Формирование грамматических навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: освоение методики работы по формированию грамматического
навыка у учащихся.
Задачи: 1) выявить цели обучения грамматической стороне речи
2) определить принципы отбора грамматического материала
3) рассмотреть основные этапы работы над грамматическим материалом

Работа содержит 1 файл

курсовик начат.doc

— 94.50 Кб (Скачать)
>Наиболее эффективными приемами обучения грамматике являются грамматический разбор, сравнение, замена, группировка и обобщение, алгоритмизация и др.

Грамматический разбор - специфический прием, применяемый преимущественно при повторении и закреплении знаний; он состоит в том, что выделенные для разбора конкретные языковые факты характеризуются с грамматической точки зрения на основе усвоенных ранее теоретических сведений. Так, например, после ознакомления учащихся с понятием «безличные глаголы» преподаватель предлагает найти их в данном тексте провести грамматический анализ, указав отличительные признаки. Чем больше будет подобрано слов в форме безличного глагола, тем понятнее станет для учащихся эта грамматическая категория, так как при этом абстрактное понятие наполняется конкретным содержанием. Грамматический разбор имеет значение и для развития логического мышления учащихся, так как приучает их рассуждать, обосновывать, сочетать общее и частное, абстрактное и конкретное.

Прием сравнения применяется при всех методах работы и состоит в том, что в сравниваемых объектах выделяются грамматические признаки и устанавливается сходство и различия между ними. Прием сравнения предупреждает ошибки в смешении так называемых парных форм: переходных и непереходных глаголов, возвратных и невозвратных, личных и безличных и т.д. Этот прием помогает систематизировать знания на основе установления между категориями по сходству и различию признаков, лучше осознать новые знания на базе сопоставления с прежними. Благодаря применению приема сравнения повышается активность учащихся, развивается их мышление и речь.

Прием замены, так же как и прием сравнения, требует от учащихся размышления, решения поставленной задачи. Он состоит в том, что данную грамматическую форму заменяют синонимичной. Обычно прием замены сочетается с приемом сравнения: заменяемая и заменяющая грамматические категории сравниваются между собой по сходству или по оттенкам одного общего значения. Прием замены помогает распознать многие трудные формы

Прием группировки и обобщения состоит в том, что, наблюдая различные конкретные языковые факты, учащиеся группируют их по общности грамматических признаков, обобщают и делают выводы.

Практически обобщение протекает под непосредственным руководством преподавателя. Прежде всего учащиеся получают задание найти те общие грамматические признаки, которые характеризуют главные слова выписанных словосочетаний.

2.3     Характеристика грамматических навыков в различных видах речевой деятельности.

Как уже упоминалось, грамматические навыки являют­ся компонентами разных

видов речевой деятельности и отличаются друг от друга настолько, насколько

различны сами эти виды речевой коммуникации. Поэтому определим сначала

основные виды грамматических навыков в говоре­нии и письме.

Под грамматическим навыком говорения понимается стабильно правильное и

автоматизированное, коммуника­тивно мотивированное использование

грамматических яв­лений в устной речи. Такое владение грамматическими

средствами языка основывается на речевых динамических стереотипах формы в

единстве с их значением, «звучания и значения» (термин Л. В. Щербы).

Основными качествами грамматического навыка говорения, таким образом,

яв­ляются автоматизированность и целостность в выполнении грамматических

операций, единство формы и значений, ситуативная и коммуникативная

обусловленность его функ­ционирования.

Грамматические навыки, обеспечивающие правильное и автоматизированное

формообразование и формоупотребление слов в устной речи на данном языке,

можно назвать речевыми морфологическими навыками. К ним относятся навыки

правильного употребления в устной речи падежных окончаний существительных и

их детерминантов, прила­гательных и местоимений в немецком языке, личных

окон­чаний глаголов в немецком, английском и французском языках.

Речевые грамматические навыки, обеспечивающие ста­бильно правильное и

автоматизированное расположение слов (порядок слов) во всех типах предложений

в аналити­ческих и флективно-аналитических языках (немецком) в устной речи, в

соответствиями с языковыми направлениями можно определить как син­таксические

речевые навыки, т. е. навыки владения основ­ными синтаксическими схемами

(стереотипами) предложе­ний.

Морфологические и синтаксические речевые навыки письменной речи при

совершенном владении языком имеют те же механизмы, что и устно-речевые навыки

с тем, од­нако, добавлением, которое обусловлено письменной формой речи, т.

е. графическими и орфографическими на­выками.

Эти навыки отличаются от устно-речевых навыков преж­де всего тем, что они

носят более дискурсивный аналитиче­ский характер в силу специфики письменного

вида речи Процесс фиксации на письме речевого произведения, в от­личие от

процесса порождения речи в устной форме, поз­воляет возвращаться к

написанному, останавливаться на нем, анализировать, исправлять, уточнять,

используя ор­фографические грамматические правила, поскольку тем­поральные

характеристики письменной речи не столь жест­ко детерминированы, как темы

устной речи.

Остановимся далее на характеристике грамматических навыков в рецептивных

видах речевой деятельности.

Под рецептивными грамматическими навыками подразумеваются автоматизированные

действия по узнаванию и пониманию грамматической информации (морфологических

форм и синтаксических конструкций) в письменном и уст­ном тексте. Поскольку

рецепция устного и письменного текста может иметь место как при активном, так

и при пас­сивном знании языкового материала, рецептивные грам­матические

навыки следует классифицировать на рецеп­тивно-активные и рецептивно-

пассивные грамматические навыки чтения и аудирования. Из изложенного следует,

что термин «рецептивные навыки» нельзя отождествлять только с термином

«пассивные навыки», они могут быть и рецептивно-активными (при чтении и

слушании текста, материалом которого ученики владеют активно).

Рецептивно-активные грамматические навыки аудиро­вания базируются на речевых

автоматизированных связях слухо-речемоторных образов грамматических явлений и

их значений. Рецептивно-активные грамматические навыки чтения основываются на

связях зрительно-графических и речемоторных образов этих явлений с их

значениями. Эти связи проявляются в автоматизированности процесса восприятия

и беспереводности (непосредственности) пони­мания читаемого (аудируемого)

текста и грамматической информации, содержащейся в нем, обусловливаемого

уров­нем развития индивидуально-речевого опыта в данных ре­цептивных видах

речевой деятельности, т. е. опыта в чте­нии и аудировании.

Степень совершенства индивидуально-речевого опыта вы­ражается в наличии

прочных и развитых слухо-речемотор­ных и зрительных образов с их значением в

долговременной речевой памяти человека.

Наряду с активно-рецептивными речевыми грамматиче­скими навыками у учащихся

должны быть сформулированы также пассивно-рецептивные навыки (в рамках

пассивно усваиваемого грамматического материала). К таким навыкам относятся:

1)              навыки узнавания и понимания грамматических явлений в тексте

на основе имеющихся в зрительной памяти образов, созданных в процессе

формирования и развития читательского опыта;

2)              дискурсивно-операционные языковые грамматические навыки

анализа (аналитического декодирования) грамматической информации тек­ста.

Первый вид грамматических навыков формируется в процессе обильного легкого

чтения, второй — в результате чтения трудных в грамматическом отношении

текстов| или мест текста и использования элементов анализа грам магических

явлений.

Характеристика грамматических навыков была бы не­полной, если не упомянуть о

языковых грамматических навыках, под которыми понимаются дискурсивно-

аналитические навыки оперирования грамматическим материалом (навыки

словоизменения и словорасположения), формируе­мые и выполняемые на основе

грамматических знаний в процессе выполнения языковых упражнений.

Как и одноименные речевые грамматические навыки, они могут быть рецептивными

(при опознании грамматиче­ских явлений в письменном и устном тексте), они

могут быть также продуктивными и использоваться в основном в письменной речи,

реже в говорении, как фоновый компо­нент.

Для языкового грамматического навыка характерным является дискурсивность,

некоммуникативность, неситуативность его функционирования. Этот навык можно

отнес­ти к навыкам, которые в психологической литературе по­лучили название

«умственных», «интеллектуальных».

В советской методической литературе долгое время язы­ковые навыки

отождествлялись с речевыми. Впервые тер­мин «речевой навык» был введен в

широкое употребление Б. В. Беляевым, который не пользовался термином

«язы­ковой навык». Некоторые методисты отрицают полезность этих навыков, даже

правомерность называния их навы­ками.

Необходимость формирования языкового навыка в ус­ловиях средней школы

объясняется рядом причин, среди которых следует назвать следующие. Во-первых,

языковые навыки могут выступать в качестве «запасных» в случае отказа

речевого грамматического навыка (при забывании, при деавтоматизации, при

сбоях в речи, выражающихся в грамматических ошибках) или недостаточной его

автомати­зированности. Например, ученик затрудняется в употреб­лении данного

(нужного) личного окончания глагола и «реконструирует» его, используя

языковое действие, вы­полненное на основе правила. Во-вторых, языковой навык

входит в состав механизма, контролирующего правильность выполнения речевого

действия самим говорящим, и при ошибочном его выполнении обеспечивает

исправле­ние ошибки. В-третьих, параллельные формы языковых и речевых

грамматических навыков обеспечивают созна­тельную ориентировочную основу

создания речевых на­выков.

2.4     Основные виды и типы упражнений для формирования грамматических навыков.

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Формирование грамматических навыков