Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:23, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование предпринимательских рисков на предприятии.
Задачи курсовой работы –
Рассмотреть теоретические аспекты предпринимательских рисков
Оценить роль и значение рисков
Проанализировать предпринимательские риски на предприятии ОАО «Прима Телеком»
Предложить пути оптимизации рисков
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РИСКА………………….5
1.1 Сущность предпринимательского риска…………………………………………………5
1.2 Классификация предпренимательских рисков…………………………………………..9
1.3 Методика анализа предпринимательских рисков…………………………………………..........12
2 АНАЛИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО "Прима Телеком"……………………………………………………………………………………...…16
2.1 Характеристика предприятия ……………………………………………………….......16
2.2 Анализ предпринимательских рисков на предприятии………………………………..18
2.3 Методы снижения предпринимательских рисков………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………………….......27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..29
2.1 Характеристика предприятия
ОАО "Прима Телеком" входит в группу компаний "InSpaсe" и с 1992 г. занимается разработкой и изготовлением антенно-фидерных устройств (АФУ) для радиотелевизионного передающего оборудования различных диапазонов частот, а также поставкой, монтажом и вводом в эксплуатацию оборудования для современных систем телерадиовещания и связи.
Ведущие специалисты ОАО "Прима Телеком" имеют многолетний опыт работы в ФГУП "Научно-производственное объединение прикладной механики имени академика М.Ф.Решетнева" (в настоящее время - открытое акционерное общество "Информационные спутниковые системы"), являющемся ведущим российским производителем телекоммуникационных спутников.
В 1998 г. предприятие открыло свои филиалы в городах Красноярского края Назарово, Ачинск, Зеленогорск, Минусинск и Шарыпово, строило и эксплуатировало системы коллективного приема телевидения общей емкостью до 120 000 абонентов.
Начиная с 2003 года предприятие постоянно принимает участие в работе специализированных выставок: TRBE, NATEXPO, CSTB.
В декабре 2003 г. ОАО «Прима Телеком» в составе
консорциума из девяти российских предприятий
– производителей оборудования для телерадиовещания
было признано одним из победителей предварительного
квалификационного конкурса по выбору
стратегических партнеров Федерального
государственного унитарного предприятия
«Российская телевизионная и радиовещательная
сеть» (ФГУП «РТРС») по модернизации передающей
сети телерадиовещания на территории
Российской Федерации в 2004-2010 гг.
За разработку и внедрение многоканальных передающих антенных комплексов с совмещенными широкополосными антеннами из специальных конструкционных сплавов группе сотрудников предприятия присвоено звание лауреатов премии Правительства в области науки и техники в 2005 году.
В настоящее время ОАО «Прима Телеком» является одной из ведущих российских компаний в области разработки и производства антенно-фидерных устройств для радиотелевизионного и связного приемного и передающего оборудования различных диапазонов частот, поставки оборудования для телерадиовещания и связи, а также проектирования, строительства и эксплуатации современных систем кабельного телевидения. В планах предприятия освоение производства оборудования для цифрового телерадиовещания.
Среди потребителей продукции компании:
ФГУП «РТРС», филиалы ФГУП «РТРС», коммерческие
телерадиовещательные компании, региональные
управления по телерадиовещанию, министерства
связи стран СНГ.
2.2 Анализ предпринимательских рисков на предприятии
Оценка риска является важнейшей составляющей общей системы управления риском. Она представляет собой процесс определения количественным или качественным способом величины (степени) риска.
Количественная оценка риска позволяет получить наиболее точные решения. Из-за этих трудностей, связанными с недостатком информации, времени, а иногда и с невозможностью проведения данного расчета из-за отсутствия необходимых данных, относительная оценка риска на основе анализа финансового состояния предприятия представляет сегодня особый интерес. Это один из самых доступных методов оценки риска, как для предпринимателя-владельца фирмы, так и для его партнеров.
Оценку
финансового положения
Оценку риска на основе анализа финансового состояния фирмы будет проводиться на примере ОАО «Прима Телеком», в два этапа: исследование результативных критериев деятельности предприятия и анализ на основе специальных коэффициентов.
Все рассматриваемые данные, представленные
в анализе, являются
Этап первый – анализ результативных критериев деятельности предприятия, составляется агрегированный баланс предприятия и затем по его показателям ведется расчет системы финансовых коэффициентов.
Исходной
базой является бухгалтерский баланс
предприятия.
Таблица 1 – Агрегированный баланс предприятия
Агрегат | Статьи баланса | Номера строк | На начало года | На конец года |
А1 | Наиболее ликвидные активы | 250+260 | 89 567 | 136 625 |
А2 | Быстро реализуемые активы | 240 | 94 903 | 30 807 |
А3 | Медленно реализуемые активы | 210+220+230+270 | 29 051 | 26 373 |
А4 | Трудно реализуемые активы | 190 | 102 872 | 101 795 |
Баланс | А1+
+A2+A3+A4 |
316 393 | 295 600 | |
П1 | Наиболее срочные обязательства | 620 | 45 706 | 16 097 |
П2 | Краткосрочные обязательства | 610+630+670 | 3 207 | 1 735 |
П3 | Долгосрочные пассивы, в т.ч. фонды потребления и резервы предстоящих платежей | 590+640+650+660 | 9 842 | 8 546 |
П4 | Постоянные пассивы | 490 | 257 638 | 269 222 |
Баланс | П1+П2+П3+П4 | 316 393 | 295 600 |
Большую часть активов предприятия составляют наиболее ликвидные активы: краткосрочные финансовые вложения и денежные средства. В структуре пассивов преобладает нераспределенная прибыль.
Коэффициент абсолютной ликвидности (начало года) = денежные средства/краткосрочные обязательства = 1,9%
Коэффициент абсолютной ликвидности (конец года) = 8,5%
Коэффициент абсолютной ликвидности намного выше нормы (0,2). Это говорит о высокой платежеспособности предприятия.
Коэффициент срочной ликвидности (начало года) = денежные средства + краткосрочные финансовые вложения + краткосрочная ДЗ / краткосрочные обязательства = 4,1%
Коэффициент срочной ликвидности (конец года) = 10,5%
Оптимальное
значение коэффициента – 1. Значение коэффициента
быстрой ликвидности превышает
норматив и свидетельствует о
хорошей ликвидности и
Коэффициент текущей ликвидности (начало года) = оборотные активы / краткосрочные обязательства = 4,7%
Коэффициент текущей ликвидности (конец года) = 12%
Оптимальное значение
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации.
Для улучшения финансового положения организации необходимо:
1) Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.
2) По возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчикам.
ОДЗ (в оборотах) = (Выручка от продаж) / (Средняя дебиторская задолженность) = 159 399 /62 855 = 2,5 об.
ОДЗ (в
днях) = ((Средняя дебиторская
Средняя оборачиваемость дебиторской задолженности организации в отчетном году составляла 2,5 оборота, а средний срок погашения составил 900 дней.
При проведении анализа целесообразно также рассчитать долю дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов:
Удз = ((Дебиторская задолженность) / (Текущие активы)) * 100%= 30 т.р.
Средняя кредиторская
Сравнение
состояния дебиторской и
Собственные оборотные средства (СОС) = СК – ВА= 263 430 – 102 333,5 = 161 096,5 тыс.р
Чистый оборотный капитал (ЧОК) = (СК + Долгосрочные Пассивы) – ВА = (263 430 + 448) - 102 333,5 = 161 544,5 тыс.р.
ЧОК характеризует долю оборотных средств, принадлежащих предприятию, в общей сумме ее текущих активов.
Финансово-эксплуатационная потребность (ФЭП) = (Запасы – ДС) – КЗ = (203 663 – 79 729,5) – 30 901,5 = 93 032 тыс.р.
Компания испытывает недостатки текущего финансирования.
СВОР = Валовой доход / Прибыль = 1,5 %
При изменении выручки на 1 %, прибыль изменится на 1,5 %.
Анализ чувствительности
Этот метод позволяет
Таблица 2 – Расчет силы операционного рычага
Фактор | Расчет |
Объем продаж | 51 648/37 042 = 1,4 |
Цена | 159 399/37 042 = 4,3 |
При увеличении объема продаж на 2%, прибыль возрастет на 2,8%, следовательно, если увеличить цену, то прибыль возрастет на 8,6%.
Анализ предполагает разработку показателей, позволяющих получить информацию о деятельности предприятия в краткосрочном периоде.
Производственный леверидж показывает степень влияния постоянных затрат на прибыль (убытки) при изменениях объема производства.
Производственный леверидж = Маржинальный доход/Прибыль = 51 648/37 042 = 1,4 %
На данном предприятии оборотный капитал имеет положительную величину, что свидетельствует о благонадежном финансовом положении.
Возможные риски на предприятии: риски, связаны с нанесением убытков и неполучением акционерным обществом ожидаемой прибыли вследствие нарушения своих обязательств контрагентами предприятия или по другим, не зависящим от него обстоятельствам. А также производственные, коммерческие риски.
Таким образом, эти риски зависят от способности предприятия организовать производство, и сбыт продукции. На них влияют следующие факторы: уровень менеджмента, себестоимость, качество и надежность продукции, условия сбыта, реклама, организация послепродажного сервиса, наличие оборотных средств, клиентура и др.
2.3 Методы снижения предпринимательских рисков
Любая предпринимательская деятельность связана с риском финансовых потерь. Для владельца малого предприятия важнейшей задачей является снижение предпринимательских рисков, которые могут привести к разорению предприятия. Прежде всего, каждый предприниматель должен оценить те риски, которые грозят его фирме. По мнению специалистов, предпринимательские риски можно условно разделить на политические и экономические. К политическим предпринимательским рискам относятся страновой, налоговый, валютный риски и форс-мажорные обстоятельства.
Методы снижения предпринимательских рисков этой группы для владельца малого предприятия довольно просты. Не стоит размещать заказ на производство продукции в странах с нестабильной экономикой, необходимо внимательно следить за налоговым законодательством и находить оптимальные схемы уплаты налогов, а также быть в курсе тенденций валютного рынка. Застраховаться от форс-мажорных обстоятельств практически невозможно, поэтому, как правило, данный риск или прописывается в договорах, или закладывается в стоимость товара или услуги
Ко второй основной группе предпринимательских рисков относят внутренние риски предприятия: организационный, ресурсный, кредитный и инновационный. Ответственность за снижение этой группы предпринимательских рисков полностью возлагается на руководство предприятия.
Наиболее доступными методами снижения внутренних предпринимательских рисков является, прежде всего, защита объектов риска и нахождение "слабых мест" в работе предприятия. Как известно, кадры решают все, поэтому для того, чтобы избежать риска, связанного с неквалифицированной работой сотрудников, необходимо тщательно подходить к подбору персонала, в некоторых случаях стоит поручить поиск сотрудников кадровым агентствам
Информация о работе Управление предпринимательскими рисками на примере предприятия «Прима Телеком»