Сущность и содержание финансового менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена теме финансового менджмента. Цель работы -- охарактеризовать сущность финансового менеджмента и его составные элементы. Объектом исследования в работе являются финансовый менеджмент. Предмет исследования – сущность, функции и задача финансового ме-неджмента.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Финансы в рыночной экономике ….............................................................. 4
2. Сущность и содержание финансового менеджмента …………………….. 9
3. Функции финансового менеджмента ………………………………………
4. Базовые концепции финансового менеджмента…………………………..
5. Финансовый механизм и его структу-ра…………………………………… 13
Заключение…………………………………………………………................. 32
Список использованной литерату-ры………………………........................... 34

Работа содержит 1 файл

1524 кр фин менеджмент.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

 

  1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА. БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
 
 

     В настоящее время западными специалистами  выделяются пять подходов в становлении и развитии финансового менеджмента.

     Первый  подход связан с деятельностью «школы эмпирических прагматиков».(50е года) Ее представители - профессиональные аналитики, которые, работая в области анализа кредитоспособности компаний, пытались обосновать набор относительных показателей, пригодных для такого анализа. Они впервые попытались показать многообразие аналитических коэффициентов, которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности и являются полезными для принятия управленческих решений.

     Второй  подход обусловлен деятельностью школы  «статистического финансового анализа».(60е года) Основная идея в том, что аналитические коэффициенты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, полезны лишь в том случае, если существуют критерии, с пороговыми значениями которых эти коэффициенты можно сравнивать.

     Третий  подход ассоциируется с деятельностью  школы «мультивариантных аналитиков» (70е года). Представители этой школы исходят из идеи построения концептуальных основ, базирующихся на существование несомненной связи частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние и эффективность текущей деятельности.

     Четвертый подход связан с появлением «школы аналитиков, занятых прогнозированием банкротства компаний».(30е года) Представители этой школы делают в анализе упор на финансовую устойчивость компании, предпочитаяперспективный анализ ретроспективному.

     Пятый подход представляет собой самое  новое направление (развивается  с60хгодов) – школа «участников  фондового рынка». Ценность отчетности состоит в возможности ее использования для прогнозирования уровня эффективности инвестирования в ценные бумаги. Ключевое отличие этого направления состоит в его излишней теоритеризованности, не случайно оно развивается главным образом учеными и пока не получило признания в практике.

     Финансовый  менеджмент базируется на следующих  взаимосвязанных основных концепциях:

     1). Концепция денежного потока.

     2). Концепция временной ценности  денежных ресурсов.

     3). Концепция компромисса между  риском и доходностью. 

     4). Концепция цены капитала.

     5). Концепция эффективности рынка  капитала.

     6). Концепция асимметричности информации 

     7). Концепция агентских отношений. 

     8). Концепции альтернативных затрат.

     1). Концепция денежного потока предполагает - идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид (краткосрочный, долгосрочный, с процентами или без); - оценка факторов, определяющих величину элементов денежного потока; - выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока, генерируемые в различные моменты времени; - оценка риска, связанного с данным потоком, и способы его учета

     2). Концепция временной ценности  денежных ресурсов. Временная ценность – объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Она определяется тремя основными причинами:

     А) Инфляцией 

     Б) Риском недополучения, или неполучением ожидаемой суммы 

     В) Оборачиваемостью

     3). Концепция компромисса между  риском и доходностью. Смысл  концепции: получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо пропорциональная. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска.

     4). Концепция цены капитала –  обслуживание того или иного  источника финансирования обходится для фирмы неодинаково, следовательно, цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в убытке. Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия.

     5). Концепция эффективности рынка  капитала – операции на финансовом рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, на сколько текущие цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка. Термин «эффективность» в данном случае рассматривается не в экономическом, а в информационном плане, т. е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении следующих условий: - рынку свойственна множественность покупателей и продавцов; - информация доступна всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано с затратами; - отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок; - сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке; - все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду; - сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников рынка.

     Существует  две основных характеристики эффективного рынка:

     1). Инвестор на этом рынке не  имеет обоснованных аргументов  ожидать больше, чем в среднем доход на инвестиционный капитал при заданной степени риска.

     2). Уровень дохода на инвестируемый  капитал – это функция степени  риска. Эта концепция эффективности  рынка на практике может быть  реализована в трех формах эффективности: - слабой - умеренной - сильной В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов. При этом невозможен обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики динамики цен. В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имеющиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах. В условиях сильной формы текущие цены отражают как общедоступную информацию, так и ограниченную информацию, т. е. вся информация является доступной, следовательно, никто не может получить сверхдоходы по ценным бумагам.

     6). Концепция ассиметричности информации  – напрямую связана с пятой концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать положительный и отрицательный эффект.

     7). Концепция агентских отношений  введена в финансовый менеджмент  в связи с усложнением организационно – правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).

     7). Концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет альтернативу.

 

       5. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО СТРУКТУРА 
 

      Финансовый  механизм – это совокупность форм и методов организации управления и планирования финансов и использования  в этих процессах денежных фондов, финансовых рычагов, норм и нормативов, лимитов, стимулов, санкций, резервов и финансового законодательства.

      Финансовый  механизм является составной частью хозяйственного механизма. Структура финансового механизма довольна сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма).

      Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования. Нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений. Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма является:

      – финансовое планирование и прогнозирование;

      – финансовые показатели, нормативы и  лимиты;

      – управление финансами;

      – финансовые рычаги, инструменты;

      – финансовое законодательство;

      Каждая  сфера и отдельное звено финансового  механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.

      Финансовое планирование и прогнозирование.

      Важным  элементом управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей. Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов финансового механизма.

      Фактически  финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро- и микро- уровнях).

      Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные  задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие  достижению выбранной цели.

      Финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.

      Прогнозы  могут быть среднесрочные (5-10 лет) и  долгосрочные (более 10 лет).

      Финансовое  прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.

      Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

      Финансовое  планирование – это научный процесс  обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

      Его объектом в основном выступает финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта, а итоговым результатом – составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредствующие их финансовые отношения и возникающие стоимостные пропорции.

      Финансовое  планирование должно базироваться на познании объективных закономерностей развития общества, тенденций движения финансовых ресурсов, изучении исходной базы результативности ранее проводимых мероприятий и финансовых операций.

      Финансовые  показатели, нормативы и лимиты.

      Формирование  системы финансовых показателей  для конкретного предприятия связано с ее организационно-правовой формой, отраслевыми особенностями, объемом, степенью диверсификации хозяйственной деятельности и другими условиями. Поэтому вся совокупность показателей группируется по видам источников информации и требует уточнения по каждой группе применительно к практической деятельности конкретного предприятия.

      Первая  группа - это показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Эти показатели предназначены для прогнозирования возможных изменений во внешней среде функционирования предприятия при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности. Формирование системы показателей первой группы основывается на публикуемых данных государственной статистики.

Информация о работе Сущность и содержание финансового менеджмента