Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:39, курсовая работа
Цель работы: выявить особенности функционирования и значений падежей в немецком и русских языках. Цель обусловила следующие задачи:
рассмотреть падежную систему немецкого и русского языков
проанализировать особенности оформления категории падежа в немецком и русском языках
выявить общее и различное в маркировке падежей обоих языков.
Введение.
Категория падежа существительного.
Значение и употребление падежей в русском языке.
Значение и употребление падежей в немецком языке.
Сравнительная характеристика.
Маркировка падежей в русском и немецком языках.
Заключение.
Педагогический институт
к защите___________________
Протокол № ____ от _____________2001 г.
на тему: категория падежа в русском и немецком языках
иностранных языков
Специальность 0217 филология
Группы 98Н2 Лебедевой Н. Е.
Сеник Т. А.
Введение.
Заключение.
Данная работа посвящена интересной теме в области сопоставительной грамматики: категория падежа в русском и немецком языках. Исследования в области сопоставления языков являются очень важными, так как помогают глубже проникнуть в суть грамматических явлений изучаемого языка, систематизировать знания грамматики родного языка и преодолеть интерференции со стороны родного языка.
Сопоставительным изучением языков занимались следующие лингвисты: Крашенинникова , Ярцева , Гак .
Предметом исследования курсовой работы является падежная система немецкого и русского языков. Объектом исследования являются функции и значения падежей в немецком и русском языках.
Цель
работы: выявить особенности
Основные методы исследования в данной работе являются сопоставительный метод и метод контрастивного анализа.
Материалом для исследования послужили примеры, взятые из немецкой художественной литературы.
Категория падежа – это грамматическая категория имени существительного, выражающая отношение обозначаемого им предмета к другим предметам, действиям, признакам (Розенталь Д. Е., 1985, стр. 193-194).
Вследствие
исторического родства
Падеж
есть форма имени, выражающая его
отношение к другим словам в составе
предложения или
В
современном русском языке
По мнению Виноградова В. В. из шести падежей в современном русском языке, вследствие богатства значений (и отчасти по происхождению), родительный и предложный можно было бы рассматривать как объединение по крайней мере двух падежей в каждом из них (Виноградов, 1986, стр. 204).
В современном родительном
Собственно-родительный объединяет значения качественного определения: девушка редкой красоты, человек большого ума, стол красного дерева; принадлежности: книга сестры, дом отца; субъекта: подарок матери, сочинения Пушкина, тормоз Матросова; объекта: чтение Маяковского (когда читают стихи Маяковского; но чтение Маяковского, т. е. чтение самим Маяковским чего-либо есть родительный субъекта).(Шведова, 1970, стр. 287) Эти значения возможны и при наличии предлогов, например: у него была красивая дочь, у этой книги кожаный переплет, у чемодана двойное дно и т. п.
Количественно-
Современный предложный падеж
также некоторыми учеными
Самое название «предложный» введено М. В. Ломоносовым, вследствие исключительного употребления этого падежа только с предлогами, вместо принятого в XVII в. названия «сказательный». Для древнерусского и старославянского языков этот падеж называется «местным» (поодному из главных значений); он первоначально употреблялся без предлога, как всё другие косвенные падежи: НовЪгород'Ь означало «в Новгороде».
Следует заметить, что мысль ряда исследователей о разделении родительного и предложного падежей на два имеет чисто научное значение.
Несколько подробнее можно остановиться на значениях творительного падежа.
Творительный приглагольный, т. е. зависящий от глагола, является в предложении дополнением или обстоятельством, реже сказуемым, и может обозначать:
1) орудие или средство: пишу пером; сюда же приближается значение творительного падежа в безличных оборотах: ветром оторвало лодку;
2) действующее лицо при глаголах страдательного залога: нашими учеными разрабатываются важные проблемы;
3)
объект или область
4)
время, место и способ действия
(творительный с
Особый случай применения творительного падежа представляет так называемый творительный предикативный, т. е. образующий (со связкой или без нее) составное сказуемое, например: он стал опытным инженером; студенты будут учителями и научными работниками(Современный русский язык, 1997, стр.145 - 150).
Близко к этому значению и значение творительного падежа, указывающего должность, положение, свойство лица или предмета, название которого стоит в винительном падеже при переходных глаголах называть, назначать, считать, признавать (кого? кем?). При замене действительного залога страдательным такой творительный делается обычным творительным предикативным: его избрали председателем — он избран председателем, его считают руководителем — он считается руководителем и т. п. (Шведова, 1970, стр.336)
Кроме творительного приглагольного, существует творительный приименный, т. е. зависящий от имен существительных (правда, близких по основам к глаголам: удар кулаком, ср. ударить кулаком, езда шагом, ср. ехать шагом) или от имен прилагательных: известный своими трудами ,сильный духом, слабый глазами.
Основное
значение винительного и дательного
падежей — это обозначение
объекта; винительный надеж чаще
всего употребляется после
Вследствие обилия значений косвенных падежей некоторые значения их выражаются не только падежными окончаниями, но и присоединением предлогов, например: родительный падеж — с предлогами, выражающими пространственные отношения (от дома, до школы, с гор, из городов) и целевые (для здоровья, для успеха); Дательный падеж — с предлогами, выражающими направление (к отцу, по дорогам); винительный падеж — с предлогами, выражающими пространственные отношения (на улицу, в дом, по колено) и временные (в год, в час);, творительный падеж — с предлогами, выражающими совместность (с другом) и пространственные отношения (под водой, за огородами, между деревьями); предложный падеж употребляется в современном русском языке только с предлогами (разнообразного значения).
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ (NOMINATIV)
Именительный падеж является исходной падежной формой имени существительного; в этой форме имена существительные помещаются в словарь.
Значение именительного падежа заключается в том, что в этой форме мы употребляем имя существительное, когда называем лица, предметы или явления:der Mensch, das Haus, die Zeit.
С этим значением связано оформление именительным падежом таких членов предложения, как подлежащее и предикатив, а также употребление именительного падежа в назывных предложениях и при обращении.
1.
Имя существительное в
Die Herden zogen auf die Weide, und es läuteten ihre Glöck-chen. Die liebe, goldene Sonne schien durch das Fenster und beleuchtete die Schildereien an den Wänden des Zimmers. (Heine. 1957, S. 49)
2.
Имя существительное в
Diederich Heßling war ein weiches Kind, das am liebsten träumte, sich vor allem fürchtete und viel an den Ohren litt. (H. Mann. 1965, S. 83)
3. Имя существительное в именительном падеже употребляется также в назывных предложениях:
Im großen Zimmer wurde eine Abendmahlzeit gehalten. Ein langer Tisch mit zwei Reihen hungriger Studenten. Im Anfange gewöhnliches Universitätsgespräch: Duelle, Duelle und wieder Duelle. Die Gesellschaft bestand meistens aus Hallensern, und Halle wurde daher Hauptgegenstand der Unterhaltung. (Heine. 1957, S. 28)
Информация о работе Категория падежа в русском и немецком языках