Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:18, реферат
Реферат посвящён детальному рассмотрению игровых методов преподавания английского языка на начальном этапе обучения. Имеются примеры лексических игр.
Глава 1. Игра в младшем школьном возрасте…………………………………. 3
1.1. Диагностический признак младшего школьного возраста………………..3
1.2. Игра как средство обучения, и ее развивающий эффект………………….8
1.3. Сюжетно-ролевая игра как ведущий тип деятельности ребенка младшего школьного возраста………………………………………………………….......11
Глава 2. Анализ методик преподавания с использованием игровых методов на начальном этапе обучения иностранным языкам………………………....16
2.1. Возможность использования игровых методов в преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения……………………………………...16
2.2 Использование игровых методов и игровых элементов на уроках английского языка……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………...………25
Д.Б. Эльконин выделил четыре уровня развития сюжетно-ролевой игры:
I уровень: центральным содержанием игры являются предметные действия. Роли не определяют действия, не называются детьми, а обозначаются после совершения игрового действия. Действия однообразны и повторяемы, их логика легко нарушается.
II уровень. На передний план выдвигается соответствие игрового действию реальному. Роли называются детьми. Логика действия определяется их последовательностью в реальной жизни. Расширяется число и виды игровых действий.
III уровень. Основным содержанием игры является выполнение роли и связанных с нею действий. Роли ясные и четкие, называются детьми до начала игры. Роль определяет логику и характер действий. Появляется специфическая ролевая речь.
IV уровень. Основным содержанием игры является выполнение действий, отражающих отношение к другим людям. На протяжении всей игры ребенок ясно проводит одну линию поведения. Действия развертываются в четкой последовательности, логичны, разнообразны. Сюжетно-ролевые игры в дошкольном возрасте, определяют развитие всех существенных сторон личности ребенка, подготавливает переход в новый период развития – школу.
Основные новообразования развития мотивационно-потребностной сферы определяются эмоционально-действенной ориентировкой ребенка в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности.
В соответствии с принятыми в отечественной психологии взглядами, ролевая игра считается высшей формой развития детской игры. Она достигает своего расцвета в дошкольном возрасте, выступая в этот период в качестве ведущей деятельности, а затем уступает свою ведущую роль учебе и больше не рассматривается в качестве самостоятельной движущей силы дальнейшего развития.
Но как же тогда относиться к ролевым играм детей более старшего возраста (а также играм взрослых). Наиболее легкое решение этого вопроса - не признавать их играми в принятом в педагогике и психологии смысле, ссылаясь на отсутствие в них истинно игровой мотивации. В некоторых моментах с этим взглядом можно согласиться. Действительно, мы имеем дело не с чисто игровой мотивацией, а с целым комплексом мотивов, побуждающих человека к игре.
В настоящее время наблюдается постепенное реформирование российской педагогики. Сегодня наиболее актуальными являются педагогические технологии.
Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, д.В. Менджерицкой. Среди авторов современных педагогических технологий выделяются несколько: Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Н.Ф. Тарловская, В.Я. Воронцова, С.И. Щербакова и т.д.
Исследование теоретического материала эволюции теорий об игровой деятельности ребенка в истории педагогики, основные игровые теории современной педагогики, особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников и младших школьников можно привело к следующим выводам:
Во-первых, игровая деятельность является основой развивающей деятельностью ребенка в возрасте 5-7 лет. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.
Во-вторых, именно сюжетно-ролевые игры, вкупе с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной роли.
В-третьих, именно проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль на сегодняшнем этапе представляется наиболее сложной из педагогических проблем, решаемых в технологиях, связанных с игровой деятельностью.
И, наконец, в-четвертых, грамотное использование сюжетно-ролевых игр, именно в младшем школьном возрасте во многом облегчит ребенку не только подготовку к школе в дальнейшем, но и наиболее быструю акклиматизацию в условиях начальной школы, поможет в изучении иностранного языка на начальном этапе обучения.
Имеются многочисленные психологические обоснования игры как элемента развивающего обучения. Есть основания полагать, что при выполнении роли образец поведения, содержащийся в роли, становится одновременно эталоном, с которым человек сравнивает свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля за выполнением этого образца. Ролевое поведение в игре является сложно организованным. В нем есть образец, выступающий, с одной стороны, как ориентирующий поведение и, с другой стороны, как эталон для контроля; в нем есть сравнение с образцом, то есть контроль.
Таким образом, сам механизм игры способствует формированию навыков адекватности контроля, то есть объективному самоконтролю и саомоотчету учащегося в оценке собственных учебных действий. А это и есть одна из целей учебной деятельности.
В отечественной педагогике и психологии широкое развитие приобрело исследование влияния игры на формирование умственных действий (П.Я.Гальперин, Д. Эльконин). Хотя эти исследования направлены, в основном, на старший дошкольный возраст, но элементы их можно смело обобщить и на младший школьный возраст. Развивающий эффект игры признан в споре П.В. Горностаева («Играть или учиться на уроке?») и А.В. Шероновой («К вопросу о применении игры на уроке»), развернутый на страницах журнала «Приложение к 1 Сентября» в 1999 году.
Однако большинство педагогов все-таки склонно использовать не игру как метод обучения, а игровые элементы как средство активизации и взаимоконтроля. Причем никакого приоритета игровым элементам в структуре обучения в сравнении с другими методами не отдается.
Необходимость разнообразия форм и методов обучения рождает инновационные формы урока, среди которых для начального этапа обучения наиболее применимы:
1. Уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: больница, школа, цирк, магазин и т.п.
Естественно, что инновационные уроки больше нравятся учащимся и по замыслу, и по методике организации и проведения. Анализ данных уроков показывает наличие в некоторой их части игровых элементов и методик.
Положительные моменты применения игровых элементов:
1. Разнообразие способов деятельности формирует заинтересованность.
2. Игровые элементы с командным аспектом способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащегося, так как именно познавательный аспект способствует выигрышной стратегии.
Большие потенциальные возможности для активизации, стимулирования познавательной деятельности учащихся, развития их мотивационно-потребностной сферы содержат, по мнению С.И. Гессена, не только методы, но и организационные формы и в первую очередь урок.
Уже тогда видными представителями педагогической мысли высоко оценивались такие неоспоримые его (урока) достоинства, как:
организационная упорядоченность,
возможность реализации систематического и последовательного характера овладения содержанием образования,
постоянный состав учеников одного возраста в классе
и, в связи с этим возможность для учителя работы с большой группой учащихся,
наличие условий для взаимообучения,
коллективной деятельности.
Но изменение социально-экономических условий вызвало пересмотр целей образования. В связи с этим, на первый план выходят такие требования к школе, как внимание к интересам учащихся, развитие чувств, воли, активности и самостоятельности мышления, творческого потенциала личности, что показало необходимость дифференцированного подхода к ученикам, а также формирование ряда умений, направленных на общение и сотрудничество со сверстниками, решение жизненных задач. Их реализация в рамках такой организационной формы, как урок, оказалась весьма проблематичной из-за следующих его недостатков: ориентировка на передачу знаний, формирование умений и навыков, пассивная позиция учащихся при руководящей роли учителя, ориентированность на среднего ученика, невнимание к интересам учащихся, недостаточность эвристических и исследовательских методов. Большинство педагогов и ученых, поэтому стремились предложить альтернативу ведущей форме обучения - уроку.
С.И. Гессен также предложил свой взгляд на проблему урока как ведущую форму обучения в начальной школе. Собственную позицию он изложил в трудах «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», «Структура и содержание современной школы», «Идея трудовой школы и лабораторный план» и других. Своеобразие его подхода, в отличие от Э.Белла, О. Декроли, И.А. Зиккигера, У.Х. Килпатрика, Дж. Ланкастера, Е. Паркхерст, и других, состояло в том, что он не стремился предложить какую-либо новую форму обучения вместо урока.
Для С.И. Гессена принципиально важным было выявить его резервы для активизации и стимулирования познавательной деятельности учащихся, их развития, формирования потребностей и мотивов.
Во взгляде ученого на проблему форм обучения вообще основополагающими явились философская концепция, сторонником которой он является, и идеи критической дидактики. Предложенные им формы имеют ряд особенностей. Они отличаются иерархичностью, то есть низшая форма по достижении высшей переходит в нее; преемственностью, то есть главным переходом из одной в другую, когда предыдущая просвечена последующей и является ее основой; связью с психофизиологическими особенностями того или иного возрастного периода, ростом личности ученика, что выразилось наложением форм на образовательные ступени. Выделяя три формы – игру, урок, творчество – ученый соответственно определяет игру ведущей деятельностью на ступени предшколы, место уроков в период эпизодического и систематического курсов, творчество – в рамках внешкольного образования (университетский курс).
Таким образом, рассмотрение урока невозможно без двух форм и связи с ними. Он представляет собой переходную ступень от игры к творчеству и имеет направленность на решение задачи продвижения ученика от образования к самообразованию, важность которой подтверждена современными педагогами. «Все обучение в школе должно быть поставлено так, чтобы у учащихся систематически формировалась потребность в расширении своего кругозора, и вырабатывались умения, необходимые для эффективных занятий самообразованием». Следовательно, ученый ставит вопрос о формировании активной, творческой, критически мыслящей личности в процессе обучения и решение его, по мнению С.И. Гессена, будет зависеть от умения учащегося достигать поставленных целей.
Но если творчество предполагает их постановку самому себе, то урок отличается тем, что здесь они даются извне, учителем. Поэтому организация урока невозможна без правильной постановки целей, которые характеризуются конкретностью и близостью ученику, должны быть такими, «как будто ученик их сам себе поставил». Это, во-первых. И, во-вторых, обусловлены возрастными особенностями учащихся.
Итак, урок представлен Гессеном С.И. как та основа, база, которая готовит учащегося к активной творческой работе, то есть решает задачу «приучения к познавательному труду, внедрения в научное мышление», что достигается формированием у учащихся умения следовать поставленной цели.
Такой подход потребовал пересмотра структуры урока, которая отличалась в традиционной школе однообразием и оставалась неизменной с первого до последнего года обучения. С.И. Гессен же подчеркивает, что «на низшей ступени, где урок непосредственно вырастает из правильно организованной игры, он еще в течение долгого времени должен оставаться связанным с игрой, как бы освежаться ею…». Другими словами, в период первого года обучения урок должен быть тесно взаимосвязан с игрой.
Предлагая такой подход, ученый наряду с проблемой форм предпринимает попытку решить проблему готовности и адаптации к учебной деятельности. В современной системе образования эти задачи решает первый класс четырехлетней школы, «главная роль которого подготовить ребенка к тому, чтобы он стал настоящим учеником», и, «где учение и игра идут рядом».
Таким образом, в системе начального образования, способствуя решению первоначальных задач на пути развития личности, необходимым является переплетение учебной деятельности и игры, из которого вырастает собственно урок.
Его организация должна способствовать реализации главной цели образования: осуществлять процесс учения «как естественное поступательное движение саморазвития личности».
Постепенно урок освобождается от игры и уже требует «пронизанности» творчеством, что выражается в организации поисково-исследовательской деятельности, предоставлении учащимся все большей самостоятельности.
Итак, игра имеет важное значение на начальном этапе образования и грамотное использование игры, именно в младшем школьном возрасте поможет в изучении иностранного языка на начальном этапе обучения.
2.2 Использование игровых методов и игровых элементов на уроках английского языка
Существует несколько групп игр, которые можно использовать на уроке английского языка, каждая из них служит определенной цели, имеет собственную специфику.
1 группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.
2 группа – творческие игры, сюжетно-ролевые игры. Применяются на уроках иностранного языка. Данные игры делятся на ролевые и симуляции (воображаемые ситуации). Первые считают низшим, а вторые – высшим уровнем этого вида учебной деятельности. В ролевой игре о каждой роли дается четкая информация и определенная ролевая позиция, а в симуляции дается задача, которую необходимо решить, что напоминает опыт из собственной жизни. Ситуация может быть и не совсем реальной, однако передается не ролевое, а собственное отношение к проблеме. Этот вид игровой деятельности особенно эффективен на продвинутой стадии обучения иностранному языку, так как предполагает спонтанные высказывания в рамках воображаемой ситуации.
Информация о работе Игровые методы преподавания иностранного языка на начальном этапе обучения