Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение процесса управления финансами в учреждениях здравоохранения.
Для достижения поставленной цели в работе решается ряд следующих задач:
- раскрыть сущность управления финансами;
- определить особенности управления финансами в учреждениях здравоохранения;
- проанализировать систему управления финансами в учреждениях здравоохранения России;
- выявить проблемы системы управления финансами учреждений здравоохранения России.
Введение 3
1.Теоретические основы управления финансами учреждений здравоохранения 5
2. Особенности управления финансами в учреждениях здравоохранения 15
3.Анализ эффективности системы управления финансами в учреждениях здравоохранения. 20
Заключение 25
Список использованных источников 26
Данная модель характеризуется значительной (исключительной) ролью государства. Все медицинские услуги оказываются государственным сектором, финансирование которого осуществляется главным образом из госбюджета, за счет налогов с предприятий и населения. Население страны получает медицинскую помощь бесплатно (за исключением небольшого набора медицинских услуг). Таким образом, государство является главным покупателем и поставщиком медицинской помощи, обеспечивая удовлетворение большей части общественной потребности в услугах здравоохранения. Рынку здесь отведена второстепенная роль, как правило, под контролем государства. Государство является главным гарантом защиты доходов медицинских работников от инфляции (минимальная заработная плата, пенсионное обеспечение, отпуска и т.д.).
К 1970-м годам в СССР государственная система здравоохранения в основном была сформирована. Работала сеть и структура органов и учреждений здравоохранения, подготовлен кадровый потенциал, населению оказывалась бесплатная, общедоступная, квалифицированная медицинская помощь в полном объеме на основе применяемых в тот период времени медицинских технологий. В то же время, с начала 1970-х годов шло постепенное снижение выделяемых бюджетных средств.
Наряду с достоинствами, советская система здравоохранения имела и ряд существенных недостатков, основные из которых:
- отсутствие действенной мотивации труда;
- гиперцентрализация управления (ограничение прав руководителей органов и учреждений здравоохранения);
- жёстко отработанные внутриотраслевые связи;
- несовершенство системы финансирования, хозяйственных отношений;
- отсутствие механизма защиты прав пациентов и медицинских работников;
- перекос в подготовке квалифицированных кадров в ущерб материально-техническому оснащению.
3. Анализ эффективности системы управления финансами в учреждениях здравоохранения России.
В настоящее время в России финансирование здравоохранения имеет смешанный бюджетно-страховой характер, при котором за счет государства оплачиваются целевые программы, капитальные вложения и некоторые другие расходы, а финансирование основной медицинской помощи осуществляется через систему медицинского страхования.
В 1991 году вышел закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". В соответствии с законом предусматривалось введение двух видов медицинского страхования граждан: обязательного и добровольного.
Вся система российского здравоохранения базируется, как известно, на финансировании из трех источников. Это средства федерального и регионального бюджетов и фонда обязательного медицинского страхования, которые можно объединить в два канала – бюджетный и страховой. В большинстве регионов эти два канала сосуществуют, формируя бюджетно-страховое финансирование здравоохранения, в отдельных субъектах имеет место только бюджетное финансирование.
Общие затраты системы российского здравоохранения складываются из следующих компонентов: бюджет здравоохранения (федеральный и субъектов федерации); средства обязательного медицинского страхования; средства, полученные за платные медицинские услуги; расходы населения на лекарства (без учета стоимости биологически активных добавок и средств личной гигиены); нелегитимные платежи населения. В качестве примера приведем данные финансирования здравоохранения за период 2004 – 2006 годов [15].
Таблица 3.1.
Финансирование здравоохранения России в 2004-2006 гг.
в млрд. руб.
Финансовая основа государственной системы обязательного медицинского страхования – отчисления страхователей на обязательное медицинское страхование и бюджетные платежи за обязательное медицинское страхование неработающего населения. Финансовые средства аккумулируются в фондах обязательного медицинского страхования: федеральном и территориальных, являющихся самостоятельными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и созданных для обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фондов не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию.
Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с программами медицинского страхования, которое гарантирует объём и условия оказания медицинской, лекарственной помощи гражданам.
Добровольное медицинское страхование выступает дополнительным источником финансирования здравоохранения и осуществляется на основе программ ДМС, обеспечивая гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программ обязательного медицинского страхования.
Согласно данным Минздрава РФ за последние 10 лет государственные вложения на здравоохранение из бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования сократились в реальном выражении не менее чем на треть. Дефицит финансовых средств в отрасли в среднем по стране составляет более 30%, а доля средств, выделяемых на здравоохранение, в общем объеме валового регионального продукта не превышает 3%.
Постоянные изменения в структуре управления системой здравоохранения, недофинансирование отрасли не могли не отразиться на функционировании системы оказания медицинской помощи населению на различных этапах взаимодействия с пациентами: в поликлинике, при оказании скорой (первичной) помощи, в проведении профилактических мероприятий.
На сегодняшний день проблемы управления финансами здравоохранения в стране являются самыми острыми в системе финансового обеспечения социальной защиты.
Как показывают исследования, консолидированный бюджет здравоохранения РФ составляет на протяжении последних лет примерно 4,5% от ВВП, из которых порядка 2,3% финансировались за счет средств региональных бюджетов. За счет средств обязательного и добровольного медицинского страхования финансировалось около 1% расходов. При этом рекомендуемый норматив составляет 5-8%. В странах ЕС данный показатель составляет 8-13% ВВП, в США – 17% ВВП. Однако, по прогнозам к 2020 г. в систему здравоохранения может попасть 6% ВВП.
По справедливости финансовых взносов населения в систему здравоохранения Россия оказалась на 185 месте из 191.
Реформирование здравоохранения с началом 2000-х продолжилось в составе уже не только экономических, но и социальных реформ.
В 2006 году началась реализация приоритетных национальных проектов, в состав которых входит проект «Здоровье». В соответствии с национальным проектом, преобразования в российской медицине с 2006 года должны пойти по трем основным направлениям: совершенствование работы учреждений здравоохранения первичного звена, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи и профилактика заболеваний [14, с. 15].
К 2011 году в планах перевести здравоохранение на новую модель, принципом которой является иной подход к системе управления финансами здравоохранения. Эта система построена таким образом, что государство выделяет средства не на медицинскую помощь, а на финансирование сети лечебных учреждений (расходы на оборудование, инвентарь, зарплаты, оплата жилищно-коммунального хозяйства). Причем, около 30-35% расходов на финансирование медицинской помощи доплачивает само население.
В это же время российские регионы продолжают реализовывать свои планы действий по оптимизации оказания медицинской помощи населению, а также начинают разрабатывать новые программы.
Мероприятия, направленные на повышение уровня здоровья и эффективное управление финансами учреждений здравоохранения:
- установление государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, а также условий и порядка ее оказания, обеспечение населения жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, финансовое обеспечение государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;
- увеличение объема профилактической и амбулаторно-поликлинической помощи;
- эффективное использование коечного фонда, внедрение новых ресурсосберегающих технологий;
- разработка и внедрение стандартизированных методов лечения и реабилитации;
- повышение доступности для граждан высокотехнологичной (дорогостоящей медицинской помощи);
- обеспечение доступности санаторно-курортной помощи и повышение адресности санаторно-курортного лечения;
- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- расширение вовлечения населения в систематические занятия физической культурой, спортом и туризмом.
Заключение
В заключении делаем вывод, что управление финансами является неотъемлемой частью общей системы управления социально-экономическими процессами и, в частности, системы здравоохранения. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества. Цель управления финансами - финансовая устойчивость и финансовая независимость, которые наиболее ярко проявляются в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
Необходимость совершенствования здравоохранения во многом диктуется объективными процессами – расширением потребностей населения в медицинской помощи, растущим использованием новых, эффективных лечебно-диагностических технологий, высокой заболеваемостью населения, растущей стоимостью медицинских услуг при ограниченности финансовых и материальных ресурсов, которыми располагает система здравоохранения.
Для достижения максимального медицинского и экономического эффекта следует придерживаться основных методов и приемов управления финансами, которые наиболее эффективны в сфере здравоохранения. Сложность состоит в том, чтобы определить возможную область использования каждого метода и выбрать наиболее успешные пути организации процесса управления финансами.
Таким образом, важнейшая задача управления финансами учреждений здравоохранения – это использование всех имеющихся возможностей таким образом, чтобы обеспечить эффективное функционирование всей деятельности организации, предоставив возможность воспроизводства трудовых ресурсов, а, следовательно, повышения производительности труда и увеличения ВВП на душу населения, что, в свою очередь, повышает жизненный потенциал населения страны.
Список использованных источников
1. Закон РФ от 28.06.1991г., № 1499-1 (ред. от 29.12.2006) "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 04.07.1991, № 27.
2. Богославцева Л.В., Романова Т.Ф. Бюджетное финансирование социально-экономических учреждений. – Ростов-на-Дону: РГЭА, 2006.
3. Вялков А.И. Управления и экономика здравоохранения: Учебное пособие.-М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.
4. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. Учебное пособие.-М.: Инфра-М, 2004.
5. Ковалев В.В. Управление финансами. Учебное пособие - М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.
6. Ковалёв В.В., "Введение в финансовый менеджмент", М.: Дело, 2000.
7. Родионова М.В. Финансы, 2005.
8. Тосунян Г.А. Государственное управление в области финансов и кредита в России. Учебное пособие. - М.: Дело, 2007.
9. Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г. и др. Экономика и управление здравоохранением. М., 2002.
10. Шиленко Ю.В., Райзберг Б.А., Вялков А.И. Управление и экономика здравоохранения. М., 2002
11. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. – М.: ГУВВИШЭ, 2003.
12. Нагибович А.Р., Умаров С.З. Формулярная система как инструмент реформирования здравоохранения // Менеджер здравоохранения.- 2008.- № 3
13. Об итогах развития социально-трудовой сферы и здравоохранения в 2006 г. – Режим доступа: http: // www.mzsrrf.ru/analit_inform/
14. Сергеева А. Основные аспекты национального проекта "Здоровье" // Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение, 2006, № 1.
15. Социально-экономическое положение России в 2006 году. - М.: ФСГС РФ. 2007.
16. www.wikipedia.org
17. www.pravoznavec.info.
24
Информация о работе Управление финансами учреждений здравоохранения