Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:50, реферат
При произнесении согласных звуков (consonants) выдыхаемый воздух встречает полную или неполную преграду, возникающее при этом трение воздушной струи о стенки преграды создает шум, наличие которого является принципиальным отличием согласных звуков от гласных. Голосовые связки вибрируют при произнесении звонких согласных и сонантов, при произнесении глухих согласных они пассивны и не участвуют в артикуляции. Мышечное напряжение сосредоточено в месте преграды. Интенсивность шума согласных зависит от ширины прохода: чем уже щель, тем сильнее шум. Звонкие согласные звуки, при произнесении которых музыкальный тон превалирует над шумом, называются сонантами, или сонорными, остальные согласные называются шумными.
Условные обозначения: [m] – английские согласные
(м) – русские согласные
В английском языке при артикуляции ряда сочетаний согласных звуков или согласных с гласными внутри и на стыке слов следует обратить внимание на переход от одного звука к другому. Именно в этих случаях для правильного произношения требуется умение расслаблять подвижные органы речи, особенно язык и губы.
При артикуляции отдельно взятой фонемы выявляются три этапа:
Схематически этот процесс можно изобразить следующим образом:
Однако в процессе речи звуки сливаются в цепочки, и фаза рекурсии предыдущей фонемы накладывается на фазу экскурсии последующей фонемы. Тогда схема представляется такой:
При соединении фонем в цепочки органы речи приспосабливаются к быстрой смене артикуляций, обеспечивая более удобный переход от одной артикуляции к другой. При этом может меняться качество звуков. В подобных случаях имеет место их ассимиляция, адаптация или элизия.
Ассимиляция (assimilation) – это процесс изменения артикуляции согласного звука в потоке речи под влиянием артикуляции соседнего согласного звука, причем наблюдается уподобление одного звука другому.
Ассимиляция может быть частичной, когда возникают различные варианты фонем, и полной, когда имеет место полное уподобление артикуляций.
Изменение согласного под влиянием гласного или наоборот называется адаптацией (adaptation).
Процесс, при котором в поспешной или небрежной речи не реализуется артикуляция какого-либо звука, называется элизией (elision).
Существуют различные виды ассимиляций:
Ассимиляция по направлению имеет З вида и подразделятся на:
При прогрессивном направлении ассимиляции предшествующий звук влияет на последующий. Например, в словах stay [stei], style [staIl] взрывной звук [t] теряет аспирацию под влиянием предшествующего щелевого [s].
При регрессивном направлении ассимиляции последующий звук влияет на предшествующий. Например, в слове tenth [tenT] согласный [n] становится дентальным под влиянием согласного [T].
При взаимной ассимиляции два рядом стоящих звука оказываются под обоюдным влиянием, сообщая друг другу какие-то черты артикуляции. Например, в слове twin [twin] звук [t] становится огубленным, а звук [w] слегка оглушается.
a big table [q'bIg_'teIbl] – большой стол
a red star [q'red_'stR] – красная звезда
a glass vase [q'glRs_'vRz] – стеклянная ваза
dish-gravy ['dIS_"greIvI] – подливка
Исключение. Звуки [w], [l] и [r] частично приглушаются после глухих взрывных согласных. Сравните:
[w]
language ['lxngwIG] – язык quick [kwIk] – быстрый
dwell [dwel] – обитать twelve [twelv] – двенадцать
Звук [w] произносится слитно с предшествующим согласным звуком.
[l]
bland [blxnd] – вежливый planned [plxnd] – планировал
glass [glRs] – стекло class [klRs] – класс
middle [mIdl] – средний little [lItl] – маленький
[r]
braid [breId] – шнурок prate [preIt] – болтовня
gramme [grxm] – грамм cram [krxm] – ложь
dress [dres] – платье tress [tres] – коса
При артикуляции пары подобных звуков органы речи по окончании артикуляции первого звука не меняют своего положения, т.е. полная преграда не размыкается, что приводит к потере взрыва на стыке двух звуков. В этом случае взрыв заменяется глухой (после [t, р, k] или звонкой (после [d, b, g]) паузой. Только второй звук завершается взрывом:
that doll [Dxt_'dOl] – та кукла
stop blarney ['stOp_'blRnI] – не льсти
I like grapes [aI 'laIk_'greIps] – я люблю виноград
Когда вместе артикулируются два смычных
согласных звука разных мест образования,
то размыкание полной преграды по окончании
артикуляции первого звука
Stop talking ['stOp_'tLkIN] – перестаньте разговаривать
Don’t cry ['dqVnt_'kraI] – не плачь
good girls ['gVd_'gWlz] – хорошие девушки
Bob goes ['bOb_'gqVz] – Боб идет
Например, при произнесении сочетания альвеолярных [t,d] и губных [p,b]взрывных согласных звуков кончик языка следует держать прижатым к альвеолам до тех пор, пока губы не будут сомкнуты для губного звука:
that pen [Dxt_'pen] – та ручка
that book [Dxt_'bVk] – та книга
good pens ['gVd_'penz] – хорошие ручки
good books ['gVd_'bVks] – хорошие книги
Если при артикуляции пары взрывных согласных звуков первый взрыв теряется и заменяется паузой (нет пути для выхода струи воздуха), то при артикуляции сочетания взрывных и носовых смычных согласных звуков происходит так называемый носовой взрыв: полная преграда размыкается во время произнесения носового звука, так что выдыхаемый воздух выходит через полость носа. Таким образом, для получения носового взрыва полную преграду не следует размыкать до тех пор, пока органы речи не будут подготовлены для произнесения второго звука:
stop moving ['stOp_'mHvIN] – прекратите движение
a big map [q'bIg_'mxp] – большая карта
… stop near… ['stOp_nIq]
… stand near… ['stxnd_nIq]
…told me… ['tqVld_mJ]
…back not… [bxk_nOt]
Например, при произнесении сочетания альвеолярных взрывных звуков [t,d]и губного носового звука [m] кончик языка следует держать прижатым к альвеолам до тех пор, пока губы не будут сомкнуты для губного звука [m]; при этом и происходит носовой взрыв – воздух выходит наружу через полость носа:
that map [Dxt_'mxp] – та карта
good maps ['gVd_'mxps] – хорошие карты
Три сонорных согласных звука в сочетании с шумными согласными звуками могут образовать слог. Поэтому они и называются сонантами. Слогообразующими, однако, они являются не во всех случаях, а лишь в конечном безударном положении после шумного согласного или после немого гласного, следующего за шумным согласным. В следующих примерах протяжная артикуляция условна обозначена … , а граница между слогами – дефисом «-»:
gar-den ['gRdn…] – сад
does-n’t ['dAzn…t] – neg. от does
fat-ten ['fxtn…] – откармливать
driv-en ['drIvn…] – p.p. от to drive
doz-en ['dAzn…] – дюжина
pre-sent ['prezn…t] – данный
cot-ton ['kOtn…] – хлопок
ta-ble ['teIbl…] – стол
lit-tle ['lItl…] – маленький
doub-le ['dAbl…] – двойной
fi-nal ['faInl…] – финальный
lev-el ['levl…] – уровень
met-al ['metl…] – металл
blos-som ['blOsm…] – расцвет
Другие сонорные звуки [N, j, r, w] сонантами не являются, поскольку не образуют слоги (даже равный сонанту по длительности звучания протяжный звук [N]). Звук [N] артикулируется только вместе с гласным звуком, образующим слог. Звук [j] артикулируется только перед гласным звуком, который сам образует слог. Буквосочетания: «гласная + r или w + согласная» и «согласная + r или w + гласная» образуют слог благодаря гласному звуку, а не сонорному. Буквосочетания wr, wh произносятся как один согласный звук – [r], [h] или [w], каждый из которых образует слог вместе с последующим гласным звуком.
song [sON] want [wOnt]
yes [jes] wrong [rON]
star [stR] who [hu:]
write [raIt] when [wen]
tram [trxm]
При сочетании взрывных согласных звуков с носовыми обеспечивается путь струe воздуха, возникающей при размыкании полной преграды первого звука, через полость носа. Нечто подобное происходит при артикуляции звуков [pl, bl, tl, dl, kl, gl]. После артикуляции первого звука преграда еще не разомкнута, а органы речи уже подготовлены для произнесения звука [l]. Затем происходит размыкание преграды, и струя воздуха скользит вдоль щели, образованной одним или двумя краями языка и небом. Возникает так называемый боковой или продольный взрыв. В результате придыхания у глухих взрывных он происходит с такой силой, что звук [l] частично приглушается.
Приглушается: |
He приглушается: |
apple ['xpl] |
table [teIbl] |
battle ['bxtl] |
middle ['mIdl] |
cycle ['saIkl] |
single [sIngl] |
Кроме того, звукосочетания [pl] и [kl] перед ударным гласным произносятся слитно:
play [pleI]
clap [klxp]
1. При артикуляции щелевых
dish-gravy ['dIS_"greIvI]
both pens [bqVT_'penz]
five girls [faIv_'gWlz]
Глухие взрывные после звука [s] произносятся без придыхания:
this cat [DIs_'kxt]
this table [DIs_'teIbl]
this pen [DIs_'pen]
2. Взрывные согласные перед
that vase [Dxt_'vRz] – та ваза
a big fox [q'bIg_'fOks] – большая лиса
Bob showed ['bOb_'SqVd] – Боб показал
3. Альвеолярные звуки [t], [d], [n], [l] непосредственно перед межзубными [T]и [D] уподобляются последним по месту образования, т.е. теряют альвеолярность и сами становятся либо зубными, либо межзубными. При этом необходимо следить за тем, чтобы звук [t] перед звуком [D] произносился без взрыва и не озвончался, а переход от одного звука к другому происходил плавно:
…that thin… [Dxt_'TIn]
…at this… [qt_'DIs]
…had thin… ['hxd_'TIn]
…read this… ['rJd_DIs]
…can think… [kxn_'TINk]
…on that… [On_'Dxt]
…shall think… [Sxl_'TINk]
…all that… ['Ll_Dxt]
4. Для того, чтобы правильно произнести
сочетания глухих взрывных
а) произнося звуки [t] или [k], одновременно округлить губы для произнесения звука [w]:
twelve [twelv]
quick [kwik]
б) произнося звук [р], постепенно, плавно разомкнуть и округлить губы для произнесения звука [w]:
stop walking ['stOp_'wLkIN] – остановитесь
Звук [w] после глухого согласного приглушается, а глухой согласный теряет взрыв.
5. При произнесении сочетания звука [r] с предшествующим согласным оба согласных произносятся почти одновременно, слитно:
bread [bred]
great [greIt]
Если предшествующий согласный является глухим, то под его влиянием звук [r] тоже приглушается:
spring [sprIN]