном (демотическим шрифтом) и греческом языках. Сопоставив тексты, Шампольон добрался до смысла египетских знаков. Сейчас благодаря тому, что ученым удалось расшифровать древнеегипетское письмо, нам хорошо известна история Египта и его культура.
Для более сложных или отвлеченных понятий они стали употреблять фигуры, которые имели уже не прямое, а переносное, символическое значение. Однако этих знаков - иероглифов стало не хватать в связи с дальнейшим увеличением употребляемых в разговорной речи слов и расширением области применения письма.
Прислушиваясь к своему разговору, египтяне заметили, что речь их состоит из звуков, повторяющихся в разных словах и что все в сущности сводится к небольшому числу составных частей или слогов. Поэтому они начали использовать иероглифы для обозначения не только слов, но и отдельных слогов и даже звуков.
В данном случае каждый отдельный иероглиф - это уже односогласный или алфавитный знак. Египетский алфавит состоял из 24 иероглифов - букв согласных. Знаков для обозначения гласных звуков у египтян, как и у многих других народов Востока, не было, что объясняется своеобразием их языка, в котором согласные играли особо важную роль
Кроме иероглифов, имевших значение букв, слогов и слов, в египетском письме существовали еще так называемые определители. Они нужны были для пояснения омонимов, т.е. одинаково звучащих слов, но имеющих различное значение.
Как мы видим, египетскую иероглифическую письменность характеризуют три категории письма: идеографическая, звуковая и ключевая (определители). Заслуга египтян состоит в том, что они вплотную подошли к идее алфавита. Но создать звуковое письмо они все же не сумели.
Чрезвычайно
важным событием в истории письма было
изобретение нового писчего материала
- папируса, изготовлявшегося из болотного
растения того же названия.
2.2.2.
КИТАЙСКОЕ ИЕРОГЛИФИЧЕСКОЕ
Китайская иероглифическая письменность, так же как египетская и шумерская, является одной из древнейших в мире. Она существует уже более трех с половиной тысяч лет.
Это единственная древняя система письма идеографического типа, оказавшаяся жизнеспособной и сохранившаяся до наших дней.
До появления графического изображения слов китайцы если хотели передать какое-нибудь слово, событие, рисовали его картинками. Но рисунками можно изобразить только конкретные предметы. Для отвлеченных или сложных понятий китайцы начали соединять простейшие иероглифы и таким образом получали необходимое начертание. Например, два дерева, нарисованных рядом, означали рощу, а три -лес, собака и рот – лаять, рот и дитя - кричать и т.д.
Однако
с развитием языка и
Такой способ был найден в виде системы дополнительных определителей – "ключей" и фонетиков. Первая часть сложного иероглифа (ключ) раскрывала смысл слова, а вторая – звуковая часть (фонетик) указывала, как надо произносить слово. Например, изображение слова "ругаться" состоит из двух иероглифов – "лошадь" и два "рта" (вверху).
В данном случае одна часть – "лошадь" объясняет слово - это ключ, а другая - звуковая указывает произношение слова - это фонетик. Слово "ругаться" по-китайски произносят "ма" и слово "лошадь" тоже "ма" - только с несколько иной интонацией. При чтении иероглиф, обозначающий "лошадь", указывает на то, что слово читается как "ма", но поскольку к нему добавлены еще два знака – "рта", то китайцы знают, что его надо произносить с другой интонацией и что он обозначает "лошадь", а "ругаться" (ругаться могут, по крайней мере, два человека).
Такая система ключей и фонетиков позволяет строить новые знаки в неограниченном количестве. В современном китайском письме имеется 214 ключей. Фонетиков насчитывается около 1000.
Особенность китайского языка в том, что в нем очень много слов одинаковых по своему звуковому составу, разных по тону и значению. Чтобы различать их, китайцы широко пользуются своеобразной интонацией, произнося слова то отрывисто, то нараспев, то низким, то высоким тоном.
Другая особенность китайского языка в том, что состоит из односложных слов, которые не склоняются и не спрягаются, причем на протяжении многовекового развития письма китайцы строго соблюдали правило: для каждого слова - особый знак. Однако практическое применение в современном китайском языке находят около 4-5 тысяч иероглифов. Их вполне достаточно для набора обычной газеты. Обилие иероглифов создает трудности в овладении китайским письмом. Чтобы быть грамотным человек необходимо знать не меньше 1500-2000 иероглифов.
Присущие идеографическим
системам письма недостатки все более
давали о себе знать по мере дальнейшего
развития человеческого общества, расширения
сфер применения письма, увеличения числа
людей, пользующихся письмом в практических
целях. Они-то и послужили основной причиной
перехода от идеографических систем письма
к слоговым и буквенно-звуковым системам.
2.3. Клинописное письмо
Не менее древней, чем египетские иероглифы, и весьма любопытной разновидностью идеографического письма является клинопись. Это - система письма, употреблявшаяся в рабовладельческий период древними обитателями Месопотамии (дох между Тигром и Евфратом), а позднее распространившаяся по всей Передней Азии. Клинописью иногда называют письмена на глине, исходя из того, что материалом этого письма служили глиняные плитки, на которых при помощи деревянного тростникового резца выдавливались нужные графические знаки. Письмо данного типа было первоначально письмом вертикальными столбцами, следовавшими один за другим справа налево, а иногда и слева направо. Затем направление строки изменилось. В связи с увеличением размера глиняных плиток, вызванным необходимостью передавать большие и сложные тексты, возникло неудобство нанесения знаков вертикальными столбцами. Табличку повернули на 90 влево, так что ее верхний край стал левым, а бывший правый - верхним. Это привело к превращению вертикального столбца в горизонтальную строку с последовательностью знаков слева направо.
Глиняные дощечки с нанесенными на них графическими знаками затем сушились, обжигались и сохранялись. Из таких глиняных плиток составлялись целые библиотеки, часть из которых была обнаружена при археологических раскопках на территории древней Вавилонии и Хеттского государства.
Клинопись была широко распространена среди многих народов Передней Азии, оставаясь долгое время наиболее приемлемой формой их письменности. Не случайно клинописное письмо называют латиницей Древнего Востока.
2.3.1. ШУМЕРСКАСЯ КЛИНОПИСЬ
Первыми начали писать клинописью шумеры, древний и культурный народ, проживавший в междуречье Тигра и Евфрата. Клинопись не была изначальным письмом шумеров. На первых порах шумеры использовали рисуночное письмо.
Каждый знак древнешумерского письма выражал понятие, которому в устной речи соответствовало слово, т.е. данное письмо было идеографическим, возникшим на базе пиктографии. Тексты с рисуночными идеограммами представляют собой памятники так называемой протошумерской письменности, или проклинописи, являющейся наиболее ранним вариантом шумерской клинописи.
Со временем шумерские писцы для удобства и быстроты письма все более и более упрощали начертание знаков, превращая их из рисунков в условные значки клинообразной формы. Изменение рисуночного шумерского письма шло не только по линии преобразования его в клинопись, но и в сторону изменения самого характера письма. Первоначально шумерская клинопись имела, видимо, только идеографический характер. Позднее для передачи служебных слов, грамматических показателей, иноязычных имен собственных шумеры стали составлять из односложных слов многосложные. Это привело к тому, что многие односложные слова, в частности выполняющие роль грамматических показателей, стали выступать в составе многосложных слов на правах отдельных слогов, а иероглифы, их обозначающие, - в качестве письменных слоговых знаков. Так, в шумерской клинописи наряду с идеографическими написаниями появились элементы слогового письма. Причем письменные знаки не отличались постоянством своего употребления. Один и тот же знак в различных случаях мог быть либо идеограммой, либо знаком, обозначающим слог, - силлабемой. Более того, один и тот же слоговой письменный знак мог быть полифоничным, т.е. выступал с не сколькими совершенно различными слоговыми значениями.
Большую
роль в шумерской клинописи играли определители.
Они стояли, как правило, перед определяемым
словом, указывая, к какой группе названий
(мужчин, женщин, городов, деревьев и т.д.)
оно относится.