Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 16:38, курсовая работа
Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходов Российского государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.
В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении фирмы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы создания системы управления распределением прибыли предприятия………………………………………..5
1.1. Прибыль, принципы и сущность ее распределения……………………5
1.2. Факторы, влияющие на распределение прибыли……………………..8
1.3. Прибыль предприятия и ее использование……………………………..10
Глава 2. Дивидендная политика и ее классификация……………………….15
2.1. Сущность дивидендной политики ……..………………………………15
2.2. Типы дивидендной политики …...………………………………………16
2.3. Факторы, определяющие дивидендную политику……………………..20
Глава 3. Нормативное регулирование дивидендов…………………………22
3.1. Начисление и выплата дивидендов…………………………………….22
3.2. Налогообложение дивидендов………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………28
Уровень коэффициента финансового левериджа. Если предприятие имеет возможность повысить эффект финансового левериджа за счет роста его коэффициента, не снижая при этом существенно уровень своей финансовой устойчивости, доля потребляемой прибыли в процессе ее распределения может быть повышена.
Уровень текущей платежеспособности предприятия. В условиях низкого уровня текущей платежеспособности, высокого объема неотложных финансовых обязательств, предприятие не имеет возможности направлять большие размеры распределяемой прибыли на потребление.
Принципы распределения прибыли и факторы, его обуславливающие, позволяют сформировать на предприятии конкретный тип политики распределения прибыли (дивидендной политики), в наибольшей степени удовлетворяющей цели и учитывающий возможности развития предприятия в предстоящем периоде.
1.3. Прибыль предприятия и ее использование.
Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предприятия, так и формирование доходов государства.
Механизм
распределения прибыли должен быть
построен таким образом, чтобы способствовать
повышению эффективности
В зависимости
от объективных условий
С развитием рыночных отношений предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.
Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли, прежде всего, на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли ( прибыли , остающейся в распоряжении предприятия ).
Объектом распределения является налогооблагаемая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятия. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия , структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.
При распределении прибыли предприятия необходимо учитывать основные принципы распределения, которые можно сформулировать следующим образом:
Распределение чистой прибыли — одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия. Основными расходами, финансируемыми из прибыли, являются расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.
Распределение прибыли предприятия в самом общем виде представлено на рисунке 1.
Рис.1 –
распределение прибыли
Капитализация прибыли — это превращение финансовых средств в капитал. В акционерных обществах основной целью распределения прибыли предприятия является обеспечение необходимой пропорциональности между текущими выплатами дивидендов и обеспечением роста рыночной стоимости акций предприятия за счет капитализации части прибыли.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного, социального развития и
материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником которых является чистая прибыль.
В условиях
перехода к рыночным отношениям возникает
необходимость резервировать
Размер этого резерва должен составлять от 5 до 15% уставного фонда. Ежегодно резервный фонд должен пополняться за счет отчислений от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Итак, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения предпринимательской деятельности.
Что же такое дивидендная политика? Ответ на этот вопрос рассмотрим далее.
Глава 2. Дивидендной политика и ее классификация.
2.1. Сущность дивидендной политики.
Термин «дивидендная политика» связан с распределением
прибыли в
акционерных обществах. Однако рассматриваемые
в этом разделе принципы и методы распределения
прибыли применимы не только к акционерным
обществам, но и к предприятиям любой иной
организационно-правовой формы деятельности.
Распределение прибыли
в акционерном обществе представляет
собой
наиболее сложный его вариант и поэтому
избран для рассмотрения всех аспектов
этого механизма.
В более широком трактовании под термином «дивидендная политика» можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.
Дивидендная политика - это важная часть финансовой политики предприятия, нацеленная на повышение капитализированной стоимости предприятия путем установления определенного соотношения между реинвестируемой и выплачиваемой в виде дивидендов частями чистой прибыли предприятия. Количественным показателем дивидендной политики предприятия выступает коэффициент дивидендного выхода.
Основной
целью разработки дивидендной
политики является
установление необходимой пропорциональности
между текущим потреблением прибыли собственниками
и будущим ее ростом, максимизирующим
рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим
стратегическое его развитие.
Исходя из этой цели
понятие дивидендная
политика может быть
сформулировано следующим образом: дивидендная
политика представляет
собой составную часть общей политики управления прибылью,
заключающуюся в оптимизации пропорций
между потребляемой и
капитализируемой ее частями с целью максимизации
рыночной стоимости
предприятия.
Поскольку выплата
дивидендов уменьшает объем
Реинвестирование прибыли является одной из самых распространенных и наиболее дешевых форм финансирования инвестиционных проектов и программ, поскольку позволяет избежать дополнительных расходов по привлечению новых источников финансирования и оставляет контроль за деятельностью предприятия в руках нынешних собственников.
В связи с этим, целью дивидендной политики является обеспечение оптимального сочетания интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия.
2.2. Типы дивидендной политики.
Каждому из этих подходов соответствует определённый тип дивидендной политики (таблица 1).
Таблица 1.
Основные типы дивидендной политики акционерного общества, определяющий подход к формированию дивидендной политики. |
Варианты используемых типов дивидендной политики. |
I. Консервативный подход. |
1. Остаточная политика дивидендных выплат.2. Политика стабильного размера дивидендных выплат. |
II. Умеренный (компромиссный) |
3. Политика минимального
стабильного размера |
III. Агрессивный подход. |
4. Политика стабильного уровня дивидендов.5. Политика постоянного
возрастания размера |
1. Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала, то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала (отложенного дохода) собственников. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций. Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности.
2. Политика
стабильного размера
3. Политика
минимального стабильного
4. Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Преимуществом этой политики является простота ее формирования, и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осуществления такой политики (она сигнализирует о высоком уровне риска хозяйственной деятельности данного предприятия). Даже при высоком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов (акционеров), избегающих риска. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа. Если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.
Информация о работе Управление распределением прибыли предприятия