Игровые методы преподавания иностранного языка на начальном этапе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:18, реферат

Описание работы

Реферат посвящён детальному рассмотрению игровых методов преподавания английского языка на начальном этапе обучения. Имеются примеры лексических игр.

Содержание

Глава 1. Игра в младшем школьном возрасте…………………………………. 3
1.1. Диагностический признак младшего школьного возраста………………..3
1.2. Игра как средство обучения, и ее развивающий эффект………………….8
1.3. Сюжетно-ролевая игра как ведущий тип деятельности ребенка младшего школьного возраста………………………………………………………….......11
Глава 2. Анализ методик преподавания с использованием игровых методов на начальном этапе обучения иностранным языкам………………………....16
2.1. Возможность использования игровых методов в преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения……………………………………...16
2.2 Использование игровых методов и игровых элементов на уроках английского языка……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………...………25

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

3 группа – интеллектуальные игры. Активизируют познавательную деятельность школьника, имеют проблемный характер решения задач.

5 группа – дидактические игры. Игры с готовыми правилами, которые служат для решения учебных задач. В эту группу входят собственно лингвистические игры, в которые играют на уроках иностранного языка. Лингвистические игры по количеству участников подразделяются на индивидуальные, парные и групповые. При этом к индивидуальным относят кроссворды, анаграммы, а к парным и групповым – игры типа бинго, совмещение аналогичных картинок и их нахождение с помощью вопросов, заполнение плана квартиры, диктант «в картинках».

На уроке иностранного языка можно использовать игровые элементы («warming-up activity» через создание проблемных воображаемых ситуаций, работа с игровыми упражнениями для повторения лексики по теме и другие). Весь урок может быть представлен в виде игры (проведение ролевой, интеллектуальной игры по теме, проведение игры на материале по страноведению и другие).

Для создания игровых ситуаций широко используют рисунки, описание ситуаций, инструкции, ТСО, тексты художественных произведений.

Большинство авторов считают целесообразным проводить игру на заключительном этапе работы с лексикой по данной теме, поскольку игра дает возможность использовать новый материал в ситуации общения. Но существует большое количество игр, применение которых на уроке сделает процесс усвоения новой лексики увлекательным занятием. Игры можно использовать на любом из этапов работы  над лексикой иностранного языка.

Игровые методики для работы на этапе введения новой лексики иностранного языка:

1) Игра-кроссворд по теме.

Описание: игра в виде поля из сетки 14 на 14 клеток, в каждой из которых написана буква алфавита. Среди букв зашифрованы слова по данной теме. Перед началом игры учащиеся  вместе с учителем читают и переводят слова из активного словаря. Задача  учащихся – самостоятельно отыскать среди букв данные слова, опираясь на  список в низу страницы.

Цель: ознакомление учащихся с лексикой по теме, запоминание графического образа слова.

Учащиеся играют индивидуально или в парах (в данном случае в игру привносится азарт).

2) Игра-разрядка (warming-up activity).

Описание: преподаватель встает на свободное место и говорит: «I like yoghurt but I don’t like cheese.» При этом он показывает рукой направо, говоря like и налево, говоря  don’t like.Задача учащихся – присоединиться к учителю справа и слева, предложив свой вариант. Например: I don’t like cottage cheese either, but I like margarine.

Данная игра подходит к любой теме. Цель: введение новой лексики, проговаривание новых слов в типичных ситуациях, эмоциональная  и физическая разрядка.

3) Игра-упражнение «Вставьте букву ».

Описание: преподаватель пишет на доске слова из активного словаря, пропускает одну или несколько букв. Задача учащихся – вставить пропущенные буквы.

Цель: повторение графического образа слова.

Игровые методики, для работы на этапе выработки навыка использования лексики под контролем преподавателя:

1) Игра « Крестики-нолики ».

Описание: преподаватель рисует сетку как для игры в крестики-нолики и заполняет их лексическим материалом, который хочет обсудить. Задача учащихся – выбрать клетку и объяснить понятие (слово). Если игроки все сделали верно, они получают право поставить крестик/нолик и продолжают игру. Учащиеся играют в командах или в парах.

Цель: использование новой лексики в речи под контролем преподавателя.

2) Игра « Соревнование ».

Описание: игра состоит из двух этапов. Учащиеся играют в парах. На первом этапе учащиеся пишут максимальное количество слов по теме. На втором этапе составляют диалоги с данными словами.

Цель: использование новой лексики в диалоговой речи.

3) Игра «Группы ».

Описание: игра проводится стоя, в движении. Под руководством преподавателя класс делится на две группы по разным признакам. Задача учащихся – сказать о преимуществах нахождения в данной группе.

Цель: мини - монологическое высказывание с активной лексикой под контролем преподавателя.

4) Игра - кроссворд «Прилагательные для описания людей».

Описание: учащиеся делятся на две группы – A и B. Преподаватель предлагает группам бланки с кроссвордом по теме, который заполнен только на половину. Слова у групп A и B не совпадают, а являются продолжением кроссворда. Задача учащихся – заполнить кроссворд новыми словами до конца, при этом объяснив другой команде значения  недостающих слов.

Цель: использование новой лексики в речи под контролем преподавателя.

Игровые методики для самостоятельного использования учащимися лексики в ситуации общения:

1) Игра - проект « Рецепт блюда».

Описание: учащиеся делятся на группы. Каждая группа создает свой «рецепт» и делает его презентацию. «Независимые эксперты по здоровому питанию» оценивают «рецепты» и высказывают свое мнение. На презентацию отводится 7 минут. Задача учащихся – подготовить монологическое высказывание по теме, спонтанно высказать свое мнение.

Цель: монологическое высказывание с активной лексикой, спонтанное высказывание в ситуациях общения.

2) Игра по теме «Здоровое питание».

Описание: рисунок в виде игрового поля с заданиями. Задача учащихся   пройти игровое поле, выполняя задания. Бросив кубик, участники говорят без остановки в течение 30 секунд.

Цель: совершенствование лексических речевых навыков в ситуациях устного общения.

4) Ролевая игра «В супермаркете».

Описание: преподаватель заготавливает «товар для продажи» в виде карточек с надписями. Задача учащихся – разыграть диалоги от лица покупателя и продавца, используя лексику на карточках.

Цель: развитие лексических речевых навыков в диалоговом общении.

Формы и приемы игровых методов были представлены в данной главе таким образом, чтобы отразить их многообразие. Игровые методы были подобраны в соответствии с этапами  изучения лексики иностранного языка, на каждом из которых можно применять определенные игровые методики.

Система занятий по английскому языку может включать серию словесно-коммуникативных игр и игровых упражнений, где моделируются определенные проблемные, а подчас и парадоксальные ситуации.

Например, дети ставятся перед необходимостью «прочесть» секретное послание, ключом к шифру которого является иностранное слово или простая фраза на иностранном языке; они играют в «живые» иностранные слова, используя эмпатию  -  прием вживания в образ слова и т.д.

Дети экспериментируют со звуковой оболочкой слов, самостоятельно создают из них своеобразные конструкции.

На занятиях практикуется пиктографическое письмо: вначале ребенок «переводит» простую фразу, произнесенную педагогом на родном языке, на «язык» пиктограммы, а через некоторое время, после того, как фраза забылась, он пытается воспроизвести ее по пиктограмме на иностранном языке. 

Для построения фразы ребенку предлагается «строительный материал» - набор слов, из которого предстоит выбрать нужные.

В работе реализуется идея синтеза слова и звука, слова и жеста. Дети различными способами «пропевают» иностранные слова и фразы, подыскивают их адекватное выражение в жесте, одновременно поют и жестикулируют и т.д.

При таком подходе занятия по развитию общения на иностранном языке не только создадут необходимые предпосылки для его усвоения в школе, но и внесут свой вклад в психическое развитие ребенка.

Достижению поставленной цели,  в значительной мере, способствует и внеклассная деятельность учащихся в области изучения иностранных языков, которая осуществляется в различных игровых формах: спектакль, музыкальный и литературный вечер, театрализованное представление, викторина и др.

Список использованной литературы

1.      Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.// Психология развития. СПб - М. – Харьков – Минск, 2001.

2.      Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: «Школа-Пресс», 1995.

3.      Гессен С.И. Фребель и Монтессори (Очерк философской теории игры) // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С.И. Гессена, доц. С.И. Карцевского и В.А. Ригана. – Прага: Изд. Земгора. – 1923-1924. - Кн.1.

4.      Кудрявцев В.Т. Исследования детского развития на рубеже столетий.//Вопросы психологии. – 2001. – №2.

5.      Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Т. I. M., 1983. С. 113.

6.      Педагоги отечества. Избранные педагогические труды в 70-ти томах./ Под редакцией Д. И. Фельдштейна / 2-е изд. М.: Издательство «Педагогика», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

7.      Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7-летнего возраста.//Психология дошкольника. М., 1998.

8.      Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.

9.      Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. – 1971. – №4.

 

 

 

24

 



Информация о работе Игровые методы преподавания иностранного языка на начальном этапе обучения