Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:40, реферат
Дебиторская задолженность - права (требования), принадлежащие продавцу (поставщику) как кредитору по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В целом она разделяется на текущую дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена в течение одного года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. В свою очередь из просроченной задолженности выделяется задолженность, по которой истек срок исковой давности.
3.1Совершенствование управления дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность - права (требования), принадлежащие продавцу (поставщику) как кредитору по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В целом она разделяется на текущую дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена в течение одного года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. В свою очередь из просроченной задолженности выделяется задолженность, по которой истек срок исковой давности.
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Задачами управления дебиторской задолженностью являются:
1. выбор условий продаж,
обеспечивающих
2. определение скидок
или надбавок для различных
групп покупателей с точки
зрения соблюдения ими
3. уменьшение бюджетных
долгов (при соблюдении сроков
погашения задолженности в
4. оценка возможных
издержек, связанных с дебиторской
задолженностью, то есть упущенной
выгоды от неиспользования
В настоящее время общая
сумма дебиторской
- увеличить в составе
предлагаемых услуг долю
- увеличить долю предоплаты;
- активизировать работу
юридической службы по
Также для увеличения эффективности
использования оборотных
Произведем расчет эффективности предложенных мероприятий. Данные для расчетов представим в виде таблицы 10.
Таблица 10. Исходные данные для проведения анализа
блица 10. Исходные данные для проведения анализа
Показатель 2009 г План 2010 г. Отклонение
Выручка, тыс.руб. 1041 1763 722
Дебиторская задолженность, тыс. руб. 72 25 -47
Запасы и материалы на складах 1828 846 -982
Средняя стоимость оборотных
средств, тыс. руб. 1928
Для оценки оборачиваемости оборотного капитала используются:
- коэффициент оборачиваемости
Коб = Vр / СО
где Коб - коэффициент оборачиваемости (в оборотах);
Vр - выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб.;
СО - средняя величина оборотного капитала, тыс. руб.
Длительность одного оборота рассчитывается по формуле
Дл = Т / Коб
где Дл - длительность периода обращения оборотного капитала, в днях;
Т - отчетный период, в днях.
В 2009 г. Коб0 = 1041 / 1928 = 0,54
Дл0 = 365/0,54 = 659,26 дней.
В 20010 г. Коб1 = 1763/ 1315 = 1,34
Дл1 = 365/1,34 = 272,39 дня.
Величину абсолютной экономии (привлечения) оборотного капитала можно рассчитать двумя способами.
1. Высвобождение (привлечение) оборотных средств из оборота определяется по формуле
Δ СО = (СО1 –СО0 )* Кvp
где СО- величина экономии (-), привлечения (+) оборотного капитала;
CO1, CO0 - средняя величина
оборотного капитала
Кvp- коэффициент роста продукции (в относительных единицах).
Δ СО = (1315-1928) * 1,69 = -614,59 тыс. руб.
2. Высвобождение (привлечение) оборотных средств в результате изменения продолжительности оборота рассчитывается по формуле
ΔСО = (Дл1 - Дл0) * V1одн,
где Дл1 ,Дл0 - длительность одного оборота оборотных средств, в днях;
V1одн - однодневная реализация продукции, млн. руб.
ΔСО = (272,39-659,26)*0,005 = - 1,93 млн. руб.
Прирост объема продукции за счет ускорения оборотных средств (при прочих равных условиях) можно определить, применяя метод цепных подстановок:
Δ Vр = (Koб1-Koб0) * CO1
Δ Vр = (1,34-0,54) * 846 = 5232,8 тыс. руб.
Влияние оборачиваемости оборотного капитала на приращение прибыли ΔР рассчитывается по формуле
Δ Р = Р0 * (Коб1 / Коб0) - Р0
где Р0- прибыль за базисный период;
Коб1 , Коб0 - коэффициенты оборачиваемости оборотных средств за отчетный и базисный периоды
ΔР=-4160*(1,34/0,54)-(-4160)= 6156,8 тыс. руб.
Следовательно, как показывают произведенные расчеты, на предприятии СПК "Земцовский" проведение мероприятий по эффективному использованию оборотных средств (а именно, снижение уровня запасов до оптимального уровня, своевременное взыскание дебиторской задолженности и проведение мероприятий по снижению уровня задолженности в будущем), приводит к уменьшению убытка предприятия, а как следствие повышения эффективности использования оборотных средств улучшение финансового состояния предприятия и повышение деловой активности предприятия.
Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:
1. исключение из числа
партнеров предприятий с
2. использование возможности
оплаты дебиторской
3. формирование принципов
расчетов предприятия с
4. определение возможной
суммы оборотных активов,
5. формирование условий
обеспечения взыскания
6. формирование системы
штрафных санкций за просрочку
исполнения обязательств
7. использование современных
форм рефинансирования
В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:
1. Определение системы
характеристик, оценивающих
- объем хозяйственных операций с покупателями и стабильность их осуществления;
- репутация покупателя в деловом мире;
- платежеспособность покупателя;
- результативность
- состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
- объем и состав чистых
активов, которые могут
2. Формирование и экспертиза
информационной базы
3. Группировка покупателей
продукции по уровню
- покупатели, которым кредит
может быть предоставлен в
максимальном объеме, т.е. на уровне
установленного кредитного
- покупатели, которым кредит
может быть предоставлен в
ограниченном объеме, определяемом
уровнем допустимого риска
- покупатели, которым кредит
может быть предоставлен в
ограниченном объеме, определяемом
уровнем допустимого риска
- покупатели, которым кредит
не предоставляется (при
4. Дифференциация кредитных
условий в соответствии с
Формирование процедуры инкассации задолженности предусматривает сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери.
Выставление счетов. При циклическом
составлении счетов они выставляются
покупателям в различные
Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы.
Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.
Возможно, перепродать права
на взыскание дебиторской
Финансовое состояние
предприятия не может быть хорошим,
если покупатели его продукции (работ,
услуг) своевременно не расплачиваются
с ним. Очевидно, должна быть повышена
ответственность предприятий - покупателей
за нарушение платежной
Для повышения эффективности управления дебиторской задолженностью на предприятии СПК "Земцовский" необходимо реализовать такие мероприятия как:
1. Осуществление контроля за состоянием расчетов с покупателями и соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное повышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации, вызывает необходимость в привлечении дополнительных дорогостоящих источников финансирования.
2. Расширение круга потребителей
продукции организации с целью
уменьшения риска неуплаты
3. Использование системы
скидок при долгосрочной
3.2 Основные пути снижения кредиторской задолженности
В процессе развития у организации
по мере пополнения ее финансовых обязательств
возникает потребность в
Информация о работе Совершенствование управления дебиторской задолженностью