Совершенствование управления дебиторской задолженностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:40, реферат

Описание работы

Дебиторская задолженность - права (требования), принадлежащие продавцу (поставщику) как кредитору по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В целом она разделяется на текущую дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена в течение одного года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. В свою очередь из просроченной задолженности выделяется задолженность, по которой истек срок исковой давности.

Работа содержит 1 файл

Дополнительное соглашение лесхоз.docx

— 28.66 Кб (Скачать)

3.1Совершенствование управления дебиторской задолженностью

Дебиторская задолженность - права (требования), принадлежащие  продавцу (поставщику) как кредитору  по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных  работ или оказанных услуг. В  целом она разделяется на текущую  дебиторскую задолженность, которая  должна быть погашена в течение одного года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. В свою очередь из просроченной задолженности выделяется задолженность, по которой истек  срок исковой давности.

Политика управления дебиторской  задолженностью представляет собой  часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой  политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции  и заключающейся в оптимизации  общего размера этой задолженности  и обеспечении своевременной  ее инкассации.

Задачами управления дебиторской  задолженностью являются:

1.  выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное  поступление денежных средств  (т.е. получение предоплаты в  размере 50 % на основании условий  договора, обеспечение крупных сумм  дебиторской задолженности залогом  (материальными ценностями, имуществом, поручительством), использование вексельной  формы расчетов;

2.  определение скидок  или надбавок для различных  групп покупателей с точки  зрения соблюдения ими платежной  дисциплины (при соблюдении сроков  платежей, а так же при досрочном  погашении задолженности при  последующей работе с покупателями  и заказчиками можно предоставлять  со скидкой сопутствующие предмету  договора услуги);

3.  уменьшение бюджетных  долгов (при соблюдении сроков  погашения задолженности в бюджет  и внебюджетные фонды сводится  к минимуму риск наложения  штрафов и начисления пени  за просрочку платежей);

4.  оценка возможных  издержек, связанных с дебиторской  задолженностью, то есть упущенной  выгоды от неиспользования средств,  замороженных в дебиторской задолженности  (например, при досрочном получении  сумм дебиторской задолженности,  полученные денежные средства  можно направить на досрочное  погашение кредитов, что снизит  сумму процентов к уплате, либо  направление полученных денежных  средств на закупку материалов, либо направить полученные средства  на краткосрочные финансовые  вложения).

В настоящее время общая  сумма дебиторской задолженности  предприятия составляет около 109 тыс. руб. Особенностью этого вида активов  является, что эта задолженность  образована одним должником. В 2008-2009 гг. остаток краткосрочной дебиторской  задолженности на конец года имеет  тенденцию к увеличению. В финансовый план включается задание по сокращению среднего остатка дебиторской задолженности  в целом за 2009-20010 гг. на 47 тыс. руб. Сокращение задолженности позволит увеличить денежную составляющую оборотных  средств, ускорит их оборачиваемость. Для реализации этого мероприятия  предполагается:

- увеличить в составе  предлагаемых услуг долю номенклатурных  позиций, имеющих повышенный потребительский  спрос;

- увеличить долю предоплаты;

- активизировать работу  юридической службы по взысканию  просроченной части задолженности.

Также для увеличения эффективности  использования оборотных средств (путем снижения периода оборачиваемости) рекомендуется разработать мероприятия  по реализации и списанию залежалых  материалов, так как их наличие  приводит к "омертвению" оборотного капитала, росту затрат на хранение и т.д.

Произведем расчет эффективности  предложенных мероприятий. Данные для  расчетов представим в виде таблицы 10.

Таблица 10. Исходные данные для  проведения анализа

 

 

блица 10. Исходные данные для  проведения анализа

Показатель     2009 г  План 2010 г.  Отклонение

Выручка, тыс.руб.    1041   1763   722

Дебиторская задолженность, тыс. руб. 72   25   -47

Запасы и материалы  на складах  1828   846   -982

Средняя стоимость оборотных

 средств, тыс. руб.    1928   1315   -613

 

Для оценки оборачиваемости  оборотного капитала используются:

- коэффициент оборачиваемости

Коб = Vр / СО

где Коб - коэффициент оборачиваемости (в оборотах);

Vр - выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб.;

СО - средняя величина оборотного капитала, тыс. руб.

Длительность одного оборота  рассчитывается по формуле

Дл = Т / Коб

где Дл - длительность периода обращения оборотного капитала, в днях;

Т - отчетный период, в днях.

В 2009 г. Коб0 = 1041 / 1928 = 0,54

Дл0 = 365/0,54 = 659,26 дней.

В 20010 г. Коб1 = 1763/ 1315 = 1,34

Дл1 = 365/1,34 = 272,39 дня.

Величину абсолютной экономии (привлечения) оборотного капитала можно  рассчитать двумя способами.

1. Высвобождение (привлечение)  оборотных средств из оборота  определяется по формуле

Δ СО = (СО1 –СО0 )* Кvp

где СО- величина экономии (-), привлечения (+) оборотного капитала;

CO1, CO0 - средняя величина  оборотного капитала организации  за отчетный и базисный периоды;

Кvp- коэффициент роста продукции (в относительных единицах).

Δ СО = (1315-1928) * 1,69 = -614,59 тыс. руб.

2. Высвобождение (привлечение)  оборотных средств в результате изменения продолжительности оборота рассчитывается по формуле

ΔСО = (Дл1 - Дл0) * V1одн,

где Дл1 ,Дл0 - длительность одного оборота оборотных средств, в днях;

V1одн - однодневная реализация  продукции, млн. руб.

ΔСО = (272,39-659,26)*0,005 = - 1,93 млн. руб.

Прирост объема продукции  за счет ускорения оборотных средств (при прочих равных условиях) можно  определить, применяя метод цепных подстановок:

Δ Vр = (Koб1-Koб0) * CO1

Δ Vр = (1,34-0,54) * 846 = 5232,8 тыс. руб.

Влияние оборачиваемости  оборотного капитала на приращение прибыли  ΔР рассчитывается по формуле

Δ Р = Р0 * (Коб1 / Коб0) - Р0

где Р0- прибыль за базисный период;

Коб1 , Коб0 - коэффициенты оборачиваемости оборотных средств за отчетный и базисный периоды

ΔР=-4160*(1,34/0,54)-(-4160)= 6156,8 тыс. руб.

Следовательно, как показывают произведенные расчеты, на предприятии  СПК "Земцовский" проведение мероприятий по эффективному использованию оборотных средств (а именно, снижение уровня запасов до оптимального уровня, своевременное взыскание дебиторской задолженности и проведение мероприятий по снижению уровня задолженности в будущем), приводит к уменьшению убытка предприятия, а как следствие повышения эффективности использования оборотных средств улучшение финансового состояния предприятия и повышение деловой активности предприятия.

Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в  области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию  системы управления дебиторской  задолженностью:

1.  исключение из числа  партнеров предприятий с высокой  степенью риска (при рассмотрении  партнеров СПК "Земцовский" одним из таких является ОАО "Нелидовский маслосырзавод";

2.  использование возможности  оплаты дебиторской задолженности  векселями, ценными бумагами;

3.  формирование принципов  расчетов предприятия с контрагентами  на предстоящий период;

4.  определение возможной  суммы оборотных активов, отвлекаемых  в дебиторскую задолженность  по товарному кредиту, а также  по выданным авансам;

5.  формирование условий  обеспечения взыскания просроченной  задолженности;

6.  формирование системы  штрафных санкций за просрочку  исполнения обязательств контрагентами;

7.  использование современных  форм рефинансирования задолженности;

В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий  предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему  условий, определяющих его способность  привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные  сроки выполнять все связанные  с ним финансовые обязательства.

Формирование системы  стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

1. Определение системы  характеристик, оценивающих кредитоспособность  отдельных групп покупателей.  По товарному (коммерческому)  кредиту такая оценка осуществляется  обычно по следующим критериям:

- объем хозяйственных  операций с покупателями и  стабильность их осуществления;

- репутация покупателя  в деловом мире;

- платежеспособность покупателя;

- результативность хозяйственной  деятельности покупателя;

- состояние конъюнктуры  товарного рынка, на котором  покупатель осуществляет свою  операционную деятельность;

- объем и состав чистых  активов, которые могут составлять  обеспечение кредита при неплатежеспособности  покупателя и возбуждении дела  о его банкротстве.

2. Формирование и экспертиза  информационной базы проведения  кредитоспособности покупателей  имеет целью обеспечить достоверность  проведения такой оценки. Информационная  база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.). Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

3. Группировка покупателей  продукции по уровню кредитоспособности  основывается на результатах  ее оценки и предусматривает  обычно выделение следующих их  категорий:

- покупатели, которым кредит  может быть предоставлен в  максимальном объеме, т.е. на уровне  установленного кредитного лимита (группа "первоклассных заемщиков");

- покупатели, которым кредит  может быть предоставлен в  ограниченном объеме, определяемом  уровнем допустимого риска невозврата  долга;

- покупатели, которым кредит  может быть предоставлен в  ограниченном объеме, определяемом  уровнем допустимого риска невозврата  долга;

- покупатели, которым кредит  не предоставляется (при недопустимом  уровне риска невозврата долга,  определяемом типом избранной  кредитной политики).

4. Дифференциация кредитных  условий в соответствии с уровнем  кредитоспособности покупателей,  наряду с размером кредитного  лимита, может осуществляться по  таким параметрам как срок  предоставления кредита; необходимость  страхования кредита за счет  покупателей; формы штрафных санкций  и т.п.

Формирование процедуры  инкассации задолженности предусматривает  сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям  о дате платежей; возможности и  условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Имеется много способов максимизировать  доходность дебиторской задолженности  и свести к минимуму возможные  потери.

Выставление счетов. При циклическом  составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды  времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на "А" могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на "Б", счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям  должны быть отправлены в течение  двадцати четырех часов со времени  и составления.

Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры  покупателям, когда их заказ еще  обрабатывается на складе. Можно также  выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение  определенного периода, или начислять  гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании  работы.

Можно прибегнуть к страхованию  кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.

Возможно, перепродать права  на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может  быть раскрыта конфиденциальная информация.

Финансовое состояние  предприятия не может быть хорошим, если покупатели его продукции (работ, услуг) своевременно не расплачиваются с ним. Очевидно, должна быть повышена ответственность предприятий - покупателей  за нарушение платежной дисциплины.

Для повышения эффективности  управления дебиторской задолженностью на предприятии СПК "Земцовский" необходимо реализовать такие мероприятия как:

1. Осуществление контроля за состоянием расчетов с покупателями и соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное повышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации, вызывает необходимость в привлечении дополнительных дорогостоящих источников финансирования.

2. Расширение круга потребителей  продукции организации с целью  уменьшения риска неуплаты одним  или несколькими крупными покупателями.

3. Использование системы  скидок при долгосрочной оплате.

3.2 Основные пути снижения  кредиторской задолженности 

 

В процессе развития у организации  по мере пополнения ее финансовых обязательств возникает потребность в привлечении  новых заемных средств. Источники  и эффективные формы привлечения  заемных средств многообразны и  зависят от потребностей организации  на различных этапах ее деятельности.

Информация о работе Совершенствование управления дебиторской задолженностью