Стратегия и тактика финансового менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому управлению, в стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде. Если, цели организации определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения. Такое понимание стратегии исключает определенность в поведении организации, так как стратегия, помогая продвигаться в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора в изменяющейся ситуации.

Работа содержит 1 файл

стратегия и тактика.doc

— 153.50 Кб (Скачать)
 

     В литературе из-за смешения понятий  «стратегия» и «тактика» отсутствует  внятная классификация этих явлений. Тактические задачи «рост», «расширение» и «диверсификация» представляются в качестве самостоятельных стратегий, причем без четкого различения и выделения их видов. А стратегия экспансии не называется вовсе. Выделены только виды диверсификации. Нельзя эти тактики (или тактические задачи) называть стратегиями хотя бы потому, что существуют фирмы, которые одновременно используют и расширение рынка, и расширение производства, и рост. Но на данном этапе развития фирмы стратегия может быть только одна, ибо, идя к цели, невозможно двигаться в разных направлениях. Генеральный путь или курс движения к цели может быть только один. В то же время, реализуя единую стратегию экспансии, можно одновременно прибегать к различным тактикам или (что-то же самое) одновременно решать несколько разных тактических задач.

     Таким образом, можно заметить, что правильно поставленная цель, обоснованная стратегия и хорошо продуманная тактика помогают организации успешно справиться со многими трудностями и проблемами.

         Тактические цели финансового менеджмента 
представляют собой оперативное управление денежной наличностью.  
Управление денежной наличностью направлено, во-первых, на обеспечение такой суммы наличных денег, которой будет достаточно для выполнения финансовых обязательств; во-вторых, на достижение высокой доходности от использования временно свободных наличных денег в качестве капитала. 
Могут быть три цели управления денежной наличностью: 
1) увеличение скорости поступления наличных денег; 
2) снижение скорости денежных выплат; 
3) обеспечение максимальной отдачи от вложения наличных денег. 
         Для каждой цели существуют свои методы управления. 
Так, для первой цели - это методы, которые позволяют как можно быстрее собрать денежные средства, например, за счет реализации произведенной продукции (работ, услуг), применяя эффективные формы расчетов; за счет получения денег от дебиторов и т. д. 
         Управление дебиторской задолженностью предполагает: во-первых, управление оборачиваемостью средств в расчетах с целью их ускорения; во-вторых, контроль за недопущением неоправданной дебиторской задолженности (т. е. задолженности материально ответственных лиц по недостачам, хищениям, за порчу ценностей и др.); в-третьих, снижение суммы дебиторской задолженности. 
         В процессе управления большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и выбор условий и форм расчетов за товары (работы, услуги), например получение аванса, предоплаты, эффективные виды аккредитива и др. 
Отбор покупателей можно осуществлять по таким критериям, как: соблюдение ими в прошлом платежной дисциплины; состояние их финансовой устойчивости; уровень и динамика их платежеспособности. 
Управление дебиторской задолженностью включает контроль за ее продолжительностью. Для этого целесообразно производить группировку дебиторской задолженности по срокам ее возникновения: до 1 месяца, до 3 месяцев, до 6 месяцев и т. д. 
         Для выполнения второй цели необходимы методы, которые позволяют отсрочить платежи, чтобы сохранить денежные средства в обращении как можно дольше, например инвестиционный налоговый кредит. 
Для выполнения третьей цели следует использовать метод управления кассовой наличностью, который позволяет уменьшить ее до минимума и соответственно увеличить объем денежных средств для вложения в активы, приносящие доходы.
 

2.2 Основные методы ценообразования.

          Основной целью финансового менеджмента является эффективное использование ресурсов предприятия, направленное на максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, имущества акционеров, чистых активов в расчете на акцию, прибыли.

         Основные функции финансового менеджмента:

1. Управление активами:

– управление внеоборотными активами;

– оптимизация  состава активов.

2. Управление капиталом:

– управление собственным капиталом;

– управление заемным капиталом;

– оптимизация  структуры капитала.

3. Управление инвестициями:

– управление реальными инвестициями;

– управление финансовыми

инвестициями;

4. Управление денежными потоками:

– управление денежными потоками по

операционной  деятельности;

– управление денежными потоками по

инвестиционной  деятельности;

– управление денежными потоками по

финансовой  деятельности;

5. Управление финансовыми рисками:

– управление составом финансовых

рисков;

– управление профилактикой финансовых

рисков;

– управление страхованием финансовых рисков.

6. Антикризисное финансовое управление при угрозе банкротства:

– управление устранением неплатежеспособности;

– управление восстановлением финансовой устойчивости;

– управление обеспечением финансового равновесия;

– управление санацией.

         Важнейшими инструментами маркетинговых исследований являются кривые спроса и предложения товара.

         Равновесная цена:

– рационализирует  спрос покупателя, так как дает ему информацию о возможном объеме потребления данного товара;

– дает производителю основание для  принятия решения об объемах производства и поставках продукции;

– является сигналом к увеличению или свертыванию  производства, стимулом поиска новых  технологий.

         Цена продукции определяется полезностью. На практике соотношение цены и полезности учитывается с помощью следующих параметрических методов ценообразования:

– метод  удельной цены (на единицу основного  параметра качества: мощность, производительность и др.);

– бальный  метод. Основан на экспертных оценках  значимости определенной совокупности параметров качества изделий для потребителей;

– метод, основанный на регрессивном анализе (определение  регрессивных уравнений) зависимости  цен от изменения параметров качества. Например:

Цены: A = 450 тыс. р. B = 400 тыс. р. C = 600 тыс. р. D = 500 тыс. р.

Определим стоимость единицы качества (одного балла, р.)

Модель  А Модель B Модель C Модель D модель

450 / 4 = 112,5 тыс. р.

400 / 3,2 =125 тыс. р.

600 / 4,4 =136,4 тыс. р.

500 / 3,6 =138,9 тыс. р.

          Модель А наиболее конкурентоспособна относительно соотношения цены и качества.

          Необходимо помнить, что наибольшую прибыль можно получить в случае равенства или максимального сближения предельной выручки и

предельного дохода.

          Это равенство определяет оптимальный объем производства, обеспечивающий максимальную прибыль.

          Возможности и проблемы ценовой политики зависят от типа того рынка, на котором работает предприятие:

– чистая конкуренция;

– чистая монополия;

– монополистическая  конкуренция;

– олигополистическая конкуренция.

         Специалисты по финансовому менеджменту выделяют два основных этапа ценообразовательного процесса на предприятии:

1. Определение базовой цены, т.е. цены без скидок, наценок, транспортных, страховых, сервисных компонентов и др.

2. Определение цены с учетом вышеуказанных компонентов, скидок, наценок и др.

          Существуют пять основных методов определения базовой цены, которые можно использовать изолированно, либо в различных комбинациях друг с другом.

1. Метод полных издержек (Cost Plus Pricing).

Пример. Предприятие планирует выпуск нового изделия. Рассчитаем цену изделия Ц, если себестоимость его изготовления составляет 50 тыс. р., рентабельность данной продукции – 25 % по отношению к полной себестоимости.

Ц = 50 + 25 50 / 100 = 62,5 тыс. р.

2. Метод стоимости изготовления (переработки).

Пример. Предприятие выпускает новое изделие необходимо установить цену. Прогнозируемый объем производства –10 000 шт.

Предполагаемые  затраты составят:

– прямые затраты материалов на единицу – 1000 р.;

– прямые затраты сырья на единицу изделия  – 400 р.

Итого переменных затрат на единицу – 1400 р.:

– сумма  постоянных затрат – 2 000 000 р. / г.;

– ожидаемая  прибыль – 4 000 000 р. / г.

Решение.

Желательный результат от реализации после возмещения переменных затрат (постоянные затраты + прибыль)

2 000 000 + 4 000 000 = 6 000 000 / 10 000 = 600 р.

Цена (переменные затраты на единицу изделия + желательный  результат от реализации после возмещения переменных затрат на

единицу изделия)

1400 + 600 = 2000 р.

3. Методы определения цены на базе сокращенных затрат: метод прямых затрат.

Издержки. На единицу изделия Общая сумма

Прямые  материалы 6

Прямая  зарплата 4

Переменные  накладные расходы 3

Постоянные  накладные расходы (на 10 000 единиц) 7,0 70 000

Переменные  сбытовые и

административные  расходы 2

Постоянные  сбытовые и

административные  расходы 1 10 000

Установить  цену на новый товар.

Решение.

Определяем  себестоимость производства

– прямые материалы 6

– прямая зарплата 4

– накладные  расходы (3 + 7) 10

Итого 20.

         Предположим, что предприятию для расчета предельной цены необходима надбавка – 50 % от себестоимости по

сокращенным затратам, в том числе расходы  на сбыт и административные расходы, то цена = 30 тыс. р.

4. Метод рентабельности (доходности) инвестиций.

Пример. Предприятие устанавливает цену на новый товар. Прогнозируемый объем производства – 40 000 шт., переменные затраты предположительно составят – 30 р. Общая сумма постоянных затрат – 800 000 р. Проект требует

дополнительного финансирования (кредита) в размере 1 000 000 р. под 20 % годовых.

Решение. Переменные затраты на единицу изделия – 30 р.; постоянные затраты на единицу изделия – 800 000 / 40 000 = 20 р.

Суммарные затраты на единицу изделия – 50 р.

Желательная прибыль: 1 000 000 0,2 / 40 000 = 5 р.

Цена  не ниже – 55 р.

5. Семейство методов маркетинговых или рыночных оценок.

Пример. Применение метода маржинальных издержек (расчет сокращенной себестоимости на основе переменных

затрат).

Решение. Сокращенная себестоимость составит 15 000 р. на единицу продукции, а цена 30 000 р. за единицу.

– прямые материалы 6 000 р.

– прямая зарплата 4 000 р.

– переменные накладные расходы 3 000 р.

– переменные сбытовые и административные расходы 2 000 р.

Итого переменных издержек 15 000 р.

Надбавка  для покрытия постоянных издержек и  желаемой прибыли 100 % от переменных издержек – 15 000 р.

Цена  – 30 000 р. 

2.3 Комплексное оперативное управление оборотными активами и краткосрочными обязательствами предприятия.

Информация о работе Стратегия и тактика финансового менеджмента