Интеграция и актуализация межпредметных знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Окружающий человека мир изменяется все быстрее и быстрее. То, что казалось вчера фантастикой, сегодня приходится осваивать в срочном порядке. Новые условия жизни выдвигают новые требования и открывают новые горизонты. Любая информация становится доступной. Главная особенность успешного человека в информационном обществе – умение этой информацией эффективно распоряжаться.
Современный человек находится в контексте всеобщей интеграции, инте

Работа содержит 1 файл

Интеграция и актуализация межпредметных знаний.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

     Глава 1. Роль интеграции в  процессе обучения

       Окружающий человека мир изменяется все быстрее и быстрее. То, что казалось вчера фантастикой, сегодня приходится осваивать в срочном порядке. Новые условия жизни выдвигают новые требования и открывают новые горизонты. Любая информация становится доступной. Главная особенность успешного человека в информационном обществе – умение этой информацией эффективно распоряжаться.

       Современный человек находится в контексте всеобщей интеграции, интегрируется все: экономики, науки, культура, подходы и концепции. Умение ориентироваться в этом водовороте, готовность к жизни и деятельности в активно взаимодействующем мире – одна из задач образования.

    1. Понятие интеграции в педагогике

       Интеграция в образовании - не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. «Рост научных знаний», - отмечал В.В.Вернадский, - быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам» [4, c.36]

       Интеграция необходима в современной системе образования. В современной школе учебные дисциплины противостоят друг другу, претендуя на большую значимость по сравнению с другими. В таких условиях о целостном восприятии мира у школьников не может быть и речи. В связи с этим возникает ряд проблем:

  • Школьники овладевают обрывочными сведениями. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не все связано и зависимо, и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе.
  • Узкая специализация и внутришкольная дифференциация приводит к разорванному знанию, отчужденному от человека.

       Интеграционные процессы в образовании - явление достаточно сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиции.

       Основная цель обучения на интегративной основе - дать целостное представление об окружающем мире - связана с повышением умственной активности учащихся, следовательно, необходимо определение психофизиологических основ интеграции знаний, четкое представление о фактических особенностях развития в детстве основных мыслительных действий.

       В педагогической, методической литературе широко используется очень большое количество терминов, связанных с корнем слова «интеграция», например: интегрированные и интегративные курсы, интегрированное обучение, интегрированный урок и так далее. При этом специалисты исходят из значения слова:

       Интеграция (лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие.

       На сегодняшний день имеется ряд специальных научных работ по педагогике, в которых современные ученые пытаются дать определение феномену педагогической интеграции. Приведем несколько примеров:

      - интеграция - «система органически  связанных дисциплин, построенная  по аналогии с окружающим миром...».  В основу интеграции положена  аксиома, что все в мире взаимосвязано и не существует в «чистом виде» (О.Г.Гилязова) [8, c.54];

     - интеграция - «движение системы к большой органической целостности» (И.П.Яковлев);

     - интеграция - «процесс сближения и связи наук, происхождений наряду с процессами   дифференциации, представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения» (Н.С.Сердюкова) [17, c.49];

     - интеграция - «ведущая  форма организации содержания   на  основе всеобщности   и   единства   законов   природы,   целостности   восприятия

     субъектом окружающего мира» (Г.А.Монахова);

     - интеграция - «целенаправленное объединение,  синтез определенных учебных дисциплин в самостоятельную систему целевого  назначения, направленную, но обеспечение целостности знаний и умений» (В.К.Сидоренко).

       Более полное понятие интеграции в педагогике дает В.С.Безрукова [2, c. 31]. По ее мнению, возможно построение определений педагогической интеграции на разных основаниях:

       Педагогическая интеграция - высшая форма взаимосвязи (разделов образования, этапов образования), которой присущи нерасторжимость компонентов, новая объективность, новая структура, новые  функции вступающих в связь объектов. (Основание для определения - специфические характеристики интеграции как высшей формы взаимосвязи.)

       Педагогическая интеграция - это высшая форма выражения единства целей, принципов содержания, форм организации обучения и воспитания, осуществляемых в нескольких разделах образования, направленная  на интенсификацию  системы подготовки  учащихся. (Основание для определения - содержание образования.)

       Педагогическая интеграция это создание укрупненных педагогических единиц на основе взаимосвязи различных компонентов учебно-воспитательного процесса нескольких разделов подготовки учащихся. (Основание для определения - понятие укрупненных педагогических единиц.)

       Объективная теоретическая оценка выделенных путем проведенного выше сопоставления дает основание вывести такое определение «интеграции» в педагогике.

       Педагогическая интеграция - это структурная целесообразно  организованная связь однотипных частей и элементов содержания, форм и методов обучения в рамках образовательной системы, ведущей к саморазвитию учащихся.

       Применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать несколько значений:

       Во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения). Результат такой интеграции - ученик получает те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, в которой все элементы связаны.

       Во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения). На стыке уже имеющихся традиционных предметных знаний учащиеся получают все новые и новые представления о явлениях окружающего мира, систематически дополняя их и расширяя (двигаясь в позиции по спирали).

       В-третьих, как результат - развитие учащихся. Установление связей между различными формами мыслительных процессов и предметным действием, обеспечивает целостность деятельности учащихся, ее системность.

       Научные исследования в области психологии и педагогики дают возможность утверждать, что обучение, построенное на идеях интеграции, не только возможно, но и обосновано необходимо для школьного возраста.

       Таким образом, интеграция - это не простое объединение частей в целое, а система, которая ведет к количественным и качественным изменениям, она должна иметь различные уровни. Одним из таких уровней являются межпредметные связи, о которых речь пойдет дальше.

       Помимо уровней интеграции, в педагогике выделяются ее виды. В.Т.Фоменко, А.Католиков различают горизонтальное и вертикальное интегрирование. Горизонтальное интегрирование - объединение сходного материала в разных учебных предметах, и вертикальное - объединение одним учителем в своем предмете материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности.

       Современное образование как средство освоения мира должно обеспечивать интеграцию различных способов познания мира и тем самым увеличивать творческий потенциал человека для свободных и осмысленных действий, целостного и открытого восприятия и осознания окружающей действительности. Интеграция предметов позволяет преодолеть диспропорцию, разрозненность знаний, научить учащихся оперировать ими на основе представления о мире, современном обществе.

       Результаты интеграционного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся, оно способствует интенсификации, систематизации учебно-познавательной деятельности, а также овладению грамотой культуры. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира. Иначе интеграция может превратиться в поверхностную констатацию - пародию на межпредметные связи.

       Таким образом, результатами интеграции может стать следующее:

  • знания становятся системными;
  • умения - обобщенные, способствующие комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной художественной деятельности человека в современных условиях;
  • усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся;
  • более эффективно формируются их убеждения и достигается всестороннее развитие личности.
 
     
    1. Понятие и классификация  межпредметных связей

       Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. 

       Cамостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи" [11, c.71].

       С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

       В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.

       Так, большая группа авторов определяет межпредметные связи как дидактическое условие, причем у разных авторов это условие трактуется неодинаково. Например: межпредметные связи выполняют роль дидактического условия повышения эффективности учебного процесса (Ф. П. Соколова).

       Ряд авторов дает такие определения межпредметных связей: «Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин»,   или такое: « Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками».

       Все выше перечисленные определения, конечно, верны, однако их нельзя считать полными. Для того чтобы вывести наиболее правильное и информативное определение понятию «межпредметные связи», надо учесть, что «межпредметные связи» есть, прежде всего, педагогическая категория, и сущностной основой ее является связующая, объединяющая функция. Исходя из этого, можно дать такое определение: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

       Межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного рычага активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Исследования психологов показывают, что межпредметные связи на первоначальных этапах их включения в познавательную деятельность ученика играют роль ситуационного или пускового, побуждающего стимула. Решая межпредметные  познавательные задачи, ученик направляет свою активность либо на поиск неизвестных отношений, в которых находятся известные  предметные знания, либо на формирование новых понятий на основе установленных конкретных межпредметных связей.

       В исследованиях известных ученых-педагогов (И.Д.Зверева [9],  Э.И.Скаткина [18], В.Н.Максимова [13] и других) межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения.

Информация о работе Интеграция и актуализация межпредметных знаний