Управление госсобственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 21:07, дипломная работа

Описание работы

Право собственности - неотъемлемая часть гражданского законодательства любого развитого государства. Право собственности в любой правовой системе общества выступает как центральный правовой институт. Оно юридически закрепляет и регулирует отношения собственности как экономической категории.
Существование человеческого общества немыслимо без экономических отношений собственности, которые, в свою очередь, не могут существовать в развитом обществе без их правого закрепления. Когда экономические отношения по принадлежности (присвоенности) материальных благ, прежде всего, средств производства, и в связи с этим по владению, пользованию и распоряжению этими благами закрепляются и охраняются правом в данном обществе, собственность выступает в юридическом смысле, то есть как право собственности. (13, С. 78)

Содержание

Введение
Глава I. Общая характеристика собственности и понятие права собственности.
1.1. Собственность как экономическая категория.
1.2. Собственность и право собственности.
Глава II. Правовое регулирование института права государственной собственности.
2.1. Федеральное законодательство.
2.2. Прогнозы и программы развития.
2.3. Регулирование на уровне субъектов РФ.
Глава III. Содержание права государственной собственности.
3.1. Правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом.
3.2. Комплексность права государственной собственности.
Глава IV. Объекты права государственной собственности.
4.1. Виды объектов государственной собственности.
4.2. Право государственной собственности на землю.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

ШКИОТОВ УГС.docx

— 48.51 Кб (Скачать)

В законодательстве чётко  определяется государственная собственность, принадлежащая Российской Федерации, и собственность, находящаяся в  ведении субъектов Российской Федерации. К объектам, относящимся исключительно  к федеральной собственности  относятся:

-объекты, составляющие  основу национального богатства  страны;

-объекты, для обеспечения  функционирования федеральных органов  власти и управления и решения  общероссийских задач;

-объекты оборонного производства;

-объекты отраслей, обеспечивающих  жизнедеятельность народного хозяйства  России в целом и развитие  других отраслей народного хозяйства;

-прочие объекты: предприятия  фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических  препаратов; предприятия и организации  по производству спиртовой и  ликероводочной продукции.

Закон также определяет объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в  государственную собственность  субъектов Российской Федерации. Это, например:

-крупнейшие предприятия  народного хозяйства;

-предприятия атомного  и энергетического машиностроения;

-учреждения здравоохранения  и народного образования;

-научно-исследовательские  организации;

-предприятия телевидения  и радиовещания и другие. Постановление  Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. №3020-I с изменениями  и дополнениями от 23 мая 1992 г., 27 января 1993 г., 21 июля 1993 г. О разграничении  государственной собственности  в Российской Федерации на  федеральную собственность, государственную  собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность.

Имущество, находящееся в  государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями  и учреждениями во владение, пользование  и распоряжение в соответствии со ст. 294-295 ГК.

О каком бы виде объекта  государственной собственности  ни велась речь, в гражданско-правовом смысле это будет имущество. По ГК РФ понятия “вещи” и “имущество”  применяются как синонимы. При  этом для определения термина  “имущество” используется фор- мула: имущество -- это все материальное, что имеет стоимость, а также  все нематериальное, что, будучи материализовано, приобретает стоимость". Понятие  имущества включает акции и имущественные  права. Объектом права собственности  может быть именно имущество, причем имеющее некую экономическую  ценность. Часть объектов человеческой деятельности может регулироваться при помощи норм права собственности, но с особым правовым режимом, так  как допускают не “полное хозяйственное  господство”, а лишь ограниченные возможности  использования. Кроме того, есть категории, вообще не способные выступать в  роли объектов права собственности  по своей природе.

Между тем объект гражданского права и объект права собственности  далеко не одно и то же. Как полагает В. А. Дозорцев, не всякое имущество  может быть объектом права собственности, а лишь материальные вещи, ограниченные в пространстве. Ни права, ни ценные бумаги, ни тем более объекты интеллектуальной собственности, по его мнению, не являются объектами права собственности. Исключением из этого правила  он считает предприятие как имущественный  комплекс, да и здесь в обособленном виде обязательственные требования и другие права на объекты, не имеющие  вещественного характера, никак  не могут входить в число объектов права собственности. Поэтому следует  достаточно четко различать имущество  как родовую категорию и объекты  права собственности как одну из ее разновидностей. Кстати, понятия  государственной собственности  и государственного имущества употребляются  как синонимы и в нормативных  актах России.

Необходимость классификации  всего многообразия объектов собственности  очевидна. Крупное деление объектов государственной собственности  может проводиться в зависимости  от их правового режима. Известно, что  еще в древнем Риме существовало разделение на общее достояние и  публичное имущество. Общее достояние -- то, что по естественному праву  принадлежит всем (воздух, проточная  вода, море), а публичное и казенное имущество принадлежит римскому народу (реки и гавани). “Римские юристы ясно различают публичное имущество  народов... от общих вещей”" (10, С. 46). Публичное имущество имеет  совершенно особенный режим, ибо  для его отчуждения необходимо согласие народа.

В настоящее время на Западе в рамках государственной собственности  выделяется так называемая публичная  собственность, к ней обычно относят  территориальные и некоторые  иные воды, морские берега, наиболее ценные полезные ископаемые и т. п (3, С. 120). Указанные объекты являются исключительной собственностью государства. Считается, что публичная собственность может быть использована только на общее благо.

Среди объектов права государственной  собственности особого внимания заслуживает регулирование права  на землю.

Как упоминалось выше, право  государственной собственности  означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права  государственной собственности  представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов  государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней  государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности  существует в виде:

федеральной собственности  и

собственности субъектов  РФ (субъектной).

На каждом уровне правомочия владения, пользования и распоряжения распределены между законодательными органами, соот-ветствующими министерствами и ведомствами, а также местными органами самоуправления, и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления.

Объектом права государственной  собственности выступают индивидуально  обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности  граждан, юридических лиц и муниципальных  образований (ст. 214 ГК). Государственной  земельной собственности принадлежит  ведущее место. Государственные  земли -- наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую  и экологическую значимость. На государственных  землях размещается большинство  промышленных предприятий, подавляющее  большинство земель природоохранного назначения на-ходятся в государственной собственности.

С развитием права государственной  собственности связывается сложная  проблема ее разграничения на право  федеральной и право субъектной собственности. Проблема вызвана недостаточно ясно выраженной позицией государства  относительно того, каким образом  осуществить разграничение. Используются два юридичес-ки несогласованных подхода. С одной стороны, предусматривается проведение жесткого разграничения права государственной собственности физически, по объектам, и юридически. С другой, разграничение права государственной собственности одновременно предусматривается путем разграничения предметов ведения и полномочий по управлению земельными правоотношениями между государственными и субъектными органами государственной власти без физического разграничения самих земель и соответствующего закрепления самостоятельных прав собственности РФ и субъектов РФ.

Политическая поддержка  первого подхода выражена в реше-нии Правительства РФ и Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране, которое предусматривает разграничить право собственности на объекты недви-жимости, включая земельные участки, между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Данный подход реализован при определении правового режима некоторых категорий земель. Так, Водный кодекс РФ исходит из порядка  разграничения водных объектов и  соответственно земель водного фонда  на федеральные и субъектные по установленным  критериям. На основании Лесного  кодекса РФ лесной фонд объявлен федеральной  собственностью при условии передачи части лесного фонда в собственность  субъектов РФ в соответствии с  федеральным законом.

Одновременно, Водный и Лесной кодексы независимо от фактического разграничения устанавливают порядок  согласованного совместного вынесения  решений по вопросам правового режима соответствующих земель. В развитие Лесного кодекса ...........

 

 

 

 

редставляет собой комплексный правовой институт. К обоснованию комплексности права собственности существует два различных подхода (4, С. 113):

1. Каждая отрасль права  влияет на ту или иную сторону  права собственности, и наоборот, право собственности входит в  предметы различных правовых  отраслей. Различаются гражданско-конституционно  и хозяйственно-правовое понятие  собственности. Гражданско-правовое  понятие определяет полномочия  собственника, конституционно-правовое -- совокупность имеющих имущественное  значение частных прав (с точки  зрения гарантий государства  собственнику), хозяйственно-правовое -- отражает динамику права собственности). В силу этого комплексный характер  приобретает и субъективное право,  и правоотношение собственности.

2. Отрасль права регулирует  не весь институт права собственности,  а конкретную форму собственности.

По-моему, определенная доля истины содержится как в первом, так и во втором подходах. Комплексность  института права собственности  сказывается на том, что каждая отрасль  права регулирует интересующий ее аспект права собственности. Вместе с тем, именно из-за этой фрагментарности  правового регулирования нельзя полностью включить институт права  собственности в предмет той  или иной отрасли права, на то он и комплексный институт. Можно  лишь говорить, что большая содержательная часть института права собственности  урегулирована гражданским законодательством, но не то, что институт права собственности  есть предмет изучения исключительно  гражданского права.

Правовое регулирование  отношений собственности складывается из норм, которые:

1) устанавливают саму возможность  принадлежности материальных благ  определенным лицам (конституционное,  гражданское и административное  право -- приобретение и прекращение  права собственности);

2) устанавливают характер  и границы поведения владельцев  имущества (гражданско-правовой  режим, административно- правовой  режим объекта собственности);

3) предлагают способы защиты  от посягательств других лиц  (гражданское, административное, уголовное  право) 135

Все сказанное выше о комплексном  характере права собственности  относится целиком и полностью  к праву государственной собственности. Более того, именно по отношению  к праву государственной собственности  цивилистами еще в дореформенный  период было высказано предложение  о конституционно-правовом регулировании: не следует ли проблему государственной  собственности “решить в рамках государственного права, возможно, путем  создания нормы конституционного характера, закрепляющей основные цели и пути реализации государством своего права  собственности?” (7, С. 203)

Глава IV. Объекты права государственной собственности.

Главное разделение форм права  собственности состоит в делении  собственности на государственную, муниципальную и частную. В свою очередь, государственная собственность  подразделяется на федеральную, принадлежащую  Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации.

Возможно, особое положение  государственной собственности  обусловлено самой ее природой, обеспечивающей существование государства. Средства, необходимые для государственных  расходов, могут быть приобретаемы различным, но юридически одинаково  дозволительным путем. Две главные  системы суть следующие: выделение  из всего народного достояния  особых государственных имуществ, доходами с которых и покрываются государственные  издержки (1); требование непосредственно  от граждан выделения известной  части из их имущества в пользу государства (2). Государственные имущества  могут состоять из различных родов  доходной собственности, именно из поземельной  собственности, промышленных заведений  и капиталов; первые два рода собственности  могут состоять из собственности, приобретаемой  по общим правилам гражданского права, или из исключительной собственности, право на которую принадлежит  только государству, т. е. из монополий  и регалий.

В законодательстве чётко  определяется государственная собственность, принадлежащая Российской Федерации, и собственность, находящаяся в  ведении субъектов Российской Федерации. К объектам, относящимся исключительно  к федеральной собственности  относятся:

-объекты, составляющие  основу национального богатства  страны;

-объекты, для обеспечения  функционирования федеральных органов  власти и управления и решения  общероссийских задач;

-объекты оборонного производства;

-объекты отраслей, обеспечивающих  жизнедеятельность народного хозяйства  России в целом и развитие  других отраслей народного хозяйства;

-прочие объекты: предприятия  фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических  препаратов; предприятия и организации  по производству спиртовой и  ликероводочной продукции.

Закон также определяет объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в  государственную собственность  субъектов Российской Федерации. Это, например:

-крупнейшие предприятия  народного хозяйства;

-предприятия атомного  и энергетического машиностроения;

-учреждения здравоохранения  и народного образования;

-научно-исследовательские  организации;

Информация о работе Управление госсобственностью