Управление активами и пассивами в коммерческом банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:00, реферат

Описание работы

Управление активами и пассивами (УАП) банка является одним из важнейших направлений финансового менеджмента. В современной банковской практике под управлением активами и пассивами принято понимать интегрированный подход к управлению балансом банка, который рассматривается как единое целое и направлен на достижение общей цели повышения доходов до приемлемого уровня риска.

Содержание

Управление активами и пассивами в коммерческом банке
Введение ……………………………………………………………… 3
1. Виды банковских активов ………………………………………... 4
2. Виды банковских пассивов ………………………………………. 6
3. Управление банковскими активами и пассивами ……………… 8
3.1 Метод фондового пула (стратегия управления активами) …... 9
3.2 Метод управления фондами (стратегия управления
пассивами) ………………………………………………………. 11
3.3 Метод конверсии фондов (стратегия сбалансированного
управления) ……………………………………………………... 14
3.4 Прочие методы ………………………………………………….. 17
Заключение …………………………………………………………… 18
Тесты …………………………………………………………………. 21
Список использованных источников ……………………………….. 28

Работа содержит 1 файл

Управление активами и пассивами в коммерческом банке.docx

— 56.30 Кб (Скачать)
  • способ реализации
    • максимально  возможный  контроль  размеров,  сроков, стоимости как активов, так и привлеченных средств;
    • координация контроля над активами с контролем над пассивами таким образом, чтобы управление активами и пассивами характеризовалось  сбалансированностью  по  срокам,  объемам  и стоимости;
    • оптимизация спрэда между доходами и издержками  по  привлекаемым средствам;
  • результат
    • сбалансированная оптимизация доходов и стоимости  банковских услуг как по активам, так и по пассивам в зависимости от  уровня  принятого риска;
    • формирование банковского продуктового ряда на  основе  пакетирования банковских  продуктов  и  услуг; 
    • страхование  риска  изменения  процентной ставки.
 
 
 
 

     3.4    Прочие методы 

           Существует ряд  прочих методов управления активами и пассивами, к которым относят:

  • метод прогнозирования потоков денежных  средств - основан  на  построении прогнозного  графика  оценочной  потребности  в  ликвидности   на   различные прогнозные периоды и источников ее покрытия за те же периоды, и выработке мер при обнаружении значимого расхождения в этих показателях:
         Параметры притока денежных средств:             Параметры оттока денежных средств:
         Увеличение  капитала 
     Привлечение депозитов 
     Прирост остатков на расчетных счетах 
     Проценты полученные 
     Доходы от ценных бумаг 
     Возврат кредитов 
     Прочие доходы 
     Курсовая разница 
     Итого приток:
                Прирост постоянных активов 
     Средства в расчетах 
     Операционные расходы 
     Выдача кредитов 
     Выплата депозитов 
     Инвестиции 
     Проценты уплаченные 
     Налоги 
     Дивиденды 
     Итого отток:
  • метод управления резервной позицией - состоит  в  определении  резервной позиции (вторичные резервы заранее  не  формируются, а  лишь  прогнозируется количество фондов, которое возможно купить на денежном  рынке  и  тем  самым профинансировать возможный отток денежных средств).
  • метод управления кредитной  позицией - заключается  в  определении  того объема денежных средств, который банк получит в краткосрочном периоде,  если не будет возобновлять краткосрочные кредиты.

    Заключение 

     Получение максимальных доходов коммерческого  банка может быть достигнуто за счет  наиболее эффективного использования мобилизованных им денежных ресурсов. Так  как  вся деятельность банков нацелена на получение прибыли в условиях постоянной  конкуренции, то главной задачей становится поиск возможности получения дополнительного дохода без того, чтобы  не  подвергать банк неоправданному риску.

     Банк  должен обеспечивать способность удовлетворять  требованиям вкладчиков, то есть обеспечивать ликвидность. Обязательно наличие  средств, достаточных для обеспечения  потребностей в кредите, так как  предоставление кредита – основной вид деятельности банка. Его неспособность  удовлетворять запросы клиентов в кредитах приведет к потере выгодных операций, снижению прибыли.

     Конфликт  между ликвидностью и прибыльностью  банка можно считать центральной  проблемой, которую он решает при  размещении средств. С одной стороны, он ощущает давление держателей акций, заинтересованных в более высоких  доходах, которые могут быть получены за счет кредитования заемщиков. Но с  другой стороны, руководство банка  хорошо представляет, что такие действия снижают ликвидность банка.

     Существует  дилемма между ликвидностью и  прибыльностью банка. Большая часть  банковских ресурсов предназначается  для удовлетворения спроса на ликвидные  средства, меньшая часть – для  достижения желаемой прибыльности банка.

     Большинство банков имеют несоответствие между  сроками погашения по активам  и по основным обязательствам. Другая проблема –  чувствительность банков к изменениям % ставок. При их росте некоторые вкладчики изымают свои средства в поисках более высоких прибылей или, взяв ссуду, приостанавливают подачу заявок на новые кредиты. Изменение процентных ставок влияет и на рыночную стоимость активов, продажа которых может понадобиться. Требование ликвидности является приоритетным, его невыполнение может подорвать доверие к банку.

     Общие подходы к решению проблем  ликвидности банков:

     1) обеспечение ликвидности за счет  активов, то есть трансформация  активов (управление ликвидностью  через управление активами);

     2) использование главным образом  заемных ликвидных средств для  удовлетворения спроса на денежные  средства (управление пассивами);

     3) сбалансированное управление ликвидностью (активами и пассивами).

     1-й  подход считается наиболее старым  в обеспечении потребностей банка.  В чистом виде эта стратегия  требует накопления ликвидных  средств в виде ликвидных активов  и когда возникает потребность  в ликвидных средствах, выборочные  активы продаются до тех пор,  пока, пока не будет удовлетворен  спрос на наличные средства.

     Под управлением активами понимают пути и порядок размещения собственных  и привлеченных средств с целью  получения дохода и обеспечения  ликвидности коммерческого банка.

     Ликвидные активы должны обладать следующими свойствами: иметь свой рынок (для их быстрого превращения в деньги), достаточно стабильные цены и быть обратимы. Стратегия  трансформации активов достаточно дорогой способ, так как в первую очередь продажа активов означает, что банк теряет свои будущие доходы, которые мог получить за счет них, во вторых, это ведет к ухудшению  баланса.

     Стратегия управления пассивами – это заем быстрореализуемых средств в  количестве, необходимом для покрытия ожидаемого спроса на ликвидные средства. Это способ считается наиболее рискованным  из-за доступности кредита и изменчивости процентных ставок.

     Управление  пассивными операциями представляет деятельность банка, связанную с привлечением финансовых средств вкладчиков и  других кредиторов и определением соответствующей  комбинации источников средств, необходимой  для соблюдения ликвидности.

     Банк  разрабатывают и развивают новые  формы и методы привлечения сбережений частных вкладчиков. Банки развивают  рынок «коротких денег», на котором  представлены срочные депозиты (от 14 дней до 2 месяцев). Практикуются фьючерсные вклады, по которым внесенные в  рублях средства пересчитываются в  свободно конвертируемую валюту.

     Сбалансированный  подход в управлении ликвидностью предполагает часть ожидаемого спроса  на ликвидные средства накапливать в виде быстрореализуемых ценных бумаг и депозитов в других банках, а другие потребности в ликвидных средствах обеспечивать предварительными соглашениями об открытии кредитов в других банках.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников:

  1. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 23.12.2003г
  2. Федеральный Закон РФ «О кредитных историях» №218 – ФЗ от 30 декабря 2004г.
  3. Письмо ЦБ РФ от 27 июля 2000 г., № 139-Т «О рекомендациях по анализу ликвидности кредитных организаций»
  4. Банковское дело. Под редакцией О.И. Лаврушина. - 2008.
  5. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. М.:ЮНИТИ. – 2006.
  6. Коммерческие банки Э.Рид, Р. Коттер, Р.Смит пер. с англ. под редакцией В.М. Усоскина.  М.: Прогресс. - 2001.
  7. Комплексный анализ финансово-экономических результатов деятельности банка и его филиалов  /Гиляровская Л.Т., Паневина С.Н. – СПб.: Питер, 2006
  8. Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. М: Финансы и статистика. - 2007.
  9. Маслеченков Ю.С. Финансовый  менеджмент  в коммерческом банке. М.: Перспектива. - 2006.
  10. Молчанов А.В. Коммерческий  банк  в  современной  России. Теория и практика. М: Финансы и статистика 2006.
  11. Сайт http://www.consultant.ru
  12. Сайт http://www.cbr.ru
  13. Сайт http://www.rbc.ru
  14. Сайт http://www.bankir.ru
  15. Сайт http://www.bankclub.ru
  16. Сайт http://www.financepress.ru;
  17. Сайт http://www.banktech.ru; 
  18. Сайт http://www.bankworks.ru;
  19. Сайт http://www.bankdelo.ru,

Информация о работе Управление активами и пассивами в коммерческом банке