Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 20:45, дипломная работа
Целью исследования является внедрение энергосберегающих технологий или модернизации существующих, доказав их целесообразность и эффективность.
В процессе работы над дипломным проектом были рассмотрены следующие задачи:
описать важность энергосберегающих технологий в условиях модернизации экономики РФ;
обосновать сущность энергосберегающих технологий для нефтегазодобывающего комплекса;
сопоставить теоретические аспекты управления проектами с внедрением энергосберегающих технологий в нефтегазовом комплексе;
после проведения анализа технических расчётов по энергосбережению, составить технико-экономическое обоснование проектов;
изучить и проанализировать возможные риски при внедрении проекта, а также предложить мероприятия по их снижению.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Значение энергосберегающих технологий в условиях модернизации экономики 5
1.1 Сущность энергосберегающих технологий 5
1.2 Перспективы энергосбережения в условиях модернизации экономики 13
1.3 Актуальность внедрения энергосберегающих технологий в нефтегазодобывающей промышленности 22
ГЛАВА 2. Теоретические аспекты управления проектами 32
2.1 Особенности управления проектами в РФ 32
2.2 Структура технико-экономических обоснований при управлении проектами по энергосбережению в ТЭК РФ 40
2.3 Инновационная деятельность на предприятиях нефтегазового
комплекса 50
ГЛАВА 3. Управление проектами внедрения энергосберегающих технологий для крупной нефтегазодобывающей корпорации 58
3.1 Характеристика предприятия 58
3.2 Структура реализованных проектов по энергосберегающим технологиям в отношении крупной нефтяной корпорации 68
3.3 Реализация проектных работ по ДНС-39 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
СЛОВАРЬ СОКРАЩЕНИЙ 86
Таким образом, в стране была создана серьезная правовая база для реализации концепции энергосбережения. Однако к настоящему времени успехов в деле повышения энергоэффективности экономики не так много, как бы хотелось, и причин здесь несколько.
Главная причина в том, что продвижение идей энергосбережения только административными методами не предполагает достижение результата. В условиях рыночной экономики должен быть эффективный механизм стимулирования энергосбережения как для поставщика ТЭР, так и для любого потребителя. Одного желания для реализации энергосберегающих мероприятий мало. Для повышения энергоэффективности любого технологического процесса как производства, так и потребления ТЭР существует много различных путей, и, как правило, все они требуют определенных затрат на свое осуществление. При равных эффектах инвестиции в энергосберегающие технологии в среднем в 2 раза меньше, чем на увеличение производства энергоносителей; несмотря на это, энергосбережение — дорогое мероприятие. В этом случае на первое место
Реализация мероприятий Программы обеспечит: | ||
| снижение энергоёмкости ВВП не менее чем на: | годовую экономию первичной энергии не менее: |
на I этапе реализации Программы (к 2015 году) | 7,40% | 85 млн. тонн условного топлива |
На II этапе реализации программы (к 2020 году) | 13,50% | 170-180 млн. тонн условного топлива |
выходят вопросы наличия финансовых средств, срока окупаемости энергосберегающих проектов, экономический эффект в области повышения энергоэффективности. Дополненная программа содержит информацию по важнейшим экономически целевым индикаторам и показателям. (табл. 2)
Таблица 2.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы.
При проблемах финансирования энергосбережения, следует учитывать, что при расточительности 10—20% экономии потребитель может получить, не затрачивая каких-либо значительных средств, только лишь за счет оптимизации и надлежащего контроля над существующим технологическим процессом потребления энергоресурсов.
Наиболее важную роль в стимулировании повышения энергоэффективности и как следствие, снижении энергоемкости экономики в целом играет тарифная политика в области топливно-энергетического комплекса. Особенностью этого вопроса является то, что при определении стоимости энергоресурсов должны учитываться интересы как производителя ТЭР, так и всех категорий потребителей.
Следует принимать во внимание и социальный аспект изменения тарифов для населения. Тем не менее, просто необходимо учитывать интересы энергосбережения при определении стоимости ТЭР.
Низкие тарифы (в сравнении с мировыми) на энергоносители (рис. 3)
Рис. 3. Цены на электроэнергию для промышленности.
компенсируют высокую энергоемкость экономики, позволяя отечественным производителям оставаться конкурентоспособными, защищают малообеспеченные слои населения от непомерных расходов по оплате тепла и энергии. Но в то же время занижение тарифов на энергию стимулирует ее расширенное и расточительное использование. К примеру, низкие тарифы для населения делают невыгодным использование высокоэффективных источников освещения и электроприборов с малым энергопотреблением, поскольку соотношение цены этих аппаратов со стоимостью сэкономленной энергии практически не окупает первоначальных затрат за расчетный срок эксплуатации, либо срок окупаемости очень велик и потенциально не интересен для потребителя энергии. Так, при использовании энергосберегающей газоразрядной лампы стоимостью 120 руб. с номинальной мощностью в 15 Вт, эквивалентной лампе накаливания мощностью в 75 Вт, часовая экономия составит 60 Вт. При стоимости электрической энергии в 60 коп. за 1 кВт/час. получаем экономию в 3,6 коп. в час. Таким образом, лампа окупится приблизительно через 3000—3500 час.: при средней наработке 3 часа в сутки это составляет около 3 лет. Этот срок соизмерим со сроком службы лампы и наверняка не заинтересует потребителя с точки зрения выгодного вложения средств. Этот частный пример, конечно, не может быть во всем показателен, его можно оспорить, сказав, что при определенных условиях такая лампа выгодна, и с этим можно согласиться, но факты говорят об отсутствии интереса у основной массы населения к подобным технологиям. Аналогичная картина складывается в промышленном секторе экономики, в ЖКХ, масштабы только там иные как в технологиях, так и в затратах[14].
Говоря о тарифной политике, следует опасаться и другой крайности. Рост тарифов может быть адекватен падению объемов продажи энергии. Логика здесь очень проста: предприятиям-поставщикам энергоносителей, чтобы жить и работать, необходимо возмещать текущие затраты на производство и продажу своего продукта. В условиях рыночной экономики источник возмещения только один — деньги потребителя. Если объем продаж сокращается, а расходы на его производство остаются на прежнем уровне, то это неизбежно сказывается на стоимости продукта, иначе предприятию не выжить.
Опасность заключается в том, что повышение энергоэффективности только в сфере потребления при условии снижения спроса на энергоносители может повлечь за собой компенсационный рост тарифов и не позволит получить рассчитанный экономический эффект от энергосбережения. Чтобы избежать подобного, необходим устойчивый спрос на энергоносители и повышение топливной составляющей в себестоимости энергии до уровня 70—80%, что уже связано с энергоэффективностью в сфере производства ТЭР. Большое значение для повышения экономической заинтересованности в энергосбережении имеет механизм привлечения инвестиций на реализацию мероприятий по энергосбережению и налоговая политика государства.
Работа по этим направлениям в настоящее время еще только начинается, но включение этих вопросов в федеральную целевую программу «Энергоэффективная экономика» дает право надеяться на их успешное разрешение.
1.3 . Актуальность внедрения энергосберегающих технологий в нефтегазодобывающей промышленности
Важнейшим фактором, определяющим успешное развитие нефтяной промышленности, является дальнейшее развитие электроэнергетики. Научно-технический прогресс, внедрение прогрессивной технологии производства в нефтяной и газовой промышленности, как и в любой другой отрасли народного хозяйства, возможны на базе дальнейшей электрификации производственных процессов, более глубокого проникновения электричества в технологию производства. В настоящее время на предприятиях нефтяной и газовой промышленности электроэнергия является основным, господствующим видом энергии.
Глубиннонасосная добыча нефти, закачка воды в пласты для поддержания пластового давления, водоснабжение, перекачка нефти по магистральным и внутрипромысловым нефтепроводам полностью электрифицированы. Около 60% глубокого бурения осуществляется буровыми установками на электроприводе. Расширяется применение электроэнергии на газоперерабатывающих заводах, причём на строящихся и проектируемых газоперерабатывающих заводах предусмотрен электрический привод как вспомогательных, так и основных агрегатов.
Предусматривается дальнейшее расширение применения электроэнергии при комплексной подготовке газа и его транспортировке. Построены и продолжают строиться новые компрессорные станции с электроприводом центробежных нагнетателей, расширяется применение электроэнергии на компрессорных станциях с газотурбинным приводом центробежных нагнетателей для питания электродвигателей многочисленных механизмов.
Рис. 4. Распределение потребляемой энергии по технологическим процессам.
Высокая степень электрификации производственных процессов обусловливает быстрый рост потребления электроэнергии, повышение электровооружённости труда. На рисунке 4 показана доля потребления электроэнергии по технологическим процессам.
Так, в нефтяной промышленности, потребление электроэнергии увеличилось на 34% по сравнению с прошлым годом.
Широкое применение электроэнергии на предприятиях добычи и транспорта нефти и газа, в бурении и газопереработке способствует повышению технических и экономических показателей производства. Так, себестоимость проводки скважин при бурении их установками с электроприводом на 15-20% ниже, а скорость проходки в 1.5 – 2 раза выше, чем при бурении установками с дизельным приводом[15].
Дальнейшее развитие добычи нефти и газа, успешное выполнение производственных и экономических задач зависит от технического уровня нефтяной и газовой электроэнергетики, от совершенства применяемых в технологических установках электроприводов и электрооборудования, а также от надёжности работы схем и объектов внутрипромыслового и внешнего электроснабжения.
Электрификация нефтяной и газовой промышленности в нашей стране осуществляется на базе применения электропривода переменного тока. Рост электрических нагрузок и нефтяной и газовой промышленности вызывает необходимость развития генерирующих мощностей и линий электропередач в энергосистемах. Доля электроэнергии, получаемой от передвижных электростанций, энергопоездов и плавучих электростанций, на ранней стадии освоения месторождений ничтожна в общем балансе электропотребления отраслей. Поэтому наибольший объём энергетического строительства для нефтяной и газовой промышленности осуществляется в районах наибольшего прироста добычи нефти и газа в Западной Сибири и республике Коми[16].
Перечень приоритетных направлений развития науки и техники по нефтегазодобывающей отрасли включает:
повышение эффективности геологоразведочных работ;
повышение эффективности разработки месторождений с трудноизвлекаемыми запасами в целях повышения нефтеизвлечения;
повышение эффективности доразработки месторождений с остаточными запасами нефти в обводненных зонах;
повышение потенциальной продуктивности средне– и низкодебитных скважин на стадии их строительства;
интенсификация и повышение качества строительства скважин глубиной более 4 тыс. м.;
повышение коррозионностойкости и надежности трубопроводов;
повышение продуктивности добывающих скважин при разработке месторождений с низкопроницаемыми коллекторами;
повышение продуктивности добывающих скважин при доразработке месторождений с остаточными запасами нефти в обводненных зонах;
повышение эффективности эксплуатации газовых месторождений на завершающей стадии разработки;
создание и внедрение газоперекачивающих агрегатов (ГПА) нового поколения;
снижение энергоемкости транспорта газа;
повышение эффективности управления электроэнергетикой;
повышение эффективности использования всех видов органического топлива за счет комбинированного производства энергии и тепла на основе применения авиационных и судовых двигателей в энергоустановках малой и средней мощности в промышленности, коммунальном и сельском хозяйстве;
повышение качества управлением и функционированием системы теплоснабжения;
повышение долговечности, коррозионностойкости труб тепловых сетей;
снижение тепловых потерь;
повышение эффективности децентрализованного теплоснабжения на базе глубокого ввода природного газа.
В нефтяной отрасли использование горизонтальных скважин и гидроразрыва низкопроницаемых коллекторов, использование закачки в пласты углеводородного газа, двуокиси углерода, композиций химических веществ и других реагентов, осуществление комбинированных процессов теплового воздействия на пласты, применение процессов воздействия на пласты различными физическими полями позволит значительно сократить энергопотребление. Для повышения утилизации нефтяного газа и обеспечения его рационального использования необходимо создание и внедрение малогабаритных автоматизированных блочных установок по его подготовке и переработке. Недавно были введены в разработку Западно – Таркосалинское, Юбилейное и Ямсовейское газовые месторождения. В 2004 г. начинается добыча газа на Губкинском и Заполярном месторождениях.
Дальнейшее наращивание добычи газа связано с освоением газовых ресурсов полуострова Ямал. Компенсация падающей добычи газа и ее прирост будут обеспечиваться за счет ввода в эксплуатацию более сложных месторождений, сопровождающегося ростом капитальных вложений и эксплуатационных расходов. Сдержать эту неблагоприятную тенденцию возможно на основе новых технических и технологических решений, например, широкого внедрения горизонтальных скважин, дебиты которых в несколько раз превышают дебиты традиционных вертикальных скважин[17].