Образ ведьмы в немецкой культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:54, доклад

Описание работы

Задачи работы – изучить образы ведьмы в литературе и фольклоре Германии, найти классический, общий образ женщины, сведущей в колдовстве. Понять, какое место занимает этот фольклорный образ в культуре немецкого народа.

Работа содержит 1 файл

Die Hexen.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

Шабаш ведьм (ведовские сборища, сеймы или Hexenabbat) – мнимые торжественные ночные собрания ведьм и других лиц, которые поклонялись дьяволу, приносили ему жертву; они устраивали бесстыдные оргии и пляски. Со временем вокруг понятия «шабаш» сложился, с одной стороны, цикл легенд чисто народных, с другой – церковных. Во всех мифологиях чародеи (ведуны, шаманы, ведьмы) отличались волшебной властью над стихийными явлениями (даже в сказке Пройслера упоминается ведьма травяная и ветряная).

У немцев главный полет ведьм происходит в Вальпургиеву ночь (Walpurgisnacht). Считалось, что ведьмы садились верхом на метлы, вилы или козлов и слетались на горный массив Гарц, где проводили время в диких пирах и плясках с демонами и самим дьяволом. Монтегю Сам-Мерс в 1926 году отмечает в своей «Истории колдовства и демонологии»: «По убеждению крестьян, в Германии в полночь последнего дня апреля не оставалось ни одной вершины холма, на которой бы не толпились ведьмы и демоны». Самые большие шабаши проводились над Лысой Горой в Киеве и на горе Броккен в Германии – высочайшая вершина Гарца в графстве Штольберг-Вернигероде в Магдебургском округе прусской провинции Саксонии. Эта гора упоминается в «Фаусте» Гете, в путевых записках Ганса-Христиана Андерсена, в дневниках Гейне. Гора Броккен для немецкого народа играет такое же важное культурное значение, как для россиян образы тридесятого государства, царства Гороха, Берендея или земли Кощея Бессмертного. Несколько отдельных гор рядом с Броккен получили прозвища «Колодец ведьм» и «Ведьмин алтарь». Вокруг Броккена располагается знаменитый «Черный лес», описанный Вильгельмом Гауфом. Если подниматься по тропе выше, становится больше корявого сухостоя. По поверьям, вредоносное колдовство иссушает все вокруг. Существует версия, что вся растительность, которая могла гореть на Броккене, была изведена нечистью еще в стародавние времена. Заставляет поверить в существование сверхъестественных сил и знаменитый «призрак горы Броккен», который был описан людьми впервые в 18 веке. Явление заключается в том, что если смотреть в сторону, противоположную солнцу, можно наблюдать что-то похожее на тень великана, окруженную ярким сиянием.

В Германии любители сверхъестественного из небольшого городка Санкт-Андреасверг у подножья Броккен организовали целый праздник. В знаменитую ночь они показывают свое истинное лицо: нос крючком, в бородавках, всклокоченные волосы. По этим приметам, по словам местных жителей, «можно узнать настоящую ведьму». В празднике участвуют только женщины – с древних времен люди верили, что вызывать ураганные ветры, ливни, наводнения, чуму и прочие напасти умеют только женщины. Именно поэтому во времена Инквизиции их чаще всего и обвиняли в колдовстве. Ведьмы горы Броккен славились во всей Европе своими знаниями и особо неукротимым нравом. Участь случайных очевидцев Вальпургиевой ночи обычно была очень плачевна. По старинным источникам известно, что если кого-то замечают, жизнь их тут же заканчивается под жертвенным ножом. Если ведьмы ничего не заметили и случайный свидетель шабаша не повредился умом, ему лучше держать язык за зубами – его наверняка пытаются сжить со света. В эту ночь все обыватели запирали свои дома на все засовы и затыкали в домах щели.

На сегодняшний день гора Броккен превращена в туристический центр – открыта гостиница «Приют ведьм» и специальный музей. Можно покататься на виртуальной метле, наблюдая за своим полетом. Существует возможность так же узнать способ приготовления мази для колдовских полетов или от ран (если верить Пройслеру, Маленькая колдунья использовала «лягушачью икру, мышиный помет», подмешивала туда «порошок растертых зубов летучих мышей», добавляла «немного болотной воды» и долго кипятила все это на открытом огне).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

       «100 Известнейших образов мифологии» под общей редакцией доктора филологических наук проф. Елены Таланчук

       Словарь символов, Потапенко О. И., Дмитренко М. К., Потапенко Г. И. и др., 1997.

       А. Я. Гуревич. Ведьма // Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 62-66

       Johannes Dillinger: Hexen und Magie. Eine historische Einführung. Campus, Frankfurt M 2007

       Wolfgang Behringer: Hexen und Hexenprozesse in Deutschland. dtv, München 1993

       Герд Шверхофф ОТ ПОВСЕДНЕВНЫХ ПОДОЗРЕНИЙ К МАССОВЫМ ГОНЕНИЯМ Оп.: альманах "Одиссей-1996"

       Грета Ионкис. Реформатор Мартин Лютер. «Вестник» №23 (308), 2002.



Информация о работе Образ ведьмы в немецкой культуре