Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:06, курсовая работа
Цель работы: освоение методики работы по формированию грамматического
навыка у учащихся.
Задачи: 1) выявить цели обучения грамматической стороне речи
2) определить принципы отбора грамматического материала
3) рассмотреть основные этапы работы над грамматическим материалом
Грамматический разбор - специфический прием, применяемый преимущественно при повторении и закреплении знаний; он состоит в том, что выделенные для разбора конкретные языковые факты характеризуются с грамматической точки зрения на основе усвоенных ранее теоретических сведений. Так, например, после ознакомления учащихся с понятием «безличные глаголы» преподаватель предлагает найти их в данном тексте провести грамматический анализ, указав отличительные признаки. Чем больше будет подобрано слов в форме безличного глагола, тем понятнее станет для учащихся эта грамматическая категория, так как при этом абстрактное понятие наполняется конкретным содержанием. Грамматический разбор имеет значение и для развития логического мышления учащихся, так как приучает их рассуждать, обосновывать, сочетать общее и частное, абстрактное и конкретное.
Прием сравнения применяется при всех методах работы и состоит в том, что в сравниваемых объектах выделяются грамматические признаки и устанавливается сходство и различия между ними. Прием сравнения предупреждает ошибки в смешении так называемых парных форм: переходных и непереходных глаголов, возвратных и невозвратных, личных и безличных и т.д. Этот прием помогает систематизировать знания на основе установления между категориями по сходству и различию признаков, лучше осознать новые знания на базе сопоставления с прежними. Благодаря применению приема сравнения повышается активность учащихся, развивается их мышление и речь.
Прием замены, так же как и прием сравнения, требует от учащихся размышления, решения поставленной задачи. Он состоит в том, что данную грамматическую форму заменяют синонимичной. Обычно прием замены сочетается с приемом сравнения: заменяемая и заменяющая грамматические категории сравниваются между собой по сходству или по оттенкам одного общего значения. Прием замены помогает распознать многие трудные формы
Прием группировки и обобщения состоит в том, что, наблюдая различные конкретные языковые факты, учащиеся группируют их по общности грамматических признаков, обобщают и делают выводы.
Практически обобщение протекает под непосредственным руководством преподавателя. Прежде всего учащиеся получают задание найти те общие грамматические признаки, которые характеризуют главные слова выписанных словосочетаний.
2.3 Характеристика грамматических навыков в различных видах речевой деятельности.
Как уже упоминалось, грамматические навыки являются компонентами разных
видов речевой деятельности и отличаются друг от друга настолько, насколько
различны сами эти виды речевой коммуникации. Поэтому определим сначала
основные виды грамматических навыков в говорении и письме.
Под грамматическим навыком говорения понимается стабильно правильное и
автоматизированное, коммуникативно мотивированное использование
грамматических явлений в устной речи. Такое владение грамматическими
средствами языка основывается на речевых динамических стереотипах формы в
единстве с их значением, «звучания и значения» (термин Л. В. Щербы).
Основными качествами грамматического навыка говорения, таким образом,
являются автоматизированность и целостность в выполнении грамматических
операций, единство формы и значений, ситуативная и коммуникативная
обусловленность его функционирования.
Грамматические навыки, обеспечивающие правильное и автоматизированное
формообразование и формоупотребление слов в устной речи на данном языке,
можно назвать речевыми морфологическими навыками. К ним относятся навыки
правильного употребления в устной речи падежных окончаний существительных и
их детерминантов, прилагательных и местоимений в немецком языке, личных
окончаний глаголов в немецком, английском и французском языках.
Речевые грамматические навыки, обеспечивающие стабильно правильное и
автоматизированное расположение слов (порядок слов) во всех типах предложений
в аналитических и флективно-аналитических языках (немецком) в устной речи, в
соответствиями с языковыми направлениями можно определить как синтаксические
речевые навыки, т. е. навыки владения основными синтаксическими схемами
(стереотипами) предложений.
Морфологические и синтаксические речевые навыки письменной речи при
совершенном владении языком имеют те же механизмы, что и устно-речевые навыки
с тем, однако, добавлением, которое обусловлено письменной формой речи, т.
е. графическими и орфографическими навыками.
Эти навыки отличаются от устно-речевых навыков прежде всего тем, что они
носят более дискурсивный аналитический характер в силу специфики письменного
вида речи Процесс фиксации на письме речевого произведения, в отличие от
процесса порождения речи в устной форме, позволяет возвращаться к
написанному, останавливаться на нем, анализировать, исправлять, уточнять,
используя орфографические грамматические правила, поскольку темпоральные
характеристики письменной речи не столь жестко детерминированы, как темы
устной речи.
Остановимся далее на характеристике грамматических навыков в рецептивных
видах речевой деятельности.
Под рецептивными грамматическими навыками подразумеваются автоматизированные
действия по узнаванию и пониманию грамматической информации (морфологических
форм и синтаксических конструкций) в письменном и устном тексте. Поскольку
рецепция устного и письменного текста может иметь место как при активном, так
и при пассивном знании языкового материала, рецептивные грамматические
навыки следует классифицировать на рецептивно-активные и рецептивно-
пассивные грамматические навыки чтения и аудирования. Из изложенного следует,
что термин «рецептивные навыки» нельзя отождествлять только с термином
«пассивные навыки», они могут быть и рецептивно-активными (при чтении и
слушании текста, материалом которого ученики владеют активно).
Рецептивно-активные грамматические навыки аудирования базируются на речевых
автоматизированных связях слухо-речемоторных образов грамматических явлений и
их значений. Рецептивно-активные грамматические навыки чтения основываются на
связях зрительно-графических и речемоторных образов этих явлений с их
значениями. Эти связи проявляются в автоматизированности процесса восприятия
и беспереводности (непосредственности) понимания читаемого (аудируемого)
текста и грамматической информации, содержащейся в нем, обусловливаемого
уровнем развития индивидуально-речевого опыта в данных рецептивных видах
речевой деятельности, т. е. опыта в чтении и аудировании.
Степень совершенства индивидуально-речевого опыта выражается в наличии
прочных и развитых слухо-речемоторных и зрительных образов с их значением в
долговременной речевой памяти человека.
Наряду с активно-рецептивными речевыми грамматическими навыками у учащихся
должны быть сформулированы также пассивно-рецептивные навыки (в рамках
пассивно усваиваемого грамматического материала). К таким навыкам относятся:
1) навыки узнавания и понимания грамматических явлений в тексте
на основе имеющихся в зрительной памяти образов, созданных в процессе
формирования и развития читательского опыта;
2) дискурсивно-операционные языковые грамматические навыки
анализа (аналитического декодирования) грамматической информации текста.
Первый вид грамматических навыков формируется в процессе обильного легкого
чтения, второй — в результате чтения трудных в грамматическом отношении
текстов| или мест текста и использования элементов анализа грам магических
явлений.
Характеристика грамматических навыков была бы неполной, если не упомянуть о
языковых грамматических навыках, под которыми понимаются дискурсивно-
аналитические навыки оперирования грамматическим материалом (навыки
словоизменения и словорасположения), формируемые и выполняемые на основе
грамматических знаний в процессе выполнения языковых упражнений.
Как и одноименные речевые грамматические навыки, они могут быть рецептивными
(при опознании грамматических явлений в письменном и устном тексте), они
могут быть также продуктивными и использоваться в основном в письменной речи,
реже в говорении, как фоновый компонент.
Для языкового грамматического навыка характерным является дискурсивность,
некоммуникативность, неситуативность его функционирования. Этот навык можно
отнести к навыкам, которые в психологической литературе получили название
«умственных», «интеллектуальных».
В советской методической литературе долгое время языковые навыки
отождествлялись с речевыми. Впервые термин «речевой навык» был введен в
широкое употребление Б. В. Беляевым, который не пользовался термином
«языковой навык». Некоторые методисты отрицают полезность этих навыков, даже
правомерность называния их навыками.
Необходимость формирования языкового навыка в условиях средней школы
объясняется рядом причин, среди которых следует назвать следующие. Во-первых,
языковые навыки могут выступать в качестве «запасных» в случае отказа
речевого грамматического навыка (при забывании, при деавтоматизации, при
сбоях в речи, выражающихся в грамматических ошибках) или недостаточной его
автоматизированности. Например, ученик затрудняется в употреблении данного
(нужного) личного окончания глагола и «реконструирует» его, используя
языковое действие, выполненное на основе правила. Во-вторых, языковой навык
входит в состав механизма, контролирующего правильность выполнения речевого
действия самим говорящим, и при ошибочном его выполнении обеспечивает
исправление ошибки. В-третьих, параллельные формы языковых и речевых
грамматических навыков обеспечивают сознательную ориентировочную основу
создания речевых навыков.
2.4 Основные виды и типы упражнений для формирования грамматических навыков.