Управление распределением прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходов Российского государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.
В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении фирмы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы создания системы управления распределением прибыли предприятия………………………………………..5
1.1. Прибыль, принципы и сущность ее распределения……………………5
1.2. Факторы, влияющие на распределение прибыли……………………..8
1.3. Прибыль предприятия и ее использование……………………………..10
Глава 2. Дивидендная политика и ее классификация……………………….15
2.1. Сущность дивидендной политики ……..………………………………15
2.2. Типы дивидендной политики …...………………………………………16
2.3. Факторы, определяющие дивидендную политику……………………..20
Глава 3. Нормативное регулирование дивидендов…………………………22
3.1. Начисление и выплата дивидендов…………………………………….22
3.2. Налогообложение дивидендов………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Курсова Работа.docx

— 77.04 Кб (Скачать)

5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов (осуществляемая под девизом – «никогда не снижай годовой дивиденд») предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде (на этом принципе построена Модель Гордона, определяющая рыночную стоимость акций таких компаний). Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности – если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестиционная активность предприятии сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются. Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально процветающие акционерные компании - если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству.

2.3. Факторы, определяющие дивидендную политику.

Ограничения правового характера. Собственный капитал предприятия состоит из трех крупных элементов: акционерный капитал, эмиссионный доход, нераспределенная прибыль. В большинстве стран законом разрешена одна из двух схем –  на выплату дивидендов может расходоваться либо только прибыль (прибыль отчетного периода и нераспределенная прибыль прошлых периодов), либо прибыль и эмиссионный доход.

Ограничения контрактного характера. Во многих странах величина выплачиваемых дивидендов регулируется специальными контрактами в том случае, когда предприятие хочет получить долгосрочную ссуду. Чтобы обеспечить обслуживание такого долга, в контракте, как правило, оговаривается: предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределённой прибыли; минимальный процент реинвестируемой прибыли; максимальный процент прибыли, направляемый на выплату дивидендов. В России подобной практики нет; отдаленным аналогом ее выступает обязательность формирования резервного капитала в размере не менее 10% уставного капитала общества.

Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью. Дивиденды в денежной форме могут быть выплачены лишь в том случае, если у предприятия есть деньги на расчетном счете или денежные эквиваленты, конвертируемые в деньги, достаточны для выплаты. Теоретически предприятие может взять кредит для выплаты дивидендов, однако это не всегда возможно и, кроме того, связано с дополнительными расходами.

Ограничения в связи с расширением производства. Многие предприятия, особенно на стадии становления, сталкиваются с проблемой поиска финансовых источников целесообразного расширения производственных мощностей. Дополнительные источники финансовых ресурсов нужны как предприятиям, наращивающим объемы производства высокими темпами, для приобретения дополнительных основных средств, так и предприятиям с относительно невысокими темпами роста для обновления материально-технической базы.

Ограничения в связи с интересами акционеров. Как было отмечено выше, в основе дивидендной политики лежит общеизвестный ключевой принцип финансового управления - принцип максимизации совокупного дохода акционеров. Величина его за истекший период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов, директорат предприятия и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на цену предприятия в целом.

Ограничения рекламно-финансового характера. В условиях рынка информация о дивидендной политике компаний тщательно отслеживается аналитиками, менеджерами, брокерами. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к понижению рыночной цены акций. Поэтому нередко предприятие вынуждено поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне, несмотря на возможные колебания конъюнктуры.

Глава 3. Нормативное регулирование дивидендов.

3.1. Начисление и выплата дивидендов.

По итогам финансового  года хозяйственные общества  и  товарищества могут рассматривать  вопросы о распределении чистой прибыли  и  принимать решение  о  выплате   дивидендов. Особенности  налогообложения   дивидендов  зависят от того, кому выплачиваются  доходы: российским организациям или  иностранным юридическим лицам, физическим лицам – резидентам  РФ или не являющимся таковыми,  и  от каких источников получены доходы. На сумму налогов влияет также  и  тот факт, получает ли организация, выплачивающая  дивиденды, подобные доходы.

Содержание понятия  «дивиденд», применяемое в целях  налогообложения , более широкое, чем  в гражданском праве, в соответствии с которым  дивиденды  рассматриваются  только в отношении акционерных  обществ ( ст. 102 ГК РФ )2. В силу ст. 43 НК РФ  дивидендом  признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном  капитале этой организации.

Дивиденды  выплачиваются в период деятельности организации. При ликвидации организации выплачиваемые суммы акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал организации,  дивидендами  не признаются ( п. 2 ст. 43 НК РФ )  и  на основании пп . 4 п. 1 ст. 251 НК РФ не облагаются налогом на прибыль.

Также не признаются  дивидендами   выплаты  акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации  в собственность  и   выплаты  некоммерческой организации на осуществление  ее основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации (пп. 2  и  3 п. 2 ст. 43 НК РФ).

Источник  выплаты   дивидендов. Общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года  и  (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о  выплате   дивидендов  по размещенным акциям, если иное не установлено настоящим Федеральным Законом.

Источником  выплаты   дивидендов  является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества). Чистая прибыль общества определяется по данным бухгалтерской отчетности общества.  Дивиденды по привилегированным акциям определенных типов также могут выплачиваться за счет ранее сформированных для этих целей специальных фондов общества.

Решения о  выплате  (объявлении)  дивидендов, в том числе решения о размере дивиденда   и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа), принимаются общим собранием акционеров.

Срок  и  порядок  выплаты   дивидендов  определяются уставом общества или решением общего собрания акционеров о выплате   дивидендов. В случае, если уставом общества срок  выплаты   дивидендов  не определен, срок их  выплаты не должен превышать 60 дней со дня принятия решения о выплате   дивидендов.

3.2. Налогообложение  дивидендов.

Налоговые ставки .Организация может как выплачивать  дивиденды , так  и  получать их.  И  в том,  и  в другом случае у нее могут возникнуть обязанности по уплате налога с доходов в виде  дивидендов  в бюджет. При этом организация может выступать в качестве либо плательщика налога, либо налогового агента как по налогу на прибыль ( п. 2 ст. 275 НК РФ ), так  и  по налогу на доходы физических лиц ( п. 2 ст. 214 НК РФ ). 3

На основании  п. 3 ст. 284 НК РФ к доходам в виде  дивидендов  применяются следующие  ставки:

  1. 9 процентов – по доходам, полученным в виде  дивидендов  от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами РФ;
  2. 15 процентов – по доходам, полученным в виде  дивидендов  от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде  дивидендов  российскими организациями от иностранных организаций.

Любые доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами  РФ, в том числе доходы в виде  дивидендов, облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 30% ( п. 3 ст. 224 НК РФ ).

Налоговая база по налогу на прибыль при  выплате   дивидендов  исчисляется в соответствии с порядком, установленным ст. 275 НК РФ . Пункт 2 ст. 214 НК РФ , определяющий особенности уплаты НДФЛ в отношении  доходов от долевого участия в  организации, также отсылает к ст. 275 НК РФ . Таким образом, ст. 275 НК РФ устанавливает порядок определения  налоговой базы российской организации  сразу по двум налогам: налогу на прибыль  и  НДФЛ.

В соответствии с  п. 2 ст. 275 НК РФ сумма налога, подлежащая удержанию из доходов налогоплательщика - получателя  дивидендов, исчисляется налоговым агентом исходя из общей суммы налога, исчисленной в порядке, установленном настоящим пунктом,  и доли каждого налогоплательщика в общей сумме  дивидендов.

Общая сумма налога определяется как произведение ставки налога, установленной пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ,  и  разницы между суммой  дивидендов, подлежащих распределению между акционерами (участниками) в текущем налоговом периоде, уменьшенной на суммы  дивидендов, подлежащих  выплате налоговым агентом в соответствии с п. 3 настоящей статьи в текущем налоговом периоде,  и суммой  дивидендов , полученных самим налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде, если данные суммы дивидендов  ранее не участвовали в расчете при определении облагаемого налогом дохода в виде  дивидендов.

Общая сумма  дивидендов  к распределению должна быть уменьшена  на сумму  дивидендов , подлежащих  выплате  иностранной организации  и  (или) физическому лицу - нерезиденту. Кроме того, эта налоговая база уменьшается на суммы  дивидендов, которые получила сама российская организация, будучи акционером или участником другой организации.  Дивиденды  к уменьшению налоговой базы берутся за текущий  или предыдущий отчетный (налоговый) период  и  могут учитываться  только в том случае, если ранее  они не участвовали в таких  расчетах.

Это делается во избежание  двойного  налогообложения  одних  и  тех же сумм. При этом не важно, по какой ставке налог был удержан  или не удержан вовсе в связи  с отсутствием налоговой базы у предыдущего налогового агента. Полученная в итоге разница является налоговой  базой, с которой исчисляется  налог по ставке 9 % (как по налогу на прибыль, так  и  по НДФЛ). На завершающем  этапе общая сумма налога распределяется по каждому получателю  дивидендов, облагаемых налогом по ставке 9%.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В курсовой работе рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся одной из важнейших категорий экономики - прибыли, анализа ее формирования, оценки показателей прибыли, а также указаны пути увеличения прибыли. Рассмотрено влияние различных факторов на распределение прибыли. В работе приведены существующие  виды дивидендной политики, приведены их краткие характеристики, также рассмотрены типы дивидендной политики.

Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия  в текущем и перспективном  периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.

Процесс управления прибылью предполагает проведение анализа, который характеризуется  многообразием своих форм. На выбор  формы анализа влияет множество  факторов: отрасль в которой осуществляет свою деятельность организация, специализация  и вид деятельности предприятия  объем товарооборота и его  скорость и другие. Поэтому менеджерам организации необходимо грамотно оценить  сложившуюся ситуацию на предприятии  и выбрать именно ту форму анализа, которая даст наиболее исчерпывающую  информацию для разработки мер по управлению прибыли с целью ее увеличения. В современной научной  литературе выделяют множество методов  анализа прибыли, но наибольшую практическую значимость имеет факторный анализ. Его проведение дает наиболее объективную  оценку факторов формирования прибыли  на предприятии. После выявления  всех факторов, влияющих на прибыль  и оценив ее показатели необходимо приступить к планированию прибыли  организации. Это очень важный процесс, который требует высокой степени  подготовки специалистов, занимающихся этими вопросами. Именно тактическое  является наиболее используемым планированием на практике, так как является связующим звеном между стратегическим и оперативным планированием. При этом следует подчеркнуть, что решения принимаемые при тактическом планировании менее субъективны, потому что базируются на полной и объективной информации, а его реализация связана с меньшим риском.

Информация о работе Управление распределением прибыли предприятия