Стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – получить умения и первичные навыки планирования хозяйственной деятельности предприятия и составления отдельных разделов бизнес-плана, а также систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний в области экономики организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Финансовое планирование………………………………………….4
1.1 Сущность финансового планирования……………………………………...4
1.2. Принципы и методы финансового планирования…………………………9
Глава 2. Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование…...14
2.1 Краткосрочное финансовое планирование………………………………...14
2.2 Долгосрочное финансовое планирование………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

стратегическое планирование.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

     Крупные заказы на поставку сырья, хотя они  и ведут к увеличению запасов, оправданы, если компания получит от поставщика скидки (речь идет о скидках на оптовые закупки). По аналогичным причинам компании часто стремятся иметь крупные запасы готовой продукции, которые обеспечивают продолжительную стоимость проектов и способствуют экономии. По существу, управляющий производством делает своей фирме скидки за количество.

     Задача  управляющего запасами состоит в  том, чтобы оценить эти выгоды и издержки, а затем найти некоторый баланс между ними. В производственных компаниях эту задачу поручают управляющему производством. Поскольку финансовый менеджер обычно не вовлечен непосредственно в планирование запасов, мы не будем подробно рассматривать эту проблему.

     Остальные оборотные активы представлены денежными  средствами и высоколиквидными ценными бумагами. Денежные средства состоят из наличности, вкладов до востребования (средств, хранимых на текущих счетах, позволяющих использовать чековую книжку) и срочных вкладов (средств на сберегательных счетах в банке). Основной вид высоколиквидных ценных бумаг – это коммерческие векселя (краткосрочные, необеспеченные долговые расписки, выпущенные другой компанией). Кроме того, сюда входят казначейские векселя, а также государственные ценные бумаги и ценные бумаги местных органов управления.

     Выбирая между денежными средствами и высоколиквидными ценными бумагами, финансовый менеджер сталкивается с задачей, аналогичной той, которую решает управляющий производством. Крупный «запас» денежных средств обычно выгоден, так как он снижает риск дефицита денежных средств и необходимости их срочного восполнения. Но, с другой стороны, хранение крупных сумм в виде свободных денежных средств вместо инвестирования их в легкореализуемые ценные бумаги сопряжено с определенными издержками.10

     Как уже отмечалось, основной вид оборотных активов компании представлен неоплаченными счетами потребителя. Кредит, предоставленный одной компании, является дебиторской задолженностью для другой. Значит, вовсе не удивительно, что основным видом текущих обязательств компании выступают ее счета к оплате, т.е. задолженность перед другими компаниями (кредиторская задолженность).

     Для финансирования вложений в оборотные  активы компания может прибегнуть к  разнообразным краткосрочным займам. Наиболее крупным источником таких  займов служат коммерческие банки, но промышленные компании порой получают ссуды и из других источников. Другой способ получения кредита состоит в продаже векселей.

     Многие  виды краткосрочных займов не обеспечены активами компании, но иногда заемщик может использовать свои товарно-материальные запасы или дебиторскую задолженность в качестве обеспечения своих краткосрочных займов. Например, компания принимает решение о привлечении краткосрочного займа, обеспеченного ее дебиторской задолженностью. Когда клиенты этой компании оплатят свои счета, она сможет направить полученные денежные средства для погашения такого займа. Альтернативный механизм обеспечения состоит в продаже дебиторской задолженности какому-нибудь финансовому институту, который сам осуществит сбор средств. Иначе говоря, некоторые компании решают свои финансовые проблемы за счет получения займов, опирающихся на качество их оборотных активов.

     Краткосрочные финансовые планы должны ориентироваться  и на решение долгосрочных планов. 

     2.2 Долгосрочное финансовое  планирование

     Целью долгосрочного планирования является составление прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках. Основываясь на этих плановых документах, организация разрабатывает оперативные бюджеты.

     В случае долгосрочного планирования построение детального набора операционных бюджетов бывает затруднено как из-за большого объема детальной прогнозной информации, которая просто отсутствует, так и из-за громоздкости самой процедуры построения детальных бюджетов затрат.

     В этом разделе мы рассмотрим самый  распространенный и простой способ долгосрочного прогнозирования финансовой отчетности, использующий гипотезу прямой пропорциональности статей затрат и многих статей баланса объему продаж (Таблица 2).11

     Такая гипотеза является достаточно справедливой в случае долгосрочного планирования, когда даже условно-постоянные затраты можно считать в значительной степени переменными. 

     Таблица 2.

     Построение  бюджета прибылей и убытков (БПУ) при  гипотезе пропорциональности затрат объему продаж.

     Статьи      Действия      База 2008      Прогноз 2009
     Выручка (100%)             S0      S1
     Производственная  себестоимость проданной продукции      -      60%S0      60%S1
     Валовая прибыль      =      40%S0      40%S1
     Коммерческие  и административные расходы      -      15%S0      15%S1
     Оперативная прибыль      =      25% S0      25%S1
     Расходы на выплату процентов      -      Кредитные условия 40% от балансовой прибыли      Определяются  планом кредита 40% от балансовой прибыли
     Чистая  прибыль      =      Разность      Разность 
     Дивиденды      -      План  выплаты 

     дивидендов

     План  выплаты 

     дивидендов

     Нераспределенная  прибыль      =      Разность      Разность

     - S1 и S0 - объемы выручки в плановом и базовом периоде. 

     Построение бюджета  по балансовому листу (ББЛ) при гипотезе пропорциональности затрат объему продаж

     Сделаем следующие предположения:

     1. В долгосрочном плане многие  статьи активов также с большой  точностью пропорциональны объему продаж (в рублях).

     2. Кроме того, при долгосрочном  планировании объемы продаж и  производства будем считать равными в денежном выражении. В первую очередь, пропорциональны объему продаж величина дебиторской задолженности, величина запасов, материалов, готовой продукции, поскольку эти статьи баланса непосредственно связаны с объемом продаж.

     3. Далее, предположим, что и величина  внеоборотных активов в долгосрочном плане также пропорциональна объему реализации.

     4. Сложившаяся структура баланса  оптимальна для текущего объема реализации. Из этого предположения следует, что активы пропорциональны продажам, и изменение продаж не сопровождается резкими изменениями активов.

     Примечание:

     Обозначим S1/S0= K, где S1 и S0 - объемы выручки в  плановом и базовом периоде.

     Прогнозный баланс строится в агрегированном виде (Таблица 3), удобном для финансового анализа, и содержит укрупненные статьи активов и пассивов по сравнению со стандартным его видом.

     Естественно, при первом расчете (итерации) баланс не сойдется, величина активов не будет равна величине пассивов, а будет, например, при наращивании оборота предприятия больше пассивов. Это просто означает, что необходимы дополнительные источники собственного (новые акции) или заемного (кредиты) капитала, чтобы профинансировать возрастание активов предприятия. Путем последовательных пересчетов планов (итераций) удается построить прогнозный баланс, сходящийся по активам и пассивам. 

     Таблица 3. 
 
 

     Прогнозный  баланс (Бюджет по Балансовому  Листу)12

     Статьи      База      Прогноз
     Основные  средства      Факт      факт*К
     Другие  внеоборотные активы      Факт      факт*К
     Внеоборотные  активы всего      Факт      факт*К
     Материалы      Факт      факт*К
     Запасы      Факт      факт*К
     Незавершенное производство      Факт      факт*К
     Всего запасов      Факт      факт*К
     Дебиторская задолженность      Факт      факт*К
     Денежные  средства      Факт      факт*К
     Всего активов      Факт      факт*К
     Акционерный капитал      Факт      План  эмиссии
     Добавочный  капитал      Факт      Прежний(план изменения)
     Нераспределенная  прибыль      Факт      Из  Бюджета прибылей и убытков (БПУ)
     Собственные средства всего      Факт      Расчетно 
     Долгосрочные  обязательства      Факт      Регулируемая  статья, интеракции
     Кредиторская  задолженность      Факт      факт*К
     Кредиты      Факт      Регулируемая  статья, интеракции
     Пассивы всего      Факт      Расчетно 
 

     Бюджет  движения денежных средств, при таком  подходе, строится косвенным методом, используя данные БПУ и данные об изменениях во времени статей баланса.

     Качество  финансового планирования определяется уровнем бухгалтерского учета и финансового контроля. Финансовые отчеты организации должны включать такие ключевые позиции, как прибыльность, рыночная позиция, производительность, использование активов, инновации.

     Для составления прогнозных финансовых документов применяются методы прогноза продаж, процента от продаж, анализа  безубыточности и некоторые другие.

     В долгосрочной перспективе планируется  общее количество затрат на потребляемые предприятием ресурсы. Финансовая информация группируется и собирается по видам ресурсов.

     Основные  области долгосрочного планирования:

     - организационная структура 

     - производственные мощности 

     - капитальные вложения 

     - потребности в финансовых средствах 

     - исследования и разработки 

     - доля рынка и так далее. 

     В долгосрочном бюджете доходов и  расходов данные группируются по факторам производства – сырье и материалы, труд, топливо – то есть ресурсам, которые имеют свою цену. В этом случае можно синхронно прогнозировать на длительную перспективу изменения как цен на продукцию предприятия и, соответственно, уровень сбыта, так и цен на необходимые для осуществления деятельности ресурсы. Относительно каждого вида ресурсов требуется сделать свой прогноз. Такой бюджет, помимо изучения ожидаемых макроэкономических условий в будущем (макросреды), опирается на данные отчетности за предыдущие периоды. Анализируя их, можно увидеть тенденции по всем составляющим.

     Долгосрочный  план обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды. Он скорее носит описательный характер и определяет общую стратегию организации, поскольку трудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. Долгосрочный план вырабатывается руководством организации и содержит главные стратегически цели организации на перспективу.

     Прогнозы  относительно каждого вида ресурса  составляются не только теми подразделениями, которые эти ресурсы используют, но и теми, кто может оценить  будущие тенденции изменений  в их объемах и цене, а также реально повлиять на эти изменения (например, путем анализа рынка поставщиков). В долгосрочной перспективе за прогнозирование этой группы затрат, наряду с производством и технологическим отделом могут отвечать отдел снабжения и планово-экономический отдел. Поэтому в целях долгосрочного планирования обычно создается специальный бюджетный комитет.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Финансовый  план предприятия обеспечивает взаимоувязку финансовых показателей, распределение доходов и образование фондов денежных средств. Стратегический финансовый план — это одна из коммерческих тайн предприятия. Планирование финансовых ресурсов и вложений гарантирует выполнение обязательств перед бюджетом, банками и акционерами, обеспечивает финансирование предпринимательской деятельности.

     Разница между долгосрочным и краткосрочным  планированием - вопрос степени углубления, и система планирования несовершенна, если она не включает в себя оба этих типа.

     В долгосрочной перспективе финансовое управление опирается на прогнозы будущего финансового положения компании, при этом выбираются и оцениваются целевые финансовые индикаторы, определяющие достижение стратегических целей. В краткосрочной перспективе постановка финансового экспресс-анализа деятельности и выбор индикаторов направлены на контроль эффективности текущего управления финансами за счет оперативного получения обобщенного представления о финансовом состоянии компании и тенденциях его изменения.

     Постепенное продвижение от большого к малому, конкретизация финансовых показателей, контроль за исполнением финансовых планов являются залогом процветания и устойчивости любого предприятия. Также очень важно не просто использовать существующие методы финансового планирования в России, но и стараться все время усвоить новое, отслеживать новые методики финансового планирования, перенимать зарубежный опыт.

 

      Список используемой литературы

1. Виханский   О.С.  “Стратегическое управление”,  Издательство    Московского  Университета,2007.

2.Волков  О.И. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ Под ред. О.И. Волкова, - 3 изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009.

3.Володин  А.А. Управление финансами (Финансы  предприятий): Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011.

4. Герчикова  И.Н. Менеджмент: учебник для вузов.  М.: ЮНИТИ "Банки и биржи", 2006.

5.Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятий : Учебник для видов/ под ред. профессора В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.

6.Колчина  Н.В., Поляк Г.Б., Павлова Л.П. Финансы  предприятий : учебник для вузов  - 2-е изд., - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Информация о работе Стратегическое планирование