Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:58, курс лекций
1. Лексикология как дисциплина. Семасиология – раздел лексикологии.
2. Сущность значения.
3. Мотивация.
4. Структура значения. Сема. Семема.
5. Типы значения. Полисемия. Омонимия.
Лекция 1
1. Лексикология - (греч. lexis «слово», logos «наука») раздел языкознания, который занимается исследованием лексики. Предметом лексикологии является слово. Слово - важнейшая структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств. Таким образом, лексикология рассматривает словарный (лексический) состав языка в разных аспектах. Принято различать общую и частные лексикологии. Первая является разделом общего языкознания, изучающим словарный состав любого языка. Частная лексикология занимается исследованием вопросов, связанных с вокабуляром одного, в нашем случае немецкого, языка.
Изучение лексики в рамках лексикологии обнаруживает, что огромное количество слов языка — это не хаотическое скопление, а определенная система, так как все слова соотносятся и связываются друг с другом. Следовательно, в целом лексикология изучает словарную, то есть лексическую систему языка. Одним из основных разделов лексикологии является семасиология. Семасиология (от греч. semasia — значение и logos — учение) — наука, изучающая лексические значения слов и выражений и изменения этих значений. Например, глагол “nehmen” – лексико-семантическими вариантами семантической структуры этого слова являются: einnehmen (принимать), wegnehmen (отнимать), annehmen (принимать), überwinden (преодолевать), fliehen (спасаться бегством) и того 43 значения. Или
klappen – хлопать, стучать (I.die Tür/das Fenster klappt II. Es / nicht / etwas/ alles klappt)
Исходя из этого, можно сделать вывод, что семасиология – наука о значении слова, которая тесно связана с полисемией и омонимией.
2. Сущность значения
Язык и мышление не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Объективная действительность отражается в сознании человека и актуализируется при помощи слова, через его форму и значение. Самое важное в значении слова – это его обобщающий характер отражения действительности. В различных словах он проявляется по-разному. Например, слово das Porträt не вызывает у каждого из нас конкретную наглядную картинку (индивидуальный или групповой портрет, выполненный определенной техникой и т.д.), а лишь вызывает в нашем сознании обобщенную картину, которая отражает главные признаки этого предмета (денотата). Эти понятия о предметах и явлениях объективной действительности, т.е. о денотатах, возникают благодаря практическому опыту в сознании человека. На этом основывается одна из концепции определения значения слова, которую можно наглядно представить на следующей схеме.
Семиотический треугольник
Внешний элемент (последовательность звуков, графических знаков, т.е. звукографическая форма слова) – знак – связан с обозначаемым предметом или явлением действительности – денотатом, и с отражением этого предмета, явления в сознании человека – сигнификатом (концептом, понятием).
В данном случае под значением понимается отражение свойств предмета в сознании человека, происходящее посредством слова. Самой первой формой этого отражения реальности является восприятие. Оно индивидуально, также как и индивидуально представление о предмете. Денотат (референт) – чувственная ступень восприятия предмета. Сигнификат (понятие)– это существенные содержательные признаки предмета, понятие о целом классе данных предметов.
Однако значение слова не связано только с его звукографической формой. Один и тот же звуковой и/или графический комплекс может соответствовать нескольким значениям. В частности, это проявляется в наличии омонимов как внутри одного языка, так и при межъязыковых отношениях; например, слово, die Schwester (der Bruder, im Krankenhaus). Значение слова не привязано и к единственному предмету (референту, денотату), поскольку слово может быть использовано не только в прямом, но и в переносном значении (die Kuh). Значение слова не может быть сведено и к понятию, ему соответствующему, т.к. понятие универсально, а значение частно. Необходимо также учитывать и то, что знание значения слова не обязательно связано со знанием самого денотата или представлением о нем. Так, значение слова UFO (Unbekanntes Flug-Objekt) известно огромному числу людей, по естественным причинам никогда не видевших самого денотата. Слово выступает как носитель разных видов информации. Оно может сообщать информацию знаковую, включающую в себя лексическое значение слова, его грамматическое значение, а также группу дополнительных созначений — стилистическое, оценочное и так называемый «культурный компонент».
Значение слова – высшая ступень отражения действительности в сознании человека. Оно отражает общие и одновременно существенные признаки предмета, познанные в общественной практике людей.
Таким образом, значение слова - заключенный в слове смысл, содержание, связанное с понятием как отражением в сознании предметов и явлений объективного мира. Значение входит в структуру слова в качестве его содержания (внутренней стороны), по отношению к которому звучание выступает как материальная оболочка (внешняя сторона). Это единство внутреннего и внешнего в слове создается в результате установления постоянной и неразрывной связи между значением и звучанием. Значение слова и заключенное в нем понятие взаимосвязаны, но это не одно и то же. Понятие в слове всегда одно, а значений у слова может быть несколько.
3. Мотивация
В момент возникновения слова существует причина выбора той или иной звуковой, графической или структурной формы для передачи какого-то понятия. Признак, положенный в основу наименования и осознаваемый носителями языка как объясняющий, называется внутренней формой (мотивацией) слова. В дальнейшем эта причина может отойти на второй план или утратиться, может она и сохраниться.
Типы мотивации
1. Фонетическая мотивация
При естественной связи между значением слова и его звучанием говорят о наличии фонетической мотивация. К примерам фонетически мотивированных слов относятся слова miauen, summen, zieschen и множество других так называемых звукоподражательных слов, звучание которых «объясняет» их значение.
2. Морфематическая мотивация
Морфематическая мотивация возникает путем образования новых слов (словообразования) по существующим в языке моделям, из существующих морфем. Например:
Rasenmäher (газонокосилка) = Rasen (газон)+mähen (косить)+er
Grasschneider (газонокосилка) = Gras (трава)+schneiden (стричь)+er
Rasenschneider (газонокосильщик) = Rasen (газон)+ schneiden (стричь) + er
3. Семантическая мотивация
Третий вид внутренней формы
слова — семантическая
Семантически мотивированное слово часто переходит из одной семантической сферы в другую и обладает переносным значением.
4. Этимологическая мотивация
Этимология – наука о
Слова, которые обладают этимологической мотивацией, давно утратили ее и кажутся в современном языке немотивированными. Например:
die Burg – (das Schloss, die Stadt) → der Bürger (Bewohner der Stadt)
Мотивировка слова может отражать и национальное своеобразие языка; так, один и тот же предмет может получать в разных языках названия, исходя из его разных признаков. Например, русское слово «клеенка» и немецкое слово “Waschtuch”. Первое семантически мотивировано признаком «способ изготовления», а второе — признаком «материал и его свойство». Особенно ярко национальное своеобразие мотивировки проявляется в ее фонетической разновидности; достаточно сравнить немецкое summen и русское «жужжать».
4. Структура значения. Сема. Семема.
В языке значение слова состоит из суммы семантических признаков – сем, которые реализуются в различных нюансах значения. Сема – минимальная единица содержания в языке, которая является составной частью лексического значения слова. Совокупность элементарных смыслов (сем) составляет структуру лексического значения, или семему.
В отличие от семы, семема - единица плана содержания более высокого уровня: будучи социально обусловленной, она выступает как содержательная сторона языковой единицы на коммуникативном уровне. Так, семема как обозначение содержания лексико-семантического варианта der Vater (термина родства) состоит из нескольких сем. Структура семемы выстраивается благодаря ее простейшим составляющим – семам. Таким образом, главное лексическое значение (семема) слова der Vater складывается из следующих сем: мужской пол, родитель, прямое родство, кровное родство.
Типы сем
1. категориально-семантические
Это признаки, которые характеризуют семему в целом. Они определяют, например, у слова, к какой части речи оно относится (глаголы обозначают процесс, прилагательные свойство предмета и т.д.).
2. лексические, индивидуальные, основные
Они образуют ядро семемы. Архисема – это родовая обобщающая сема, присущая всем единицам определенного класса и отражающая их общие категориальные свойства.
3. дифференциальные
Дифференциальные семы характеризуют отдельные стороны предмета в различных аспектах
4. коннотативные
Коннотативные семы - семы, выражающие дополнительные содержательные и стилистические значения (эмоциональные, оценочные и экспрессивные).
(слайд) Например, слово “schwarz”
schwarzes Kleid <Farbe>
schwarze Ränder <schmutzig>
schwarzes Brot <Roggenbrot>, <dunkel>
schwarzer Tee <bestimmte dunkle Teesorte>
schwarze Gedanken <traurige Gedanken>
(слайд) 5. Типы значения. Полисемия. Омонимия.
1. Грамматическое значение
Являясь элементом языковой
системы, слово подчиняется
2. Лексическое значение
Лексическая общность слов заключена, как правило, в корневой морфеме — носителе понятийной идеи. Лексическое значение, таким образом, представляет собой смысловую сторону слова и лишено стандартного (регулярного) выражения. Лексическое значение складывается из трех компонентов: денотативного, сигнификативного и коннотативного.
1. Денотативный компонент слова – это номинативный и информативный компоненты значения слова. Например, schlafen, der Hund
2. Понятийный или сигнификативный компонент, отражающий формирование понятий, связи слов в языковой системе, т.е. сигнификата. Сигнификат раскрывает существенные признаки явления действительности, составляя содержание понятия. Так, у слова der Tisch денотатом является обозначение класса конкретных серийных предметов – «вид мебели». А сигнификат представляет свойства данного класса предметов: «(вид мебели) в виде широкой горизонтальной доски на опорах, ножках».
3. Коннотативный компонент, определяющий эмоциональное отношение слова. Понятие коннотация обычно используется для обозначения «добавочных» (в основном, оценочных и эмотивно-экспрессивных) элементов лексического значения.
Например, Bohnenstange жердь для фасоли, человек, длинный как жердь
Полисемия
(слайд) Многозначность, или полисемия, слова (от латинского poly — «много»+ sema—«знак») — это наличие у языковой единицы более одного значения при условии семантической связи между ними или переноса общих либо смежных признаков или функций с одного денотата на другой.
Лексическая полисемия может
быть определена как «способность одного
слова служить для обозначения
разных предметов и явлений
Причины возникновения полисемии
1. Расширение значения
Слово начинает употребляться в новых контекстах, в новом окружении. Новые семемы возникают чаще всего вследствие метонимических и метафорических переносов. Например: Peter ist eine Banane (die Banane – Frucht, Peter ist lang und krumm)
2. Эллиптическое употребление и частая актуализация в определенных контекстах (регулярная полисемия). Например: die Schule 1. das Gebäude 2. die Lehranstalt 3. alle Schüler und LehrerInnen