Решение – это выбор альтернативы.
Что же отличает
управленческие, а в частности
финансовые решения?
- Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.
- Последствия. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально – экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.
- Разделение труда. В организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.
- Профессионализм. В управлении организацией принятие решений –сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые, в частности финансовые решения.
Рассмотрев эти отличительные
особенности принятия решений в
организациях, можно дать следующее
определение финансового решения:
Финансовое
решение – это выбор альтернативы, осуществлённый
руководителем в рамках его должностных
полномочий и компетенции и направленный
на увеличение прибыли (снижение убытков)
организации.
В процессе управления
организациями принимается огромное
количество финансовых решений,
обладающих различными характеристиками.
Тем не менее, существуют некоторые
общие признаки, позволяющие это
множество определённым образом
классифицировать. Такая классификация
представлена в таблице:
Т а б л и ц а 1. Классификация
финансовых решений
Классификационный
признак |
Группы
финансовых решений |
Степень повторяемости
проблемы |
Традиционные Нетипичные |
Значимость цели |
Стратегические Тактические |
Сфера воздействия |
Глобальные Локальные |
Длительность реализации |
Долгосрочные Краткосрочные |
Прогнозируемые последствия
решения |
Корректируемые Некорректируемые |
Метод разработки решения |
Формализованные Неформализованные |
Количество критериев
выбора |
Однокритериальные Многокритериальные |
Форма принятия |
Единоличные Коллегиальные |
Способ фиксации решения |
Документированные Недокументированные |
Характер использованной
Информации |
Детерминированные Вероятностные |
Рассмотрим её более подробно.
- Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан прежде всего с генерацией новых альтернатив.
- Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.
- Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на каком – либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.
- Длительность реализации. Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.
- Прогнозируемые последствия решения. Часть финансовых решений в процессе их реализации так или иначе поддается корректировке с целью устранения каких – либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является корректируемым. Другая, довольно значительная, часть решений, имеет необратимые последствия.
- Метод разработки решения. Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определённому алгоритму. Другими словами, формализованное решение – это результат выполнения заранее определённой последовательности действий. Например, при составлении графика ремонтного обслуживания оборудования начальник цеха может исходить из норматива, требующего определённого соотношения между количеством оборудования и обслуживающим персоналом. Если в цехе имеется 50 единиц оборудования, а норматив обслуживания составляет 10 единиц на одного ремонтного рабочего, значит, в цехе необходимо иметь пять ремонтников. Точно так же, когда финансовый менеджер принимает решение об инвестировании свободных средств в государственные ценные бумаги, он выбирает между различными видами облигаций в зависимости от того, какие из них обеспечивают в данное время наибольшую прибыль на вложенный капитал. Выбор производится на основе простого расчета конечной доходности по каждому варианту и установления самого выгодного.
Формализация принятия решений
повышает эффективность управления
в результате снижения вероятности
ошибки и экономии времени: не нужно заново
разрабатывать решение каждый раз, когда
возникает соответствующая ситуация.
Поэтому руководство организаций часто
формализует решения для определённых,
регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая
соответствующие правила, инструкции
и нормативы.
В то же время в процессе
управления организациями часто
встречаются новые, нетипичные ситуации
и нестандартные проблемы, которые
не поддаются формализованному решению.
В таких случаях большую роль
играют интеллектуальные способности,
талант и личная инициатива менеджеров.
Конечно, на практике большинство
решений занимает промежуточное
положение между этими двумя
крайними точками, допуская в процессе
их разработки как проявление личной инициативы,
так и применение формальной процедуры.
Конкретные методы, используемые в процессе
принятия решений, рассмотрены ниже.
- Количество критериев выбора. Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее большинство решений многокритериальны, так как они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.
- Форма принятия решений. Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение будет соответственно единоличным. Однако в современной практике менеджмента всё чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа , т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные, решения называются коллегиальными. Усиление профессионализации и углубление специализации управления приводят к широкому распространению коллегиальных форм принятия решений. Необходимо также иметь в виду, что определённые решения и законодательно отнесены к группе коллегиальных. Так, например, определённые решения в акционерном обществе ( о выплате дивидендов, распределении прибыли и убытков, совершении крупных сделок, избрании руководящих органов, реорганизации и др.) отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Коллегиальная форма принятия решений, разумеется, снижает оперативность управления и «размывает» ответственность за его результаты, однако препятствует грубым ошибкам и злоупотреблениям и повышает обоснованность выбора.
- Способ фиксации решения. По этому признаку финансовые решения могут быть разделены на фиксированные, или документальные (т.е. оформленные в виде какого либо документа - приказа, распоряжения, письма и т.п. ), и недокументированные ( не имеющие документальной формы, устные ). Большинство решений в аппарате управления оформляется документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, острых, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксироваться документально.
- Характер использованной информации. В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, финансовые решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определённости) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределённости). Эти условия играют чрезвычайно важную роль при принятии решений, поэтому рассмотрим их более подробно.
2.2
Детерминированные и вероятностные решения
Детерминированные
решения принимаются в условиях определённости,
когда руководитель располагает практически
полной и достоверной информацией в отношении
решаемой проблемы, что позволяет ему
точно знать результат каждого из альтернативных
вариантов выбора. Такой результат только
один, и вероятность его наступления близка
к единице. Примером детерминированного
решения может быть выбор в качестве инструмента
инвестирования свободной наличности
20 % - ных облигаций федерального займа
с постоянным купонным доходом. Финансовый
менеджер в этом случае точно знает, что
за исключением крайне маловероятных
чрезвычайных обстоятельств, из-за которых
правительство РФ не сможет выполнить
свои обязательства , организация получит
ровно 20 % годовых на вложенные средства.
Подобным образом, принимая решение о
запуске в производство определённого
изделия, руководитель может точно определить
уровень издержек производства, так как
ставки арендной платы, стоимость материалов
и рабочей силы могут быть рассчитаны
довольно точно.
Анализ финансовых
решений в условиях определенности это
самый простой случай : известно количество
возможных ситуаций (вариантов) и их исходы
. Нужно выбрать один из возможных вариантов
. Степень сложности процедуры выбора
в данном случае определяется лишь количеством
альтернативных вариантов . Рассмотрим
две возможные ситуации :
а) Имеется два возможных
варианта:
n=2
В данном случае аналитик должен
выбрать (или рекомендовать к
выбору) один из двух возможных вариантов
. Последовательность действий здесь следующая:
- определяется критерий по которому будет делаться выбор;
- методом “прямого счета” исчисляются значения критерия для сравниваемых вариантов;
- вариант с лучшим значением критерия рекомендуется к отбору.
Возможны различные методы
решения этой задачи . Как правило они
подразделяются на две группы:
- методы основанные на дисконтированных
оценках;
- методы основанные на учетных
оценках.
Первая группа методов
основывается на следующей идее. Денежные
доходы, поступающие на предприятие
в различные моменты времени,
не должны суммироваться непосредственно;
можно суммировать лишь элементы
приведенного потока. Если обозначить
F1,F2 ,....,Fn прогнозируемый коэффициент дисконтирования
денежного потока по годам, то i-й элемент
приведенного денежного потока Рi рассчитывается
по формуле: Pi = Fi / ( 1+ r ) i
где r- коэффициент дисконтирования.
Назначение коэффициента
дисконтирования состоит во временной
упорядоченности будущих денежных
поступлений ( доходов ) и приведении
их к текущему моменту времени. Экономический
смысл этого представления в следующем:
значимость прогнозируемой величины денежных
поступлений через i лет ( Fi ) с позиции
текущего момента будет меньше или равна
Pi. Это означает так же, что для инвестора
сумма Pi в данный момент времени и сумма
Fi через i лет одинаковы по своей ценности.
Используя эту формулу, можно приводить
в сопоставимый вид оценку будущих доходов,
ожидаемых к поступлению в течении ряда
лет. В этом случае коэффициент дисконтирования
численно равен процентной ставке, устанавливаемой
инвестором, т.е. тому относительному размеру
дохода, который инвестор хочет или может
получить на инвестируемый им капитал.
Итак последовательность
действий аналитика такова ( расчеты
выполняются для каждого альтернативного
варианта ) :
- рассчитывается величина требуемых инвестиций (экспертная оценка ) , IC ;
- оценивается прибыль ( денежные поступления ) по годам Fi ;
- устанавливается значение коэффициента
- дисконтирования , r ;
- определяются элементы приведенного потока , Pi ;
- рассчитывается чистый приведенный эффект ( NPV ) по формуле:
NPV= E Pi - IC
- сравниваются значения NPV ;
- предпочтение отдается тому варианту , который имеет больший NPV ( отрицательное значение NPV свидетельствует об экономической нецелесообразности данного варианта ) .
Вторая группа методов
продолжает использование в расчетах
прогнозных значений F. Один из самых простых
методов этой группы - расчет срока окупаемости
инвестиции. Последовательность действий
аналитика в этом случае такова:
- рассчитывается величина требуемых инвестиций, IC ;
- оценивается прибыль ( денежные поступления ) по годам, Fi ;
- выбирается тот вариант, кумулятивная прибыль по которому за меньшее число лет окупит сделанные инвестиции.
б) Число
альтернативных вариантов больше двух:
n > 2
Процедурная сторона анализа
существенно усложняется из-за множественности
вариантов, техника “прямого счета“
в этом случае практически не применима.
Наиболее удобный вычислительный аппарат
- методы оптимального программирования
(в данном случае этот термин означает
“планирование”). Этих методов много
(линейное, нелинейное, динамическое и
пр.), но на практике в экономических исследованиях
относительную известность получило лишь
линейное программирование. В частности
рассмотрим транспортную задачу как пример
выбора оптимального варианта из набора
альтернативных. Суть задачи состоит в
следующем.