Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 19:45, курсовая работа
целью данной работы является ознакомление с теоретическими основами и действующей практикой управления внешними предпринимательскими рисками.
Задачи:
1. Ознакомиться с основами теории и классификацией предпринимательского риска;
2. Рассмотреть основные методы управления внешними предпринимательскими рисками;
3. Изучить возможные методы снижения внешинх предпринимательских рисков;
4. Рассмореть управление рисками на примере подрядных строительных организаций;
5. Увидеть особенности снижения предпринимательского риска в России
Введение 3
1. Теоретические основы предпринимательского риска 4
2. Методы оценки внешних рисков 7
2.1. Точечная оценка показателей риска 7
2.2. Интервальная оценка показателя риска 8
2.3. Статистические показатели оценки риска 8
2.4. Экспертные методы оценки риска 10
3. Основные методы снижения внешинх предпринимательских рисков 11
3.1. Уклонение от риска 12
3.2. Передача риска (трансферт партнерам) 14
3.3. Страхование риска 14
3.4 Локализация (лимитирование) концентрации риска 14
3.5. Распределение (диссипация) риска 17
3.6. Компенсация риска 19
4. Управление рисками подрядных строительных организаций 22
5. Особенности снижения предпринимательского риска в России 26
Заключение 31
Список использованной 32
Весь этот непрерывный процесс можно квалифицировать как управление рисками, который осуществляют специалисты службы управления рисками, при всестороннем участии всех остальных специалистов существующих отделов и служб традиционного аппарата управления крупных строительных организаций.
Служба управления рисками для выполнения своих основных функций привлекает по мере необходимости все существующие функциональные отделы в связи с их непосредственным отношением к возникновению и разработке мероприятий по минимизации тех или иных рисков. Таким образом, к решению проблемы минимизации рисков привлекается весь управленческий аппарат подрядной строительной организации при организующей управляющей роли центральной службы во главе со специалистами в области оценки и управления рисками.
Функционирование механизма управления рисками должно осуществляться на основе интегрированного подхода, т.е. должно быть:
Основной задачей, которую решает служба управления рисками, это организация, координация и осуществление процесса управления рисками, основа которого лежит в разработке и реализации программы управления рисками. Таким образом, формирование и реализация программы управления рисками является центральной задачей системы управления рисками.
Программа управления рисками - это разработанная на уровне подрядной строительной организации система планирования, обеспечения и организации мероприятий, необходимых для минимизации убытков (потерь), вызванных случайными событиями.
Программа управления рисками должна быть основана на решении таких задач как:
Результатом разработки и реализации программы управления рисками является обеспечение такого управления рисками, при котором основная деятельность подрядной строительной организации будет осуществляться с высокой устойчивостью и надежностью от внутренних и внешних видов рисков.
Каждый из предложенных методов управления рисками имеет особенности применения, преимущества и недостатки, при этом разнообразные их комбинации обеспечивают защиту предпринимательской деятельности строительных организаций от негативного воздействия рисков.
Универсальным методом компенсации ущерба от материализации рисков подрядных строительных организаций является страхование. При чем страхование позволяет на всех фазах жизненного цикла инвестиционно-строительного проекта - от разработки технико-экономического обоснования до пуска объекта в эксплуатацию - не только возмещать страхователю внезапные и непредвиденные убытки, возникающие при строительстве, но и защищать капиталовложения в строительство.
В настоящее время банки и другие кредитные организации все чаще выдвигают требования страхования строительных рисков, чтобы как можно лучше защитить предоставляемые ими финансовые средства.
Согласно Положению о лицензировании гарантии страховой защиты в первую очередь подтверждаются:
Помимо приведенных полисов (обязательных для строительной организации) страховыми компаниями были предложены следующие виды страхования, применяемые по соглашению сторон (заказчика (инвестора) и подрядчика):
1.
страхование строительно-
2.
страхование послепусковых
3.
страхование строительной
4.
страхование оборудования
5.
страхование объектов, находящихся
на строительной площадке или
в непосредственной близости
от нее, за исключением
6.
страхование гражданской
7.
страхование профессиональной
При
использовании страхования
Служба управления рисками должна регулярно пересматривать программу управления рисками, чтобы она соответствовала потребностям строительной организации, а также учитывала постоянно меняющиеся условия функционирования.
Формирование
и внедрение программы
5.
Особенности снижения
предпринимательского
риска в России
В России наиболее распространены следующие методы снижения внешних предпринимательских рисков.
Передача риска путем заключения договора поручительства или предоставления гарантии. Российское законодательство предусматривает возможность заключения договора поручительства, который определен статьей 361 ГК РФ. В силу договора поручитель обязуется перед кредитором третьего лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или частично. При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно. Компания использует поручительства для привлечения заемного капитала и при этом несет ответственность перед поручителем за четкое исполнение договора поручительства. Для данного средства риск — возможность или опасность невозврата кредита, выданного фирме, кредитору.
Существует еще один вид гаранта — банковская гарантия, которая определена статьей 368 ГК РФ. Это письменное обязательство кредитной организации, выданное по просьбе другого лица — принципала, уплатить кредитору принципала — бенефициару в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. За выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение. Банковская гарантия позволяет предприятию избежать рисков при заключении сделок с оплатой в будущем или по факту предоставления услуг, оказания работ, отгрузки товаров.
Поиск
гарантов используется как мелкими,
так и крупными предприятиями. Только
функции гаранта для них
При этом возникает вопрос, чем, кроме вознаграждения за выдачу гарантии, можно оплатить приобретаемую защищенность от рискованных решений. Предполагаемый гарант должен быть заинтересован уникальными услугам и, политической поддержкой, благотворительностью и т.п. Но, как и в других случаях, важно сопоставить плату и приобретаемые выгоды. А это требует конкретного анализа ситуации, разработки и сопоставления возможных вариантов действий предприятия.
Передача рисков поставщикам сырья и материалов. Предметом передачи в данном случае являются, прежде всего, финансовые риски, связанные с порчей или потерей имущества в процессе их транспортировки и осуществления погрузочно-разгрузочных работ. Однако потери, связанные с падением рыночной цены продукции, несет компания, даже если подобное падение вызвано задержкой в доставке груза. Формы такой передачи рисков регулируются международными правилами — ИНКОТЕРМС.
Передача риска участникам реализации инвестиционного проекта. Если предприятие ведет работу по реализации одного крупного и долгосрочного инвестиционного проекта совместно с несколькими партнерами, то для уменьшения риска желательно передать его часть своим партнерам (невыполнение календарного плана строительно-монтажных работ, потеря или порча строительных материалов, задержка поставок и т.д.). В этом случае необходимо проследить за тем, чтобы проводилось четкое разграничение (например, в многостороннем договоре) сфер действий и ответственности каждого участника, условия перехода работ и ответственности от одного участника к другому. Непременным требованием должно быть отсутствие этапов, операций или работ с размытой либо неоднозначной ответственностью. Наконец, следует юридически четко закрепить ответственность за выполнение отдельных частей проекта за определенными исполнителями. Таким же образом целесообразно распределять и фиксировать риск по времени выполнения долгосрочного проекта, чтобы в случае неудачи возможные потери были распределены в соответствии с временными этапами реализации решения.
Передача рисков путем заключения договора факторинга или форфетирования. Предметом передачи является кредитный риск компании, который в преимущественной его доле передается коммерческому банку или специализированной факторинговой компании. Это позволяет фирме в существенной степени нейтрализовать негативные финансовые последствия кредитного риска и получить оборотный капитал.
Передача риска при форфетировании осуществляется при кредитовании экспортно-импортных операций, когда для уменьшения риска экспортер передает риск банку, кредитующему экспортно-импортные операции.
В
отличие от обычного учета векселей
коммерческими банками
Страхование риска. Доктор экономических наук, профессор Л. А. Орланюк-Малицкая (Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации) обосновала необходимость ориентации страхового рынка на стимулирование развития инновационной экономики. Для достижения этой цели ею обозначены следующие направления качественного изменения деятельности страховых компаний:
Информация о работе Внешние предпринимательские риски и методы управления ими