Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:00, биография
Биография. Картины. Избранные произведения.
МАИ
ИНСТИТУТ
ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Реферат
на тему: «Лукас Кранах»
Работу проверила:
Кравченко В.В.
Автор работы:
Колпакова
А.К. д/о 3 курс
МОСКВА
2010
Кранах Лукас Старший (1472—155
Немецкий живописец и график эпохи Возрождения, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Большую часть жизни работал в Виттенберге при дворе саксонского курфюста Фридриха Мудрого и его преемников. Создавал алтарные композиции, писал картины на библейские и мифологические сюжеты, жанровые сцены, сцены охоты. Известен как замечательный мастер портретного жанра. Был близким другом Мартина Лютера, писал его портреты, создавал произведения, выражавшие идеи Реформации. В позднем творчестве Кранаха нарастают черты, предвосхитившие европейский маньеризм 1530—50-х гг.: манерные и жеманные изображения, выполненные по заказам знати и в большом количестве размножавшиеся мастерской художника. Работал в гравюре, одним из первых в Европе начал создавать цветные оттиски.
Биография
Лукас Кранах Старший родился в 1472 г. в местечке Кронах в Верхней Франконии (северная часть нынешней Баварии) в семье живописца, известного лишь по упоминаниям. С рождения Кранах носил фамилию Зюндер (другие варианты правописания — Зундер, Зондер), впоследствии стал называться Лукасом и взял в качестве фамилии название родного городка, звучавшее тогда как Кранах. Предположительно, изобразительному искусству Кранах изначально учился у своего отца.
Усвоив
основы ремесла, молодой
В 1505 г.
Кранах получает место придворного
живописца при дворе
За 45 лет, прожитых в Виттенберге, Кранах из безродного странствующего живописца превратился в самого богатого жителя города, многоуважаемого члена городского управления, дважды избиравшегося бургомистром. Он содержал большую мастерскую, был владельцем нескольких домов и земельных участков, аптеки, книжной лавки и типографии. Женился Кранах на дочери богатого виттенбергского пивовара, тем самым умножив свои богатства.
В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон. Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. Екатерины». Лишь после нидерландского путешествия Кранах вновь обратился к живописи, работая в различных ее жанрах. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь»), и картины на библейские темы («Рождество Христа»), и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса»), и жанровые сцены, и сцены охоты («Охота на оленей»).
С 1510-х гг. в творчестве Кранаха нарастают черты, предвосхитившие европейский маньеризм 1530—50-х гг.: манерные и жеманные изображения, выполненные по заказам знати и в большом количестве размножавшиеся мастерской художника («Нимфа источника», «Суд Париса»).
На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. Его портреты пользовались большой популярностью. Моделями Кранаха были саксонские курфюсты и члены их семей, вельможи, деятели церкви и науки («И. Шёнер»). Особое место в ряду образов, созданных художником, занимают портреты Мартина Лютера и его сподвижника Меланхтона, считающиеся единственными их изображениями. Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. и вскоре переросло в тесную дружбу. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации, иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»).
После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». Кранах стоял во главе саксонского посольства, прибывшего к курфюсту Иоанну III Миротворцу, чтобы посватать его дочь, принцессу Сибиллу Клевскую, за принца Иоганна Фридриха. В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»).
В 1550 г. курфюст Иоганн Фридрих, впавший в немилость императора Карла V, был взят в плен, а затем отправлен в ссылку. Верный своему воспитаннику до конца, Кранах следует за ним сначала в Аугсбург, а затем в Веймар.
16 октября
1553 г. Лукас Кранах скончался.
Картины
В ранних
произведениях Кранах выступал
как смелый новатор: дерзкая правдивость
образов, резкая асимметрия композиции,
напряженное и экспрессивное цветовое
решение как бы предвосхищают грядущие
общественные потрясения в Германии («Распятие»,
1503, Старая пинакотека, Мюнхен). В других
картинах Лукаса Кранаха, напротив, господствуют
сказочно-идиллическое начало, поэтическое
восприятие природы, во многом послужившие
дальнейшей основой для сложения дунайской
школы живописи («Отдых на пути в Египет»,
1504, Картинная галерея, Берлин-Далем).
В период работы художника в Виттенберге
окончательно определился противоречивый
творческий облик Кранаха, отразивший
сложность эпохи и формировавшей его среды.
Достижения ренессансного искусства,
идеалы возрожденческого гуманизма претворены
в «Алтаре святой Екатерины» (1506, Картинная
галерея, Дрезден) и «Княжеском алтаре»
(1510, Государственная галерея, Дессау),
в картинах «Венера и Амур» (1509, Государственный
Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Нимфа источника»
(1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг).
Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером
способствовала появлению в его творчестве
произведений, выражавших идеи Реформации
и протестантизма: иллюстраций к теологическим
сочинениям, портретов Лютера, многочисленных
гравюр («Проповедь Иоанна Крестителя»,
ксилография , 1516). Одновременно в творчестве
художника Лукаса Кранаха нарастали тенденции,
предвосхищавшие европейский маньеризм
1530-1550-х годов: сухие протестантские аллегории,
манерные и жеманные изображения обнаженного
женского тела, выполненные по заказам
знати и в очень большом количестве размножавшиеся
в мастерской художника.
На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета («Доктор Иоганн Куспиниан», 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур; «Иоганнес Шенер», 1529, Музей старинного искусства, Брюссель). Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: «Богоматерь» (Собор святого Якова, Инсбрук); «Распятие Христа» (Старая пинакотека, Мюнхен); «Покаяние святого Иеронима» (Музей истории искусства, Вена); «Мадонна с младенцем под яблоней» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Мадонна в винограднике» (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва), несколько изображений Адама и Евы под древом познания добра и зла (в Берлине, Дрездене, Флоренции и др. местах), истории Юдифи (в Вене, Дрездене, Штутгарте и т. д.), «Блудница перед Христом» (в Мюнхене, Касселе, Нюрнберге и Будапеште) и другие. Некоторые композиции Кранаха имеют культурно-историческое значение, так как исполнены в духе реформации и протестантизма. Картины Лукаса Кранаха мифологической тематики «Венера с Амуром», «Аполлон и Диана», «Амур и пчелы», «Геркулес с прялкой» и другие, созданные им самим, или вышедшие из его мастерской, повторяются затем во множестве экземпляров учениками мастерской художника. Портреты работы Кранаха, большого и малого размера, были распространены во многих коллекциях и художественных собраниях Европы. Такие как, например, портреты курфюрстов, Лютера, его жены, кардинала Альбрехта Бранденбургского и курфюрстины Саксонии Сибиллы. Немецкий живописец Лукас Кранах Старший также писал сцены княжеской охоты и жанровые картины. Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например, портреты курфюрстов, Мартина Лютера и святого Иоанна Богослова) свидетельствуют об отсутствии у художника склонности к работам подобного рода. Зато многочисленные гравюры на дереве, исполненные в его мастерской, пользовались широким успехом у немецкой знати и бюргеров. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе Иоганна Твердого, заменившего брата на троне. Творчество Лукаса Кранаха в свое время оказало большое влияние на живописные школы центральной и северной Германии.
Избранные
произведения
«Венера и Амур», 1509, Эрмитаж
Алтарь Святой Анны (Триптих Торгау), 1509, Франкфурт, Штеделевский институт
«Мадонна», Эрмитаж,
Отдых Святого Семейства на пути в Египет,
Алтарь Святой Екатерины, Дрезденская Картинная Галерея, Дрезден,
Христос на оливковой горе, Дрезденская Картинная Галерея, Дрезден,
«Нимфа источника», 1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг,
Портрет И. Куспиниана, 1502-03, Собрание О. Рейнхарта, Винтертур,
Портрет С. Рейса, 1503, Германский национальный музей, Нюрнберг,
Портрет И. Шёнера, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель,
Портрет
герцога Генриха
Портрет Катарины Макленбургской,
«Кардинал Альбрехт Бранденбургский перед распятием», около 1520, Старая пинакотека, Мюнхен
Портрет принцессы Сибиллы Клевской в наряде невесты,
Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого,
Портрет Мартина Лютера
Юдифь
с головой Олоферна
Список литературы:
Искусство
Германии 16-го века
Картина Лукаса Кранаха Старшего «Покаяние
святого Иеронима» создана в 1502-1503 году.
Размер 56 x 42 см, дерево, масло. Картина
относится к ранним работам художника.
Собственно, юношеских работ художника
не сохранилось. В наиболее ранних из дошедших
до нас произведений, прежде всего в гравюрах,
можно отметить признаки связи Кранаха
с позднеготическими традициями (гравюры
на дереве 1502—1509 годов — «Распятие», «Святой
Иероним», «Искушение святого Антония»).
В них еще нет правильного перспективного
построения, они перегружены деталями,
в изображениях присутствуют элементы
мистики; сам рисунок кажется составленным
из запутанных вьющихся линий.