Управление финансами учреждений здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение процесса управления финансами в учреждениях здравоохранения.
Для достижения поставленной цели в работе решается ряд следующих задач:
- раскрыть сущность управления финансами;
- определить особенности управления финансами в учреждениях здравоохранения;
- проанализировать систему управления финансами в учреждениях здравоохранения России;
- выявить проблемы системы управления финансами учреждений здравоохранения России.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические основы управления финансами учреждений здравоохранения 5
2. Особенности управления финансами в учреждениях здравоохранения 15
3.Анализ эффективности системы управления финансами в учреждениях здравоохранения. 20
Заключение 25
Список использованных источников 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая по фин мену.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

- денежных средств; 

- привлеченных работников различных специальностей и квалификации.

Пятая группа задач связана с определением полученного (фактического) результата деятельности учреждения здравоохранения. Несмотря на всю неопределенность и непредсказуемость здравоохранения, подсчитать фактиче­ские результаты все же представляется возможным. Для этого экономика здра­воохранения занимается разработкой экономической нормативной базы отрас­ли.

Эта нормативная база используется в следующих целях:

- во-первых, для определения стартовых условий функционирования того или иного учреждения здравоохранения;

- во-вторых, для анализа текущего финансово-экономического положения конкретного медицинского учреждения или част­нопрактикующего врача;

- в-третьих, система показателей применяется не толь­ко для фиксации экономического положения в каждый данный момент, но и для контроля за динамикой изменения тех или иных параметров деятельности медицинского учреждения;

- в-четвертых, такой же анализ может быть осущест­влен применительно к отрасли в целом, подотрасли или региону; 

- в-пятых, зная содержание анализируемых показателей, имея представление о методике расчетов, можно в целом определить изменение в состоянии здоро­вья населения или группы пациентов и осуществить социально-экономические коррективы.    

Шестая группа задач  состоит в  управлении экономическими процессами в медицинских учреждениях. Экономическая деятельность должна быть управляемой и заключаться в степени и условиях управляемости, а также в методах осуществления управленческой деятельности.

Седьмая группа задач рассматривает такие вопросы, как спрос, предложение и ценообразование в области медицинских услуг, медицинский маркетинг, реклама, экономическая эмблематика (товарные знаки, фирменные наименования, символы и т.п.), психоло­гия потребителя и целый ряд других чрезвычайно важных вопросов.

Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.

Конкретными методами и формами управления финансами служат [5, с. 128]:

а)   финансовое планирование;

б)   прогнозирование;

в)   программирование;

г)   финансовое регулирование;

д)   оперативное управление;

е)   финансовый контроль.

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Финансовое планирование является одним из важнейших инструментов управления финансами. Можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность:

1) регламентированность (упорядоченный процесс);

2) связь с обработкой информации;

3) направленность на достижение определенных целей;

4) временный характер.

Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая дает представление о положении дел в будущем, т. е. прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием. Прогноз – это вероятное представление о будущих событиях, основывающихся на наблюдении, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.

б) Финансовое прогнозирование – это, прежде всего, обоснование финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема ресурсов и их потребности в прогнозированном периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих пред всеми элементами финансовой системы.

в) Финансовое программирование - метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения. Оно предполагает:

- установление приоритетов расходов по направлениям;

- повышение эффективности расходования средств;

- прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от не достижения цели.

г) Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами - доходы и расходы участников общественной системы.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макроуровне, так и на микроуровне.

д) Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению коррективов в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель - получение максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.

е) финансовый контроль - одна из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.

Финансовый контроль, с одной стороны - одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплины в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

Мы выяснили, что управление финансами – сложный процесс, включающий в себя множество взаимосвязанных и взаимозависимых категорий и аспектов. Вся многогранность этого понятия особенно проявляется в организации систем управления финансами учреждений здравоохранения в силу присутствия значительной доли государственных финансов. Но правильно скоординированная система управления финансами в организациях здравоохранения дает огромную возможность воспроизводства трудовых ресурсов, а, следовательно, повышения производительности труда и увеличения ВВП на душу населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности управления финансами в учреждениях здравоохранения

 

В настоящее время все существующие системы здравоохранения можно описать с помощью трех основных экономических моделей. Однозначных, общепринятых названий у этих моделей нет, но описания их основных параметров дается специалистами, в целом, одинаково. Это [4, с. 302]:

а) система здравоохранения, основанная на принципах социального страхования и регулирования рынка с многоканальной системой финансирования (например, Германия);

б) платная медицина, основанная на рыночных принципах с использованием частного медицинского страхования (например, США);

в) государственная медицина с бюджетной системой финансирования (например, СССР).

Для того чтобы понять специфику данных моделей и определить особенности управления финансами в учреждениях здравоохранения, остановимся на данных моделях подробнее:

а) Обязательное медицинское страхование (ОМС) – практика Германии.

Данная модель определяется как социально-страховая или система регулируемого страхования здоровья. Она опирается на принципы смешанной экономики, сочетая в себе рынок медицинских услуг с развитой системой государственного регулирования и социальных гарантий, доступности медицинской помощи для всех слоев населения и характеризуется в первую очередь наличием обязательного медицинского страхования всего или почти всего населения страны при определенном участии государства в финансировании страховых фондов. Государство здесь играет роль гаранта в удовлетворении общественно необходимых потребностей всех или большинства граждан в медицинской помощи независимо от уровня доходов, не нарушая рыночных принципов оплаты медицинских услуг. Многоканальная система финансирования (из прибыли страховых организаций, отчислений от зарплаты, государственного бюджета) создает необходимую гибкость и устойчивость финансовой базы социально-страховой медицины и механизма социальной защиты ее работников.

В Германии система обязательного медицинского страхования была введена в 1883 году. Социальное (обязательное) медицинское страхование предусматривает: диагностику и профилактику заболеваний; лечение в амбулаторных и стационарных условиях; снабжение лекарствами и вспомогательными средствами при амбулаторном и стационарном лечении; выплату пособий в связи с временной утратой трудоспособности (до 6 недель оплачивают работодатели); выплата пособий на прерывание беременности, по материнству, по смерти и т.д. В структуре застрахованных по обязательному медицинскому страхованию (число которых насчитывает 92% населения) 44% составляют работающие, 27% - члены семьи, 21% - пенсионеры. Обязательное медицинское страхование (ОМС) осуществляют некоммерческие страховые организации - больничные кассы. Это - самоуправляемые независимые организации, структура которых определена законодательно. В зависимости от состава и дохода застрахованных, разброс взносов составляет от 9 до 15% к фонду оплаты труда.

Такая модель также типична для большинства экономически развитых стран: Франции, Нидерландов, Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Канады и Японии.

Чтобы нагляднее представить функционирование обязательного медицинского страхования, рассмотрим действие бюджетно-страховой модели (рис 2.1).

Органы исполнительной власти являются страхователями при ОМС для неработающего населения, страхователями  работающего населения являются работодатели. Также органы исполнительной власти составляют территориальную программу ОМС с региональными органами управления здравоохранения.

б) Добровольное медицинское страхование (ДМС) – практика США.

Для данной модели характерно предоставление медицинской помощи преимущественно на платной основе за счет самого потребителя медицинских услуг, отсутствие единой системы государственного медицинского

Рис 2.1. Взаимодействие участников медицинского страхования

 

страхования. Главным инструментом удовлетворения потребностей в медицинских услугах является рынок медицинских услуг. Ту часть потребностей, которая не удовлетворяется рынком (малообеспеченные слои населения, пенсионеры, безработные) берет на себя государство путем разработки и финансирования общественных программ медицинской помощи. Таким образом, масштабы государственного сектора малы.

В настоящее время правительство США также оплачивает более 40% расходов на здравоохранение. Большая часть затрат на медицинские услуги в США покрывается за счет добровольного медицинского страхования, которое оплачивается работодателями, а также правительством. Тем не менее, на долю граждан приходится значительная часть расходов за предоставленные медицинские услуги.

В США основой организации управления финансами здравоохранения является частный рынок медицинских услуг, дополняемый государственными программами медицинского обслуживания бедных «Medicade» и пенсионеров «Medicare».

Программа «Medicade» предусматривает страхование малообеспеченных американцев, преимущественно женщин и детей из бедных семей. Программа «Medicade» финансируется как федеральным правительством, так и органами управления штатов. В соответствии с программой «Medicare» осуществляется страхование всех американцев старше 65 лет, а также тех, кто приближается к этому возрасту и у кого есть серьезные нарушения состояния здоровья.

При данном (традиционном) способе оплаты медицинское учреждение выставляет счет клиенту. Клиент оплачивает счет и представляет его в страховую компанию, которая компенсирует расходы на лечение. Возможен вариант, когда клиент, получив счет, направляет его страховщику для оплаты. Схема оплаты медицинской помощи в данной модели изображена на рис. 2.2.

Рис 2.2. Традиционный метод оплаты медицинской помощи по ДМС

 

Более распространенным является способ оплаты медицинских услуг без участия застрахованного клиента, когда медицинское учреждение направляет счет на оплату услуг непосредственно страховой компании (рис. 2.3.)

 

Рис 2.3. Оплата медицинской помощи по ДМС без участия застрахованного клиента

 

в) Бюджетное финансирование здравоохранения – практика СССР.

Информация о работе Управление финансами учреждений здравоохранения