Образ ведьмы в немецкой культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:54, доклад

Описание работы

Задачи работы – изучить образы ведьмы в литературе и фольклоре Германии, найти классический, общий образ женщины, сведущей в колдовстве. Понять, какое место занимает этот фольклорный образ в культуре немецкого народа.

Работа содержит 1 файл

Die Hexen.doc

— 61.50 Кб (Скачать)


РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: студентка группы 301 Добровольская Екатерина

Введение

Тема моей работы – «Образ ведьмы в немецкой культуре». Задачи моей работы – изучить образы ведьмы в литературе и фольклоре Германии, найти классический, общий образ женщины, сведущей в колдовстве. Понять, какое место занимает этот фольклорный образ в культуре немецкого народа.

Мы, современные люди, привыкли смотреть на мир через призму науки: трезво и рационально. Даже самые поразительные проявления стихии, такие, как землетрясения, наводнения, извержения вулканов, солнечные и лунные затмения, не вызывают в нас того ужаса перед неведомым, что некогда владел нашими предками. Ибо мы знаем, что за явлениями природы скрываются не Бог, не Дьявол, не злые духи, а слепые силы, укрощенные теми общими законами, что известны нам из мира физики, силы, которые мы способны постичь, рассчитать и измерить. Поэтому современный человек видит себя скорее властителем природы, нежели ее жертвой.

 

Однако в древние века, в эпоху Средневековья и даже в начале Нового времени люди воспринимали мир совершенно иначе. Он был таинственным и загадочным. И поскольку причины всего, что происходило с ними и вокруг них, были недоступны их пониманию, и поскольку не могли они объяснить, в чем же суть грозы и града, засухи и наводнения, эпидемий чумы и нашествий насекомых-вредителей, болезней и смерти, ночных кошмаров и душевных болезней, - все эти ужасные явления, события и удары судьбы. Они невольно приписывали темным силам: богам и полубогам, феям и эльфам, дьяволам и демонам, призракам и неупокоенным душам, обитавшим в небе, под землей или в воде. Люди мнили себя добычей этих вездесущих духов, ибо от их милости или гнева могли зависеть счастье или несчастье, здоровье или болезнь, жизнь или смерть.

 

Эту "донаучную" картину мира дополняла вера в колдунов и колдовство. За ней таилось представление людей о том, что должны существовать такие способы и средства, которые позволили бы вступить в контакт с миром демонов, определяющих наши судьбы. В том же, что в принципе это, возможно, не сомневался никто. Впрочем, для этих контактов нужны были особые знания и способности. Это было уделом немногих. Но эти немногие могли вызывать добрых и злых духов, принуждать их служить себе, добиваясь с их помощью необычайной власти - власти колдовской.

 

 

 

 

 

 

 

Образ ведьмы в немецкой культуре

Слово «ведьма» в русском языке ….. Ведьма в немецком – die Hexe. Корни этого слова можно обнаружить языке людей, проживавших на территории Западной Германии. В 1809 году, в Касселе, всемирно известным сказочникам братьям Гримм была рассказана их первая сказка – «Гензель и Гретель», история о потерявшихся детях, которые чуть было не стали жертвами старой ведьмы, жившей в лесу, но благодаря смекалке и хитрости дети смогли остаться в живых. Разумеется, образ ведьмы – чаще всего, старухи с седыми волосами, скрюченными пальцами, худой, как палка, нередко с вечным спутником черным котом, - сформировался намного раньше.

Исторические источники сообщают нам, что братья Гримм ездили по Германии и собирали сказки и народные предания; в то время Германия была раздроблена на несколько десятков небольших государств, и осуществить объединение можно было только при помощи искусства. В основу сказок братьев Гримм легли германские легенды, поверья и сказки, которые различались друг от друга в зависимости от того, где находился тот или иной город, то или иное поселение или деревня. Нередко в этих легендах языческие боги становились мифическими существами, а богини – превращались в ведьм. «Колдуны и ведьмы, — писал Мартин Лютер, отец Реформации, в 1522 году, — суть злое дьявольское отродье, они крадут молоко, навлекают непогоду, насылают на людей порчу, силу в ногах отнимают, истязают детей в колыбели, понуждают людей к любви, и несть числа проискам дьявола».

Каковы были представления о ведьмах у людей позднего средневековья? По мнению ученых того времени, ведьмами и колдунами были скверные люди, и притом по преимуществу представительницы женского пола, которые заключили договор с дьяволом, чтобы с его помощью, применяя разнообразные колдовские средства, причинять всяческий вред жизни, здоровью, имуществу, домашнему скоту, посевам и садам других людей; люди, участвовавшие в ночных шабашах, проходивших под председательством дьявола, который являлся им во плоти и которому они оказывали почитание; Иисуса Христа, церковь и таинства они дерзко отрицали и поносили; люди, которые на свои шабаши и к местам своей вредительской деятельности отправлялись с помощью дьявола по воздуху с большой быстротой, творили меж собой и с дьяволом половое распутство разнузданнейшего толка и образовывали большую еретическую секту; наконец, это люди, которые легко могли превращаться в животных, таких как кошка, волк или мышь, и в таковом обличье являться людям , Это непревзойденное по точности определение принадлежит Иозефу Ханзену, важнейшему из классиков истории ведовства в Германии

В немецком фольклоре главенствующую голь играет Фрау Холле – языческая богиня смерти, - которая известна как Госпожа Метелица. Именно Холле стала первым прототипом «старой злой ведьмы», хоть она и поощряла трудолюбивых и усердных, и наказывала ленивых. Происхождение образа матушки Холле трудно проследить, но считается, что этот персонаж возник из скандинавской мифологии, где она связана с другими главенствующими божествами, включая Фригг и Хелль. В германском дохристианском фольклоре эта «ведьма» была богиней погоды, ясной, дождливой или снежной. Она так же связана с фигурой германской Пехты – другой «ведьмой», которая обитала на дне колодца и ездила на колеснице, и носила с собой веретено. Сама легенда об этой богине происходит из устного народного творчества в Центральной Германии, из местности, которая сейчас известна как Гессен. До сих пор в Гессене, когда говорят, что «Холле готовит себе постель», это обозначает, что идет снег, то есть «ведьма» перетряхивает свою перину.

Можно сделать вывод, что матушка Холле, ровно как и ряд других языческих богинь, одна из наиболее устойчивых женских легендарных фигур в Германии. Ее образ, пусть измененный, выжил в поверьях и в памяти людей в девятнадцатом веке, пережив знаменитое время Инквизиции.

Злой ведьмой Госпожа Метелица стала во время повальной христианизации Европы – во время печально известной «Охоты на ведьм».   «Территория Германии покрыта полностью кострами, которые сложили для сжигания ведьм» - так писал в шестнадцатом веке один опытный судья над ведьмами. Католические священники превратили эту языческую богиню, а так же много других сказочных существ в последователей Сатаны, чтобы способствовать возвышению христианства. Немецкий авторитет, в преследовании и гонении ведьм, Питер Бринсфельд, в 1590 году, указывает следующие наименования ведьм: lamia [кровососущий ночной вампир], sortiariae mulier [гадалка на костях], strix [ночная хищница], vir sortilegi [колдун], incantator [магик], magus [знахарь-исцелитель], femina sage [умная женщина], maleficius [приносящий вред колдун], veneficia [отравитель].

Братья Гримм, собирая материал для сказок, не смогли объединить эти два образа, вместо этого разделив их – таким образом, мировая литература получила еще один отрицательный образ ведьмы, которая оказала большое влияние на последующее творчество многих писателей-романистов.

Рассмотрим классический образ ведьмы. В сказке «Гензель и Гретель» братья Гримм дают классическое описание злой колдуньи: «… У ведьм всегда бывают красные глаза, и видят они вдаль плохо, зато у них нюх, как у зверей, и они чуют близость человека». На многих картинах и гравюрах XVI—XVIII веков (от Питера Брейгеля-старшего и Альбрехта Дюрера до Франсиско Гойи) изображен один и тот же сюжет: обнаженные женщины, молодые и старые, в окружении магических книг, черепов, змей и жаб варят в котлах свое отвратительное зелье либо на козлах, собаках и ухватах летят на ночное сборище.

В христианстве ведьма – один из ярчайших персонажей демонологии. Ее описание, характеристики, характер детально представлены в литературе. Ведьма в культуре Европы, чаще всего, символизирует абстрактное зло; иногда она может выступать символом смерти. Так описывались немецкие ведьмы: «Они только внешне благочестивы, такое милое поведение – это хитрая уловка Дьявола, чтобы не быть раскрытой – ведьма делает все тоже самое, что и порядочный верующий». В Германии разделяли ведьм на две категории — «от рождения» и «учёных». Прирождённая, природная, или «от рождения» ведьма появляется, если у кого-то рождается подряд семь девушек, а между ними ни одного мальчика, или является представительницей третьего поколения внебрачных девушек или является просто дочерью ведьмы (в зависимости от региона). Прирождённая ведьма могла родиться у матери, которая, будучи беременной, готовила праздничные вечерние кушанья и ненароком проглотила уголёк, или же когда ребенка ещё в утробе матери прокляли «в такую минуту». Или когда ребёнок рождается вследствие чужой смерти.

«Учёная» ведьма набирается своих сверхъестественных сил от другой ведьмы, или от чёрта, вообще от нечистой силы. Отличия между «прирождённой» и «учёной» ведьмами в том, что прирождённая ведьма может иногда и исправить причиненный вред, но ученая никогда этого не сделает: «Хуже ведьма ученая, чем прирожденная».

Другое описание женщины ведущей, очень похоже на то, что дают знаменитые братья-сказочники. «Бледное, морщинистое лицо, крючковатый нос, который ловит всяческие запахи, большие алчные губы, каждый глаз по пятаку, недвижимые веки, которые не может пошевелить даже направленный в глаза солнечный луч – вот портрет нечестивого существа в облике женщины, без участия которой не обходилось ни одно нехорошее дело на земле». Ведьма в европейской культуре обладает сердитым и мстительным характером. Характерной особенностью ведьм является умение быть «всегда молодой» и перевоплощаться в разные образы.

В современной жизни христианских народов нехорошую, сварливую женщину или человека, умеющего влиять на ход событий, много знающего о нем, тоже называют ведьмой.

Немецкий писатель Отфрид Пройслер посвятил ведьмам целый цикл своих рассказов, названных – в переводе – «Истории о маленькой Бабе Яге». В этой сказке маленькая ведьма нарушает все правила, принятые в обществе ведьм. Ведьмы «взрослые» в сказке Пройслера – злые колдуньи, и хорошим у них считается все то, что у людей считается плохим. Маленькая колдунья, будучи непослушным ребенком, совершает как поступки, которые считаются преступлением в обществе ведьм (делает добрые дела, заводит друзей, помогает с помощью магии нуждающимся), как и те, которые не поощряются и у людей тоже (например, отлынивает от учебы, пробирается без разрешения взрослых на различные мероприятия). В сказке Пройслера ведьмы летают на метле, и для того, чтобы сдать экзамен, нужно выучить и теорию, и практику. В Средние Века, в разгар Инквизиции, наличие книг в доме у женщины приравнивало ее к ведьме. В произведении у Маленькой колдуньи есть учебник, полный заклинаний и зелий, тайного знания о том, как нужно колдовать. Главной героине – «всего сто двадцать семь лет», что по меркам пройслеровских ведьм является «детством». Пройслер так же использует классические детали, чтобы воссоздать образы «взрослых» ведьм – они собираются на шабаш, летают на метлах, портят простым людям жизнь, используют свои сверхъестественные способности и творят зло. «Они блеяли, каркали, мычали, кукарекали и визжали. Иногда они грохотали громом и швырялись молниями». Ведьмы Пройслера – злые, надменные и жестокие.

Повторяет образ классической ведьмы и другой немецкий писатель – Эрнст Гофман. В своем произведении «Золотой горшок» существует особый, тщательно прописанный персонаж – старуха-ведьма, которая «есть дочь пера черного дракона и свекловицы».

Классическая ведьма в немецкой литературе использует не только метлу; она может летать на вилах и козлах. Так, Иоганн Гете в «Фаусте» в части «Сон в Вальпургиеву ночь» (Мефистофель привозит Фауста отпраздновать вместе с колдуньями эту ночь) описывает прибытие ведьм на шабаш в ночь Вальпурги:

«На Брокен все! Толпа густа;

Посев был зелен, рожь желта.

Там Уриан вверху сидит:

К вершине ведьмам путь лежит.

Средь гор и скал, с метлой, с козлом, -

И вонь и гром стоят кругом.

Старуха Баубо в стороне

Летит на матушке-свинье!

Хвала, кому хвала идет!

Вперед же, Баубо! Пусть ведет!

На дюжей свинке Баубо-мать

Достойна хором управлять».

 

Немецкие ведьмы после данного произведения приобрели особую популярность, их образ начал обрастать подробностями, а быт ведьмы – деталями. Мы знаем, из чего ведьма может сварить колдовской отвар – выбрать в качестве ингредиентов жабью игру, лапки паука или лапу ворона, что в ее силах – приворожить человека, отвести его, запутать, даже убить, а что нет.

Любимое время суток немецкой ведьмы – это ночь. На юго-западе Германии даже организован специальный праздник, во время которого на улицах появляются пугающие ведьмы и наводящие ужас черти. Шествие тысячи людей проходят с диким шумом под звон колокольчиков и барабанный грохот ночью. Эта традиция, исчезнувшая в эпоху Возрождения, была восстановлена в начале 20 века.

Считается, что наиболее ведьма сильна в канун 1 мая, когда открываются границы между мирами, и нечистая сила всех мастей собирается на свой праздник. Изначально, этот день был языческим праздником весны, один из наиболее значительных, так как был посвящен плодородию. Этот праздник отмечали все германские народы. Оксфордский словарь Святых говорит, что «День Святой Валупурги, 1 мая, неуместно совпал с языческим праздником начала лета и шабашами, обряды которых не имеют никакого отношения к святой Валупурге». И все же, германские народы придают названию «Вальпурга» языческое прочтение.

Оригинальная форма названия – Вальдбурга (Wald-Burga – защитница леса). Однако, есть похожее имя, Валубург (Waluburg), принадлежало германской провидице во втором столетии нашей эры; вероятно, что оно происходит из слова «Walus» (палка или посох), или слова «Volva». Ночь Вальбурга – время сбора ведьм на горе Броккер в горном массиве Гарц, который известен красивейшими средневековыми городами и шахтами, легендами, преданиями, в которых есть место и домовым, и гномам, и проклятым сокровищам. Но прежде всего, это место упоминается как место ведьмовских сборищ еще в пятнадцатом столетии. Первое официальное упоминание об этой ночи появилось в протоколах Инквизиции.

Информация о работе Образ ведьмы в немецкой культуре