Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:07, курсовая работа
С точки зрения практики проблема управления запасами является чрезвычайно серьезной. Потери, которые несут предприятия (особенно промышленные) вследствие нерационального управления запасами, очень велики. Плохо, когда запас мал, недостаточен. Это может привести к нарушению ритмичности производства, росту себестоимости продукции, срыву сроков выполнения работ по договорам, потере прибыли. Однако же, крайне нежелательной является и ситуация, когда запас чрезмерно велик.
Введение 3
1. Запасы в экономической системе предприятия 4
1.1. Понятие, сущность и виды материальных запасов 4
1.2. Необходимость существования запасов на предприятии 7
1.3. Зарубежный опыт управления запасами 11
2. Основные модели управления запасами 16
2.1. Основной параметр модели - размер заказа 16
2.2. Основной параметр модели - интервал поставки 18
2.3. Основной параметр модели - интервал поставки 19
2.4. Модели управления запасами (EOQ, MRP, JIT, ABC …) 20
Заключение 26
Литература 27
Этот
общий принцип-применительно к
области снабжения трактуемый как
доставка материалов с немедленным
запуском их в производство-может
быть реализован и помимо системы
канбан. Применяемая в последнее
время на
многих западных предприятиях подобная
концепция получила название системы
«точно вовремя».
В рамках системы «точно вовремя» доставка
материалов осуществляется непосредственно
перед моментом его использования. Система
канбан представляет собой, таким образом,
специфическую разновидность логистики
по принципу «точно вовремя». Этот принцип
состоит в том, что экономия на затратах
при последовательном сокращении складских
запасов всех видов выше, нежели связанные
с таким сокращением дополнительные расходы
на частую переналадку производства, закупку
и запуск в производство малых партий
сырья и материалов. Реализация системы
«точно вовремя» на производстве состоит
в следующем.
1) Производственный процесс организуется
по поточному принципу.
2) Происходит сокращение запасов, в силу
чего выявляются «узкие места» производства,
где ранее были скрыты возможности экономии
материалов.
3) Высвобождающиеся при сокращении запасов
средства направляются на наращивание
производственных мощностей с целью преодоления
качественных и количественных недостатков
и ликвидации «узких мест».
4) Сокращается время на переналадку, в
частности, путем использования гибких
производственных систем.
Внедрение системы «точно вовремя» требует
таких же предпосылок, что и логистика
канбан. В большинстве случаев невозможно
охватить этой системой весь производственный
процесс, поэтому представляется целесообразным
разделить его на стадии таким образом,
чтобы к ним в отдельности была применима
система «точно вовремя».
Внедрение принципа «точно вовремя» в
области снабжения предполагает прежде
всего проведение соответствующих переговоров
с поставщиками. После этого уровень запаса
исходных сырья и материалов сокращается
до минимума, необходимого для покрытия
потребности в них во время физической
доставки.
К числу обеспечивающих мер относятся
меры по повышению дисциплины поставок,
а также своевременное информирование
поставщиков о сроке и объеме поставок.
Реализация принципа «точно вовремя»
предполагает, помимо соответствующей
готовности поставщика, также стандартизацию
обработки заказов и тесное информационное
взаимодействие поставщика и покупателя.
Необходимы также передача функции контроля
качества предприятию поставщика, обеспечение
надежности системы транспортировки,
эффективная организация приема поставляемых
материалов покупателем.
Указанные выше факторы объясняют наличие
препятствий на пути практического внедрения
логистики по принципу «точно вовремя».
Помимо всего прочего, при планировании
инвестиций необходимо оценивать степень
фактической выгоды от ее внедрения по
сравнению с альтернативными вариантами.
Так как при анализе эффективности значительную
часть проблемы занимает оценка качественных
аспектов и рисков, то в силу этого проведение
подобных сравнительных расчетов отличается
сложностью. Поэтому оптимистические
заключения о снижении затрат в результате
внедрения системы «точно во время» на
50 % и более должны восприниматься с осторожностью.
Подводя итог вышесказанному, отметим,
что применение подобных систем на российских
предприятиях желательно, однако в настоящее
время не представляется возможным вследствие
нестабильной экономической политики,
из чего вытекает нестабильность инфляционных
тенденций, рост взаимных неплатежей предприятий
и организаций, несовершенное налоговой
законодательство.
Отсюда следует необходимость создания
на российских предприятиях таких систем
управления запасами, которые бы учитывали
особенности отечественного производства,
главной из которых, в данном случае, является
заказной характер изготовления продукции.
Основные понятия:
Текущие запасы - часть среднего запаса, подлежащая регулярному дополнению.
Страховые запасы - часть средних запасов, служащая защитой от неопределенности.
Запасы в пути - запасы, которые находятся в пути или ждут транспортировки.
Точка заказа - объем заказа, по достижении которого мы осуществляем заказ:
Виды контроля за состоянием запасов:
Он вычисляется единожды и больше не изменяется, поэтому правильное его определение является важной логистической задачей. Вычисленный по формуле Вильсона (см. ниже), он может быть скорректирован специалистом по логистике с учетом оптимальности загрузки транспортного средства, скидок, особенностей промышленной упаковки и т. д.
Если мы заказываем продукцию редко, но большими партиями, возникают затраты, связанные с хранением и порчей продукции, если заказываем часто - возникают затраты, связанные с транспортировкой маленьких партий, отсутствием оптовых скидок и т. д. Таким образом, главный критерий оптимизации в данном случае - минимизация совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа.
На совокупные затраты влияют три фактора:
Время между определением потребности и пополнением запасов обычно складывается из следующих составляющих:
Данная система является наиболее подходящей для запасов со следующими характеристиками:
Он может быть скорректирован специалистом по логистике с учетом особенностей логистической системы компании (например, расписания рейсов самолетов, рабочей недели и т. д.).
Интервал времени между заказами рассчитывается на основе оптимального размера заказа.
Данная система является наиболее подходящей для запасов со следующими характеристиками:
Теоретически можно предположить ситуацию, когда пополнение запаса происходит мгновенно и запасы расходуются равномерно, тогда заказ можно производить в момент полного расходования запасов, и обе системы будут идентичны.
Однако в реальности все не так, и обе системы имеют свои положительные и отрицательные стороны.
Чтобы
предотвратить завышение
Эта система, как и система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня, содержит в себе элементы основных систем управления запасами.
Заказы производятся не через каждый заданный интервал времени, а только при условии, что запасы на складе в этот момент оказались равными или меньше установленного минимального уровня. В случае выдачи размер рассчитывается так, чтобы поставка пополнила запасы до максимального желательного уровня. Таким образом, данная система работает лишь с двумя уровнями запасов - минимальным и максимальным.
Система "минимум - максимум" ориентирована на ситуацию, когда затраты на учет запасов и издержки на оформление заказа настолько значительны, что становятся соизмеримы с потерями от дефицита запасов.
Стратегия
управления запасами, т.е. структура правил
определения момента и объема заказа в
приложениях обычно считается известной,
и задача сводится к определению нескольких
констант (параметров стратегии). В периодических
стратегиях заказ производится в каждом
временном периоде T, в стратегиях с критическим
уровнем – при снижении запаса до порога s или
ниже. Второе различие между стратегиями:
постоянная партия объема восполнения
запаса или уровень, до которого запас
восполняется.
Существует достаточно много моделей, которые позволяют определить оптимальный уровень инвестиций в запасы и потому многие модели получили достаточное распространение на практике. Большинство моделей в базисе своем содержат нижеприведенную (или аналогичную) формулу:
Рассмотрим некоторые из этих моделей.
1. Модель
экономически обоснованной
Рис.3. Варьирование затрат
Остальные характеристики модели следующие:
- Спрос на товары в единицу времени известен определенно;
- Запасы расходуются с линейным темпом.
- Затраты на осуществление закупок и загрузку материальных ценностей на склады остаются постоянными, и нет никаких скидок за покупки в больших объемах;
- Сроки реализации заказа — заранее известны и равны нулю;
- Дефициты недопустимы;
- Пополнение запасов осуществляется мгновенно.
При этих параметрах оптимальная партия заказа, основанная на критерии минимизации совокупных затрат, определяется уравнением:
где:
D — годовой спрос на товар, ради которого формируются запасы (тн);
C0 — стоимость оформления заказа (руб.); при более сложных трактовках модели сюда включается также подготовка материалов к производству, оснастка, контроль качества;
Сh — совокупные годовые затраты на хранение единицы товара за период (руб.). В эти затраты входят издержки по транспортировке и складированию, страхование, потери от хищений и порчи, альтернативные издержки от инвестиций в запасы;
Qопт — оптимальная партия заказа (тн).
2. Модель
планирования потребности в
Информация о работе Современные модели управления запасами компании