Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:19, реферат
Обучению аудированию в методике преподавания иностранных языков придавалось большое значение, так как восриятие иноязычной речи на слух – процесс сложный, требующий от учащегося максимального внимания, а от учителя – последовательной подготовки к развитию этого вида речевой деятельности. Поэтому необходима методически правильная организация процесса обучения аудированию, а значит перед методикой обучения иностранным языкам стоит задача правильно организовать и спланировать данный процесс, чтобы уровень сформированности аудитивных навыков учащихся отвечал запросам современного общества.
Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности (ВРД), который представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух и как самостоятельный ВРД имеет свои цели, задачи, предмет и результат. Это сложное умение (ВРД) которое невозможно полностью заавтоматизировать, а лишь частично – на уровне узнавания фонем, слов и грамматических конструкций.
Общая характеристика аудирования как вида речевой деятельности.
Психофизиологические механизмы аудирования.
Виды аудирования.
Аудиотексты.
Трудности восприятия.
Цели и задачи обучения аудированию в средней школе.
Технология обучения аудированию:
действия учителя и учащихся при обучении аудированию;
этапы обучения аудированию;
подсистема упражнений для обучения аудированию.
8. Обучение аудированию с использованием системы Интернет.
В зависимости от коммуникативной установки, ориентирующей на то, какой должна быть широта и глубина понимания, выделяются:
В зависимости от соотношения с экспрессивной устной речью и ее формой, воспринимаемой на слух, выделяются следующие виды аудирования:
Эти
три вида аудирования
Skim Listening / Listening for Gist
Аудирование с
пониманием основного
содержания, с извлечением
основной информации;
ознакомительное аудирование (Кулиш,
1991). Этот вид коммуникативного аудирования
предполагает обработку смысловой информации
свучащего текста с целью отделить новое
от известного, существенное от несущественного,
закрепить в памяти наиболее важные сведения.
Учебные задания, нацеливающие на этот
вид аудирования и развивающие необходимые
умения, включают в себя прогнозирование
содержания текста по заголовку перед
прослушиванием, определение темы и коммуникативного
намерения говорящего, перечисление основных
фактов, ответы на вопросы по основному
содержанию, составление плана прослушанного,
резюме и аннотации.
Listening for Detailed Comprehension
Аудирование
с полным пониманием
содержания и смысла,
или детальное аудирование
(Елухина, 1996 а, 1996 б). Полное, точное и быстрое
понимание звучащей речи возможно в результате
автоматизации операций восприятия звуковой
формы, узнавания ее элементов, синтезирования
содержания на их основе. Аудирование
с полным пониманием требует высокой степени
автоматизации навыков, концентрации
внимания и напряженной работы памяти.
В процессе обучения аудированию с полным
пониманием учащиеся слушают текст, имея
в виду следующие послетекстовые задания
(роst – text activities): пересказ текста с подробным
изложением содержания, ответы на вопросы
ко всем фактам, составление подробного
плана, завершение текста, придумывание
дополнительных фактов.
Listening for Partial Comprehension /Selective Listening
Аудирование
с выборочным извлечением
информации или «выяснительное»
аудирование (Кулиш, 1991). Задача этого
вида аудирования – вычленить в речевом
потоке необходимую или интересующую
информацию, игнорируя ненужное. Такой
информацией могут быть важные аргументы,
детали, ключевые слова, примеры или конкретные
данные: даты, числа, имена собственные
или географические названия. Быстрое
и безошибочное восприятие чисел и дат
требует интенсивной, длительной тренировки,
а понимание имен собственных и географических
названий опирается на фоновые знания,
представления о ситуации и участниках
общения.
Critical Listening
Аудирование
с критической
оценкой подразумевает высокий
уровень развития умения полно и точно
понимать звучащий текст, определять коммуникативное
намерение и точку зрения автора. Аналогично
чтению с критической оценкой этот вид
аудирования включает в себя способность
отличить факты от мнений, оценить точку
зрения автора (говорящего), делать
умозаключения, интерпретировать, понимать
подтекст.
Interactional Listening / Conversational Listening / Reciprocal Listening
Аудирование
как компонент
устно- речевого общения,
участники которого выступают попеременно
то в роли говорящего, то в роли слушающего.
Контакт между собеседниками может быть
непосредственным или опосредованным,
как, например, при телефонном разговоре.
В процессе общения, когда для каждого
участника аудирование чередуется с говорением,
собеседники должны уметь понимать реплики
друг друга, адекватно реагировать на
них вербально или с помощью паралингвистических
средств и далее побуждать партнера к
продолжению разговора. Умения, специфические
для этого вида аудирования, включают
в себя умение активно добиваться понимания:
вербально реагировать на помехи, возникающие
в процессе слушания, переспрашивать,
задавать уточняющие вопросы, просить
повторить, объяснить, выразить мысль
иначе, то есть перефразировать сказанное.
Listening to Interaction
Этот
вид аудирования представляет собой
такое восприятие
на слух и понимание
диалога или полилога
в том случае, когда слушающий сам не участвует
в устно – речевом общении. Данный вид
аудирования имеет свои особенности по
сравнению с аудированием, чередующимся
с говорением в процессе непосредственного
речевого общения. Возникает необходимость
преодолевать трудности, связанные со
своебразием произношения, тембра голоса,
темпа речи участников разговора. Понимание
затрудняется неожиданной сменой реплик,
паузами и повторами. Процесс аудирования
усложняют и чисто лингвистические трудности,
вызванные особенностями синтаксиса диалогической
речи (неполный состав предложений, краткость
реплик, свободный от строгих норм синтаксис
высказываний). Слушающие лишены возможности
прервать разговор собеседников, переспросить,
уточнить сказанное, и в результате непонимания
отдельных реплик или части реплики может
быть потеряна нить разговора, упущено
его содержание. Наиболее полным является
восприятие устной речи в аудировании,
когда слушающий не видит говорящих. При
этом не всегда легко дифференцировать
собеседников, выделить границы реплик
(Бим, 1988, с.193). Представление о ситуации,
участниках общения и их коммуникативных
намерениях облегчает понимание аудиозаписи
диалога или полилога.
Transactional Listening / Non – interactional listening
Восприятие
на слух и понимание
устной монологической
речи, направленной
на передачу информации.
Этот вид аудирования чаще всего реализуется
при прослушивании лекций, аудиозаписей
литературных произведений, информационных
радиопередач, при просмотре документальных
видеофильмов и телепрограмм. Подготовленная
монологическая речь (рlanned monologue) с ее более
строгой структурной организацией, большей
четкостью и ясностью воспринимается
на слух легче, чем неподготовленная (unplanned
monologue), которая может быть непредсказуемой,
фрагментарной, менее логичной и связной.
Academic Listening / Listening to Lectures
Аудирование лекций студентами – иностранцами, обучающимися в англо- язычных странах. Этот вид аудирования – восприятие на слух и понимание устной речи, направленной на передачу и обмен информацией, - интенсивно исследуется в зарубежной методике в связи с ростом в университетах зарубежных стран числа иностранных студентов и необходимостью развивать их умения слушать и понимать лекции по специальным предметам, а также активно участвовать в семинарах и практических занятиях. По свидетельству зарубежных ученых, в настоящее время внимание исследователей сосредоточено в основном на изучении процесса аудирования лекций, в то время как аудированию иноязычной речи на семинарах и практических занятиях уделяется меньше внимания. (……, 1994).
Аудирование лекций отличается:
Одним из специфических учебных умений, тесно связанных с прослушиванием лекций, является конспектирование, но об этом пойдет речь в теме «Обучение письму».
Подробно
см. словарь Колесниковой, Долгиной….....................
Аудиотексты.
См следующие источники: Гальскова Н.Д., Гез Н.И. – стр. 171 – 177;
Филатов В.М. – стр. 247 -248.
Трудности
восприятия
Сделать
таблицу
Более подробно также см следующие источники:
Соловова Е. Н. – стр. 125 -129;
Гальскова Н.Д.,Гез Н.И. – стр. 166 – 171;
Филатов В.М. –стр. 239 – 241;
ИЯШ- 1977 -№ 1 - ???
Цели
и задачи обучения
аудированию в
средней школе.
См следующие источники:
Аудирование
может выступать как цель и
как средство обучения другим ВРД. В
условиях школы научить аудированию
в совершенстве нельзя (задание
для студентов к семинару-
подумать, объяснить
– почему). Границы обучения зафиксированы
в Программе. (дать примеры из программы).
Технология обучения аудированию
Действия учителя:
Обучение аудированию осуществляется по 3 этапам:
Предтекстовой этап:
Таким образом, на предтекстовом этапе
выделяются три наиболее значимых момента:
вступительная беседа, снятие трудностей
и предъявление установки. В случае если
аудирование выступает как цель обучения
другому виду речевой деятельности, чаще
всего – говорению, то эти моменты являются
обязательными и от тщательности подготовки
и проведения учителем предтекстового
этапа зависит дальнейшая успешность
проведения этапа урока, на котором проводится
обучение аудированию.
Текстовой этап – предъявление текста:
Если цель данного этапа урока – только развитие умений аудирования,т.е. аудирование выступает здесь как цель обучения, то текст прослушивается учащимися только один раз, без снятых трудностей и сразу после прослушивания текста проводится контроль его понимания.