Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 06:09, курсовая работа
Таким образом, целью моей работы является анализ фактического материала страховой компании ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота», и практические рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской задолженностью предприятий. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
на научно-исследовательских материалах уточнить и обосновать экономическую сущность и роль дебиторской задолженности в управлении финансами предприятия;
проанализировать и определить теоретические предпосылки формирования кредитной политики предприятия;
на основе нормативной и законодательной литературы и имеющегося опыта теоретически обосновать методы инкассации дебиторской задолженности;
проанализировать состояние дебиторской задолженности и разработать методику анализа дебиторской задолженности;
сформулировать предложения по совершенствованию управления дебиторской задолженностью для страховых организаций.
Введение…………………………………………………………………….........3
Глава 1. Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью…………………………..........................................................5
1.1.Классификация дебиторской задолженности в структуре оборотных средств предприятия и особенности управления ею…………………………...5
1.2. Влияние дебиторской задолженности на финансовую устойчивость предприятия.……………………………………………………...5
Глава 2. Анализ финансового состояния……………………………………..20
Глава 3. Совершенствование управления дебиторской задолженности…..27
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………….……….28
Министерство образования и науки Российской
Федерации Федеральное агентство по образованию
Филиала ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
в г. Вологде
Курсовая работа
по дисциплине «Финансовый менеджмент»
на тему:
«Совершенствование
управления дебиторской
задолженностью в
ЗАО «Страховая группа
«Спасские ворота »
Вологда
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Теоретические аспекты управления дебиторской
задолженностью…………………………......
Глава 2. Анализ финансового состояния……………………………………..20
Глава 3. Совершенствование управления дебиторской задолженности…..27
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятиях. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга.
Как показывает практика, в настоящее время трудности на пути оптимизации управления дебиторской задолженностью связаны с острой нехваткой методических подходов к управлению дебиторской задолженностью. Выработка таких подходов необходима для создания организационно-экономического механизма управления дебиторской задолженностью; необходимо располагать методическими разработками, которые наверняка могут снизить и оптимизировать уровень дебиторской задолженности.
Таким образом, целью моей работы является анализ фактического материала страховой компании ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота», и практические рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской задолженностью предприятий. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
Объектом данной работы является финансовая деятельность российских страховых организаций.
Предметом исследования является система управления дебиторской задолженностью, сложившаяся в страховых организациях.
1.1. Классификация дебиторской задолженности в структуре оборотных средств предприятия и особенности управления ею
В наиболее общем виде структура оборотных средств и их источников показана в бухгалтерском балансе. Чистый оборотный капитал представляет собой разность между текущими активами и краткосрочной кредиторской задолженностью (ОК = ТА-КЗ), поэтому любые изменения в составе его компонентов прямо или косвенно влияют на его размер и качество. Как правило, разумный рост чистого оборотного капитала рассматривается как положительная тенденция, однако могут быть и исключения. Например, его рост за счет увеличения безнадежных дебиторов вряд ли удовлетворит финансового менеджера.
Дебиторская задолженность - важный компонент оборотного капитала. Под дебиторской задолженностью мы понимаем задолженность организаций и физических лиц данной организации (например, задолженность покупателей за приобретенный товар или оказанные услуги, задолженность подотчетных лиц за выданные им денежные суммы и пр.). Соответственно, организации и лица, являющиеся должниками данной организации, называются дебиторами.1
Когда одно предприятие
В условиях рыночной экономики основным источником ссуд являются коммерческие банки. Как правило, банки требуют документального подтверждения обеспеченности запрашиваемых кредитов товарно-материальными ценностями заемщика. Альтернативный вариант заключается в продаже предприятием части своей дебиторской задолженности финансовому учреждению с предоставлением ему возможности получать деньги по долговому обязательству. Следовательно, одни предприятия могут решать свои проблемы краткосрочного финансирования путем залога имеющихся у них текущих активов, другие - за счет частичной их продажи.
Управление
дебиторской задолженностью непосредственно
влияет на прибыльность компании и
определяет дисконтную и кредитную
политику для малоэффективных
К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиск путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Также должны оцениваться возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от не использования средств, вместо их инвестирования.
Управление дебиторской задолженностью связано с двумя видами резервов времени - на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета - это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки - между подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем. Время почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи).4
Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следует либерализовать, когда вы хотите избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции либо если вы работаете в отрасли промышленности, товары которой предназначены для сезонных продаж (например, купальные костюмы). Если ваш товар является скоропортящимся, вы должны использовать краткосрочную дебиторскую задолженность и по возможности практиковать оплату при поставке.
При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует учитывать честность покупателя, финансовую устойчивость и имущественное обеспечение. Кредитную надежность покупателя можно оценить количественными методами анализа регресса, который рассматривает изменение зависимой переменной, имеющей место при изменении независимой (информативной) переменной. Этот метод особенно полезен, когда вам требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Следует тщательно оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если ваша компания продает товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитную политику.5
Продление кредита влечет за собой дополнительные расходы: административные расходы деятельности кредитного отдела, компьютерной службы, а также комиссионные, выплачиваемые специальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг.
Достаточно полезна информация, полученная от кредитных бюро розничной торговли и профессиональных кредитных справочных служб.
Контроль дебиторской
задолженности.
Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери: выставление счетов, оценку финансового положения клиентов и перепродажу права на взыскание долгов.
При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на “А” могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на “Б”, счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени их составления.
Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Во всяком случае, вы должны составлять счета на крупные суммы немедленно.6