Управление прибылью и рентабельностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 19:04, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы — исследование методов управления прибылью и рентабельностью предприятия и разработка мероприятий по увеличению прибыли.

Предмет исследования – прибыль и рентабельность организации, сущность, значение и пути повышения.

Объектом исследования является СПК «Ермак» Нововаршавского района Омской области. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности в СПК «Ермак»
разработать мероприятия по увеличению прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ 6
1.1. Прибыль и рентабельность и их экономическая сущность 6
1.2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности 11

1.3 Управление прибылью и рентабельностью 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ СПК «ЕРМАК» 27
2.1. Организационно-производственная характеристика предприятия 27
2.2. Оценка финансового состояния СПК «Ермак» 32

2.3. Анализ рентабельности капитала СПК «Ермак», прибыльности

продукции 35

2.4. Анализ финансовых результатов деятельности СПК «Ермак 37

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПРИБЫЛИ В СПК «ЕРМАК» 49

3.1. Мероприятие по повышению урожайности 49

3.2. Мероприятие по оказанию новых услуг 55

3.3. Мероприятие по экономии заработной платы за счет повышения квалификации работников 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64

ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Работа содержит 1 файл

введение.doc

— 701.00 Кб (Скачать)

     Для принятия многих управленческих решений  важно знать не только факторы, влияющие на величину и структуру себестоимости, но и причины, определяющие изменение  рентабельности.

     Подобный  анализ строится в соответствие с используемой на конкретном предприятии системой показателей рентабельности. С учетом рассмотренных ранее групп показателей, факторный анализ может строится следующим образом.

     Рентабельность  продукции определяется за счет изменения  цены продукции и ее себестоимости (материальных затрат).

     Пусть К0 и К1 — рентабельность продукции базисного и отчетного периода соответственно.  Тогда по определению: 

           K0=(N0-S0) / N0.                           (1.6)    

           K1=(N1-S1) / N1.                                  

                DK=K1-K0.         

           где P1,P0 — прибыль от реализации отчетного и базисного периодов  соответственно;

                       N1,N0 — реализация продукции (работ, услуг) соответственно;

                       S1, S0 — себестоимость продукции (работ, услуг) соответственно;

                       DK — изменение рентабельности за анализируемый период. 

     Влияние фактора изменения цены на продукцию  определяется расчетом (по методу цепных подстановок): 

           DKN=(N1-S0) / N1 - (N0-S0) / N0.        (1.7)      

     Соответственно  влияние изменения себестоимости даст общее изменение рентабельности за период: 

           DKS=(N1-S1) / N1 - (N1-S0) / N1.                  (1.8)      

     Сумма факторных отклонений даст общее  изменение рентабельности за период: 

           DK=DKN-DKS.                                         (1.9)     

     Таким образом, рентабельность продукции  напрямую зависит от объема реализации, то есть выручки и себестоимости  продукции. Для роста рентабельности необходимо выполнение одного из следующих условий: рост выручки при неизменно, либо снижающейся себестоимости; снижение себестоимости при постоянном объеме выручки; либо больший темп роста выручки по сравнению с темпом роста величины себестоимости.

     Рентабельность  производственных активов также  легко моделируется по факторным  зависимостям: 

                 KП.К.=P/(F+E)=(P/TR)*(TR/(F+E))         (1.10) 

                       где:  KП.К — рентабельность производственных активов;

                          P — чистая прибыль;

                         F — стоимость основных производственных фондов;

                       E — средняя сумма  оборотных средств;

                       TR — выручка от  реализации. 

     Эта формула раскрывает связь между рентабельностью фондов KП.К , производственных активов (P/(F+E)), рентабельностью реализации (P/TR), и фондоотдачей (TR/(F+E)). Экономический смысл заключается в том, что формула прямо показывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов [19, с. 52-55].

     Необходимо  рассмотреть еще одну факторную  модель рентабельности: 

                 P/PK=(P/TR)*(TR/TK)*(TK/PK)                    (1.11)

           где: PK — собственный капитал;

                     TK — совокупный капитал. 

     Как видно, рентабельность собственного капитала (P/PK) зависит от изменений уровня рентабельности продукции (P/TR), скорости оборота совокупного капитала (TR/TK), и соотношения собственного и  заемного капитала.  Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.  Изучение подобной зависимости имеет большую доказательную силу для оценки финансового состояния предприятия, оценки степени результатов своей деятельности.

       Однако необходимо сделать следующую  оговорку.  При анализе факторов, определяющих уровень рентабельности  по элементам формул иногда  искажается экономический смысл  явлений, так как сами по  себе абсолютные величины не показывают эффективность использования авансированных для производства средств.  К примеру, любое увеличение средней стоимости основных производственных средств вызовет снижение уровня рентабельности.  В действительности же технический прогресс сопровождается, как правило, увеличением фондовооруженности работников и величины ОПФ, что является главным двигателем повышения эффективности производства, в том числе и рентабельности [2, с. 270].

     Прибыль и рентабельность в условиях формирования рыночной экономики являются важнейшими показателями хозяйственной деятельности сельхоз организаций и предприятий. Эти показатели отражают все стороны деятельности предприятий: объем и структуру оборота, рациональное использование ресурсов, осуществление мероприятий по совершенствованию организаций и технологий производственных процессов и т.д.

     Сумма и уровень прибыли формируются  под воздействием большого количества различных факторов, оказывающих  на них как положительное, так  и отрицательное влияние. Количество факторов, определяющих величину прибыли и рентабельности, вряд ли можно четко ограничить, оно весьма велико. Вес факторы можно разделить на основные, оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли, и на второстепенные, влияние которых можно пренебречь. Кроме того, всю совокупность факторов можно разделить на внутренние и внешние. Они тесно связаны между собой.

     К внутренним факторам, влияющих на прибыль  и рентабельность, относятся ресурсные  факторы (величина и состав ресурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации), а также факторы, связанные с увеличением выручки.

     К основным внешним факторам, формирующим  прибыль сельскохозяйственного  предприятия можно отнести следующие  факторы:

  1. Емкость рынка.

     От  емкости рынка зависит выучка сельскохозяйственного предприятия. Чем больше емкость рынка, тем и больше возможности предприятия по получению прибыли.

  1. Развитие конкуренции.

     Оно оказывает отрицательное влияние  на сумму и уровень прибыли, т.к. оно приводит к усреднению нормы  прибыли. Конкурентная борьба требует определенных расходов, снижающих получаемую сумму прибыли.

  1. Размер цен.

     В условиях конкуренции повышение  цен не всегда приводит к адекватному  повышению продажных цен. Сельхоз  предприятия стремятся меньше работать с посредниками, выбирать среди поставщиков тех, кто предлагает товары одного уровня качества по более низким ценам.

  1. Цены на услуги предприятий транспорта, коммунального хозяйства, ремонтных и других предприятий.

     Повышение цен и тарифов на услуги увеличивает  текущие расходы предприятий, уменьшает прибыль и снижает рентабельность торговой деятельности.

  1. Развитие профсоюзного движения.

     Предприятие стремится к ограничению расходов на заработную плату. Интересы работников выражают профсоюзы, которые ведут  борьбу за повышение размеров оплаты труда, что создает предпосылки для снижения прибыли предприятия.

  1. Развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг.
  2. Регулирование государством деятельности сельхоз предприятий.  Этот фактор относится к числу основных, определяющих размер прибыли и рентабельности.
 

     1.3 Управление прибылью и рентабельностью 

     Высокая роль прибыли в развитии предприятия  и обеспечении интересов его  собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии [44 с.20].

     Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия определяет ряд требований к этому процессу, основными из которых являются [19, с.95]:

     1. Интегрированность с обшей системой  управления предприятием. В какой  бы сфере деятельности предприятия  не принималось управленческое  решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на прибыль. Управление прибылью непосредственно связано с производственным менеджментом персонала, инвестиционным менеджментом, финансовым менеджментом и некоторыми другими видами функционального менеджмента. Это определяет необходимость органической интегрированности системы управления прибылью с общей системой управления предприятием.

     2. Комплексный характер формирования  управленческих решений. Все управленческие  решения в области формирования  и использования прибыли теснейшим  образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на конечные результаты управления прибылью. В ряде случаев это воздействие может носить противоречивый характер. Так, например, осуществление высокоприбыльных финансовых вложений может вызвать дефицит финансовых ресурсов, обеспечивающих производственную деятельность, и как следствие - существенно уменьшить размер операционной прибыли. Поэтому управление прибылью должно рассматриваться как комплексная система действий, обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в результативность формирования и использования прибыли по предприятию в целом.

     3. Высокий динамизм управления. Даже  наиболее эффективные управленческие  решения в области формирования и использования прибыли, разработанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности. Прежде всего, это связано с высокой динамикой факторов внешней среды на стадии перехода к рыночной экономике, и в первую очередь - с изменением конъюнктуры товарного и финансового рынков. Кроме того, меняются во времени и внутренние условия функционирования предприятия особенно на этапах перехода к последующим стадиям его жизненного цикла. Поэтому системе управления прибылью должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации и управления производством, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия.

     4. Многовариантность подходов к  разработке отдельных управленческих  решений. Реализация этого требования  предполагает, что подготовка каждого  управленческого решения в сфере  формирования, распределения и использования  прибыли должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих политику управления прибылью предприятия. Система таких критериев устанавливается самим предприятием.

     5. Ориентированность на стратегические  цели развития предприятия. Какими  бы прибыльными не казались  те или иные проекты управленческих  решений в текущем периоде,  они должны быть отклонены,  если они вступают в противоречие  с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров прибыли в предстоящем периоде.

     С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых к нему требований формируются его цели и задачи.

     Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в  текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.

     Исходя  из этой главной цели можно сформулировать систему основных задач [9, с.126], направленных на реализацию главной цели управления прибылью:

Информация о работе Управление прибылью и рентабельностью предприятия