Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:40, реферат
Дебиторская задолженность - права (требования), принадлежащие продавцу (поставщику) как кредитору по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В целом она разделяется на текущую дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена в течение одного года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. В свою очередь из просроченной задолженности выделяется задолженность, по которой истек срок исковой давности.
Потребность в привлечении заемных средств, а также оценка эффективности их использования организацией определяются в процессе аналитических исследований путем изучения динамики общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде, сопоставления темпов этой динамики с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей величины активов организации.
Важную роль для обеспечения
нормального производственного
процесса имеет состав заемных средств:
финансового и товарного
Стоимость внутренней кредиторской задолженности организации (начисленная оплата труда, единый социальный налог, все остальные виды налога) при определении средневзвешенной стоимости капитала учитывается по нулевой ставке, ибо представляет собой бесплатное спонтанное финансирование организации за счет этого вида кредита. Сумма этой задолженности (часть так называемых "устойчивых пассивов") рассматривается как краткосрочно привлеченный заемный капитал в пределах одного месяца. Поскольку сроки выплат подобной начисленной задолженности не зависят от организации, она не относится к управляемому финансированию с позиций оценки стоимости капитала.
Привлечение заемных средств
в оборот предприятия - явление нормальное.
Это содействует временному улучшению
финансового состояния при
Основным моментом в управлении кредиторской задолженностью является соблюдение сроков возврата заемных средств, так как при наложении штрафов и санкций, конечно сумма выручки уменьшится, но вместе с тем пострадает деловая репутация предприятия и как следствие возникает риск прекращения сотрудничества с поставщиками и подрядчиками со стороны последних.
Соотношение дебиторской
и кредиторской задолженностей характеризует
финансовую неустойчивость фирмы и
неэффективность финансового
В последнее время всё большее количество предприятий-должников всех форм собственности обращаются к реструктуризации.
Реструктуризация различного рода долгов представляет собой сложный процесс, в каждом конкретном случае её проведение зависит от тех обстоятельств, которые сложились в результате хозяйственной деятельности организации. Положительные или негативные моменты проведения реструктуризации долгов во многом зависят от характера условий ранее заключенных договоров, предусмотренных штрафных санкций, объема и вида долгов или обязательств, сроков их исполнения или выплат, финансового состояния кредиторов, установленных ставок рефинансирования, общей экономической ситуации в стране и регионе.
Переговоры о реструктуризации долгов (дебиторской и кредиторской задолженности) являются процессом дипломатическим и личностным, во многом зависит от умения руководителя организации – должника и его аппарата управления объяснить причины сложившихся негативных обязательств.
Каждая сторона в проблеме погашения долгов представляет другой стороне право принимать определенные условия для достижения соглашения.
Характер переговоров сторон о погашении долгов определяется в зависимости от конкретных обстоятельств и даже личностных качеств участников переговоров. Тактика ведения переговоров о погашении долгов в целях учета обоюдных интересов может быть следующей:
1. Признание законности
требований по долгам и
2. Подтверждение возможности погашения.
3. Уточнение просроченных сроков по долгам.
4. Определение допустимых
схем погашения долгов с
- Ценных бумаг;
- Предоставления товаров или услуг;
- Перехода задолженности в целевые займы;
- Взаимозачета при
наличии встречных
- Возможности уступки прав требования;
- Возможности поручительства перед кредиторами (со стороны банков, органов власти и других структур).
Эффективность реструктуризации кредиторской задолженности во многом зависит от реализации применяемой расчетной политики в отношениях с поставщиками, банками, заказчиками, налоговыми органами и другими организациями.
Методология реструктуризации
задолженности организации
1. Определение и анализ
состава кредиторской
2. Выбор наиболее рациональных способов (методов, направлений) реструктуризации кредиторской задолженности организации.
3. Разработка плана
погашения имеющихся и оплаты
новых возникающих
4. Подготовка соответствующей документации по соглашениям с кредиторами и их реализация.
Реструктуризация
Все организации, кроме нефтеперерабатывающих, имевшие задолженность по обязательным платежам перед федеральным бюджетом, имели право в период с сентября 1999 года по март 2000 года обратиться в соответствующие налоговые органы с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию задолженности при соблюдении условия по уплате 100 процентов текущих налоговых платежей в течение двух месяцев до 1 числа месяца подачи заявления.
Основное правило для начала процесса реструктуризации – полная уплата текущих платежей. Решение о реструктуризации принимается налоговым органом по месту постановки на учёт налогоплательщика.
При принятии решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пени и штрафам – в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам. С сумм задолженности по налогам и сборам организация должна будет ежеквартально уплачивать проценты за пользование бюджетными средствами.
Организации, не имевшей задолженности по налогам и сборам, предоставляется право погашения задолженности по пени и штрафам в течение 10 лет.
Организация должна будет
при этом в полном объёме вносить
начисленные текущие налоговые
платежи и осуществлять платежи
по утверждённому графику
При рассмотрении результатов реструктуризации задолженности в отраслевом разрезе можно отметить следующее.
Среди организаций, которые
пожелали урегулировать свою кредиторскую
задолженность перед
Главной задачей организации является мобилизация налоговых платежей во все уровни бюджета как текущих, так и уплачиваемых в счет погашения графиков реструктуризированной задолженности, что требует слаженной работы налоговых, финансовых и казначейских органов на местах.
В МНС России поступает большое количество обращений глав администраций регионов, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания. В них высказывается мнение о необходимости урегулирования задолженности организаций, который в силу причин экономического характера, а также в связи с кратковременностью срока действия постановления Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002 не смогли своевременно подать заявления о предоставлении права реструктуризации налоговой задолженности перед федеральным бюджетом. Работа в данном направлении может быть продолжена только после принятия специального разрешения Правительства РФ по данному вопросу.
В зависимости от содержания операций расчёты производятся по товарным операциям и по нетоварным операциям, связанным только с движением денежных средств (погашение задолженностей бюджету, между организациями, банку и т.п.).
Формы безналичных расчётов при этом устанавливает ЦБ РФ. Это:
1. расчёты платёжными требованиями-поручениями;
2. расчёты посредством аккредитивов и особых счетов;
3. расчёты в порядке плановых платежей;
4. расчёты платёжными поручениями;
5. расчёты переводами, чеками и т.д.
В этом случае предприятию
важно выбрать наиболее удобный
способ расчётов для того, чтобы
сократить время между фактом
получения покупателем товарно-
Взаимозачёты платёжными поручениями – это приказ банку о перечислении с расчётного счёта суммы денежных средств другому предприятию. Платёжными поручениями оформляются:
1. платежи в доход бюджета, фондам и страховым компаниям;
2. платежи за работы,
услуги и авансовые
3. платежи в оплату
претензий по качеству и
Информация о работе Совершенствование управления дебиторской задолженностью