Деловой этикет

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:11, реферат

Описание работы

Рассматривая понятие «деловой этикет» и особенности немецкой деловой культуры, необходимо дать определение этикета. 1. Этикет - (франц. étiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах). В переносном значении — форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе (Большая Советская Энциклопедия).

Работа содержит 1 файл

Автореферат - Деловой этикет.Особенности немецкой деловой культуры.docx

— 21.43 Кб (Скачать)

Рассматривая понятие «деловой этикет» и особенности немецкой деловой культуры, необходимо дать определение этикета. 1. Этикет - (франц. étiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах). В переносном значении — форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе (Большая Советская Энциклопедия). 2. Более корректным представляется определение этикета, предложенное Т. В. Цивьян: под этикетом «понимаются такие правила ритуализованного поведения человека в обществе, которые отражают существенные для данного общества социальные и биологические критерии и при этом требуют применения специальных приемов (так как в широком смысле любое поведение цивилизованного человека можно счесть этикетным). Указывая определенные отношения и связи, существующие в данном коллективе, этикетное поведение помогает выявить его структуру. Практически это достигается переводом на язык этикета того фрагмента языка фактов, в котором существенны различия в поле, возрасте и общественном положении. Поэтому основной функцией этикетной коммуникации с точки зрения прагматики будет определение относительного положения каждого члена в обществе, притом произведенное таким образом, что оно верно отражает разбиение в человеческом коллективе и удовлетворяет обе стороны, вступающие в общение». Очевидно, что понятие общения гораздо шире этикета. Этикет всегда реализуется в общении, но не всякое общение является этикетом. Будем исходить из того, что любой акт общения предполагает наличие, по меньшей мере, двух партнеров, имеющих определенный коммуникативный статус. 3. Под этикетом в таком случае мы будем понимать совокупность специальных приемов и черт поведения, с помощью которых происходит выявление, поддержание и обыгрывание коммуникативных статусов партнеров по общению. Этикет может быть рассмотрен и как определенная система знаков, и как специфическая форма регуляции человеческого общения, и как особая форма поведения. Все три подхода (семиотический, коммуникативный и поведенческий) в равной степени приемлемы. (Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки)

Современный этикет включает следующие виды: а) общегражданский этикет; б) военный этикет; в) дипломатический этикет. Самыми строгими по обязательности соблюдения принятых  норм и правил являются военный и дипломатический этикет, но самым разнообразным по формам и функциям является общегражданский этикет, который может принимать такие формы как:  присутственный этикет (гости, приемы, рестораны, театры и др.);  брачный этикет; семейный этикет; спортивный этикет; этикет путешествий;  корпоративный  этикет; деловой этикет.

Деловой этикет - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Основную функцию или смысл этикета делового человека, можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения. Деловой этикет предписывает, как нужно вести себя на работе, в контактах, касающихся ведения бизнеса, при встречах с партнерами. Он включает в себя правила проведения деловых встреч, презентаций, приемов, правила пользоваться визитными карточками, правила деловой переписки, правила обмена подарками и сувенирами, правила телефонных переговоров. На деловых встречах решают принципиальные вопросы и принимают согласованные решения. Деловые встречи могут проводиться в форме бесед и переговоров. Если беседа – это обмен взглядами, точками зрения, информацией, то цель переговоров – найти решение проблемы, привести к разумному соглашению, достичь взаимопонимания. Помимо хорошего знания предмета обсуждения необходимо владеть техникой ведения переговоров. Большое значение при переговорах имеет знание национальных особенностей культуры поведения страны делового партнера и его индивидуальных особенностей (интересы, хобби, слабости, сильные стороны, социальное происхождение). Данные нормы и правила свидетельствуют о том, что культура деловых переговоров требует разносторонних знаний,  хорошего образования и воспитания. Не менее важна и такая форма деловых контактов как презентация, которая дает возможность привлечь нужных политических и общественных деятелей, бизнесменов, спонсоров и убедить их предпринять какие-то действия для решения насущных проблем. Деловые контакты немыслимы без такого важного атрибута делового этикета как визитная карточка. Деловой этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели. Ясно, что аккуратность и подтянутость в одежде часто ассоциируются с организованностью в работе, с умением ценить своё и чужое время. Деловому человеку необходимо выглядеть опрятно и скромно, держаться собранно и тактично, иметь прямую осанку.

В этнопсихологии и межкультурной  коммуникации принято различать  культуры с низким уровнем контекста, в которых произнесенные слова  воспринимаются собеседником практически  буквально, без учета возможного скрытого смысла. К ним относятся, к примеру, и немецкая культура. Эти особенности надо учитывать в частности при проведении переговоров. Трудности на переговорах зачастую возникают в связи с различиями в ожиданиях, которые нередко обусловлены различиями национальных культур. Знание национальной специфики ведения переговоров поможет избежать ошибок восприятия и произвести более благоприятное впечатление на партнера, установить с ним долгосрочные партнерские отношения.

Всем известны сильные черты немецкого национального характера: трудолюбие, пунктуальность, рациональность, бережливость, организованность, серьезность. Немецкой деловой культуре свойственны такие черты, как стремление к порядку, дисциплинированность, пунктуальность, экономность, дотошность. Личное представления и знакомство соответствует общепринятым международным нормам: рукопожатие и обмен визитками. Первым следует назвать того, кто находится на более высокой ступени социальной лестницы. Лицо менее значительное положено представлять лицу более значительному. Немцы предпочитают начинать переговоры, только если достаточно уверены в том, что придут к какому-то соглашению с партнером. Очень ценят пунктуальность, и если видят ее в партнере, это немедленно и благотворно сказывается на атмосфере переговоров. Немцы известны своим педантизмом, поэтому, ведя с ними переговоры, необходимо придерживаться международного протокола. Свою позицию они прорабатывают весьма тщательно, предпочитая обсуждать вопросы последовательно: не закончив с одним, едва ли согласятся перейти к следующему. Ценят в партнере честность и прямоту, очень любят приводить факты и примеры, а соответственно и выслушивать их. Немецкие бизнесмены неравнодушны к цифрам, схемам с диаграммами. Беседуя с немецкими партнерами, надо быть логичным в аргументации и точным в изложении фактов. В конце разговора полезно повторить свои мысли и выводы в кратком резюме. Главное отличие немецкой манеры вести дела – степень официальности. Переговоры обычно ведутся с участием одного или нескольких партнеров. Все встречи назначаются заблаговременно. Весьма неодобрительно воспринимаются внезапные предложения, изменения. Если по каким-то причинам вы не можете прийти на встречу в условленное время, стоит предупредить об этом заранее, извинившись. Форма одежды, как и другие компоненты делового этикета, достаточно консервативны. При деловых встречах костюм и галстук обязательны для мужчины. Для женщин в деловой одежде исключаются брюки. Очень высоко ценится профессионализм. Необходимо помнить, что немцы очень сдержанны и официальны, и потому многим кажутся недружелюбными. Вместе с тем немцы достаточно коммуникабельны, любят повеселиться, развлечься. Не любят необоснованного риска, продумывают все до мелочей. Это касается не только деловых контактов, но и, скажем, административных. Заключая сделки, немцы настаивают на жестком выполнении принятых обязательств, и, в случае их невыполнения, на условии уплаты высоких штрафов. Деловое общение предполагает обращение на «вы» и по фамилии, например, «господин Шмидт». Лишь близкие друзья могут позволить перейти на «ты», да и то по взаимному согласию. В молодежной среде, конечно, все эти правила упрощены, и обращение на «ты» является нормой. К начальству часто обращаются по названию профессии или по занимаемой должности. Не спрашивайте у людей, где они были во время войны, а также есть ли у них семья и дети.

Вывод: получить представление о культуре народа, не зная специфических правил его поведения, практически невозможно. Знание традиционной культуры поведения не только дает нам возможность нормально общаться с представителями других национальностей, но и учит уважать чужие обычаи. В условиях глобализации и развитии рыночной экономики в современном мире необходимо соблюдать нормы международного делового этикета и учитывать национальные особенности деловых партнеров. В основе особенностей делового этикета и деловой культуры в целом лежат не только традиции, но и черты национального характера.

 

 


Информация о работе Деловой этикет