Составляющие и роль биржевой спекуляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 22:26, реферат

Описание работы

На фондовом рынке объектом купли - продажи является специфический товар – ценные бумаги.
Ценные бумаги выпускаются, прежде всего, с целью мобилизации и более рационального временно свободных финансовых резервов предприятий, банков, коммерческих структур, кооперативов и сбережений населения для создания новых или расширения и технического перевооружения уже действующих производств.

Работа содержит 1 файл

Составляющие и роль биржевой спекуляции.docx

— 46.10 Кб (Скачать)

    2.3  Составляющие и роль биржевой спекуляции 

    Вследствие  дискретности актов покупки и  продажи какого-либо товара во времени, каждый из контрагентов сделки становится вынужденно или добровольно спекулянтом  вследствие постоянного изменения  цен на рынке. В результате практически  всегда одна сторона оказывается  в выигрышном положении, а другая несет ущерб.

    Таким образом, спекуляция распадается на две составляющие:

    Стихийную спекуляцию, органически присущую процессу купли-продажи;

    Профессиональную  спекуляцию, которая характерна для  тех экономических субъектов, которые  сделали спекуляцию объектом профессиональной деятельности.

    Теперь  мы можем рассматривать биржевой рынок с нескольких позиций:

    во-первых, как абсолютно спекулятивный. Такая  модель биржевого рынка качественно  преобразует роль биржи в системе  экономических отношений; биржа  утрачивает связь с реальным сектором экономики и становится учреждением  игорного типа, так как функционирование биржи замыкается в игре в «отгадывание курса». Биржевые предприниматели —  единственные операторы такого рынка; торговля реальным товаром отсутствует;

    во-вторых, полностью безспекулятивный. Такая биржа обслуживает только потребности производства. Данный вариант подразумевает отсутствие среди операторов биржевого рынка фигуры биржевого предпринимателя (спекулянта); следовательно, отсутствуют и спекулятивные операции. Рассматриваемая модель трансформирует биржу в оптовый магазин с низкой ликвидностью активов и малой подвижностью котировок; торговцы реальным товаром — единственные участники такого рынка;

    в-третьих, биржевой рынок — как сочетание  спекулятивных операций и оптовой  торговли. Такая комбинированная  модель биржи предполагает участие  в торгах как операторов реального  товара, так и биржевых предпринимателей.

    Одними  из главных функций спекуляций на бирже являются: 

    1.Спекулятивный  потенциал ценных бумаг способствует  дополнительному повышению интереса  вкладчиков к ценным бумагам  и таким образом максимизирует  мобилизацию средств общества  в интересах производства.

    Спекулятивное стремление, т.е. стремление к быстрому обогащению, заставляет инвестора вкладывать средства в развитие новых и рисковых предприятий, без которых прогресс общества сдерживался бы в существенной степени.                                               

    2.Спекуляция  способствует повышению и сохранению  высокой степени ликвидности  ценных бумаг (т.е. способности  быть превращенными в наличные  средства), что делает их привлекательными  для инвесторов.

    3.Спекуляция  способствует стабилизации курсов  ценных бумаг, препятствует их  резким колебаниями поскольку,  как правило, спекулянты будут  действовать на противоположных  тенденциях рынка: покупать, когда  большинство инвесторов продает,  и продавать, когда большинство  покупает. Спекулятивные операции  наиболее характерны при сильном  колебании курсов бумаг. Но  большие колебания цен часто  означают, что имеет место недостаток данных бумаг на рынке, и соответственно масштабы спекуляции невелики. Одновременно следует отметить, что спекуляция может играть разрушительную роль для экономики страны, если она не будет регулироваться со стороны государства, специально созданных комитетов и бирж. Так, например, в западных странах на биржах ограничиваются масштабы сделок, заключаемых в спекулятивных целях, регулируются           отклонения цен по фьючерсным контрактам. Кроме того, любой новый биржевой контракт вводится в обращение с разрешения комиссий по ценным бумагам и только в том случае, если он выполняет определенную хозяйственную или стабилизирующую рынок функцию. 

    2.4  Хеджирование и биржевая спекуляция 

    Хеджирование – это биржевое страхование от неблагоприятного изменения цены, основывающееся на различиях в динамике цен реальных товаров и цен фьючерсных контрактов на этот же товар или цен на «физическом» и фьючерсном рынках.

    Биржевая  спекуляция – это способ получения прибыли в процессе биржевой фьючерсной торговли, базирующейся на различиях в динамике цен фьючерсных контрактов во времени, пространстве и на разные виды товаров.

    В экономическом смысле и хеджирование, и биржевая спекуляция представляют собой просто спекуляцию, то есть способ получения прибыли, основывающийся не на производстве, а на разнице  в ценах.

    Хеджирование  и биржевая спекуляция – две формы  спекуляции на бирже, сосуществующие и  дополняющие друг друга. Хеджирование невозможно без биржевой спекуляции и наоборот, биржевая спекуляция не имеет смысла без подпитки ресурсами  с рынков хеджеров. Поэтому рассмотрим механизм хеджирования более подробно.

    Хеджирование  на бирже осуществляют, как правило, предприятия, организации, частные  лица, которые одновременно являются участниками рынка реальных товаров: производители, переработчики, торговцы.

    Хеджирование  преследует цель – компенсировать за счет прибыли убытки, полученные от реализации на рынке реального  товара. Оно выполняет функцию  биржевого страхования от ценовых  потерь на рынке реального товара и обеспечивает компенсацию некоторых  расходов.

    Техника хеджирования состоит в следующем:

    а) Продавец наличного товара, стремясь застраховать себя от предполагаемого  снижения цены, продает на бирже  фьючерсный контракт на данный товар (хеджирование продажей). В случае снижения цен  он выкупает фьючерсный контракт, цена на который тоже упала, и получает прибыль на фьючерсном рынке, которая  должна компенсировать недополученную им выручку на рынке реального  товара. Рассмотрим пример (табл.1):

    Таблица 1

          Цена  на 01.06., ед.     Цена  на 01.08., ед.     Выручка от операции, ед.
    Рынок реального товара     500     300     300
    Фьючерсный  рынок     700 (продает)     500 (покупает)     200 (700-300)
    Всего     -     -     500
 

    Продавец  в конечном итоге получает от продажи  товара (300 единиц) и от фьючерсного  рынка (200 единиц), т.е. ту сумму выручки, которую он рассчитывал получить по состоянию на 1 июня.

    б) Покупатель наличного товара заинтересован  в том, чтобы не потерпеть убытков  от повышения цен на товар. Поэтому, полагая, что цены будут расти, он покупает фьючерсный контракт, цена которого тоже вырастет с ростом цены на рынке  реального товара, тем самым, компенсируя  свои дополнительные расходы по покупке  наличного товара. Рассмотрим пример (табл 2.)

    Таблица 2

          Цена  на 01.06., ед.     Цена  на 01.08., ед.     Затраты     Доход
    Рынок реального товара     300     500     500     -
    Фьючерсный  рынок     500     700     -     200 (700-500)
    Всего     -     -     300 (500-200)     -
 

    Затраты покупателя на рынке реального товара (500 единиц), благодаря полученному  доходу от фьючерсной торговли (200 единиц) не превысили суммы затрат, планируемых  им по состоянию на 1 июня.

    Хеджированием занимаются не только владельцы реального  товара, но и биржевые спекулянты, и  поэтому стираются грани между  хеджированием и биржевой спекуляцией.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3  Факторы, влияющие на курс ценных бумаг 

    Ценные  бумаги – это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар, приносить доход.

    Ценность  для инвестора, т.е. способность удовлетворять  их определенные потребности, состоит, прежде всего, в том, что ценная бумага приносит определенный доход. Этот доход  может реализовываться как при  выплате процентов и дивидендов, так и в результате роста курса  на бирже.

    Специфической чертой ценной бумаги является ежедневное установление ее курса на официальном  рынке. Котировка ценной бумаги представляет собой соотношение между текущим  спросом и предложением на нее. Текущий  спрос определяется наивысшей ценой, по которой покупатели согласны приобрести ценную бумагу, а текущее предложение  соответствует минимальной цене, по которой кто-либо желает ее продать.

    Условно можно выделить три группы ценообразующих факторов, которые определяют курс ценных бумаг: 

    1) чисто субъективные; 

    2) объективные; 

    3)спекулятивные. 

    Среди субъективных факторов можно выделить две подгруппы: 

    а) факторы, действующие на уровне отдельного выпуска акций и облигаций, то есть на микроуровне; 

    б) факторы, действующие на уровне группы выпусков или на всем фондовом рынке, то есть на макроуровне. 

    Субъективные  факторы, влияющие на курс акций по своему характеру неоднородны: одни связаны с техническими аспектами  функционирования фондовых рынков, другие – с методикой анализа ценных бумаг и прогнозирования их динамики, третьи – с позициями и мнениями отдельных лиц.

    Важное  значение для движения курсов акций  имеют:

    объем рынка ценных бумаг;

    масштабы  деятельности, биржевых посредников;

    техническая оснащенность торговли.

    В целом, чем больше объем рынка  и чем лучше его оснащенность, тем ниже риск инвестиционной деятельности. Тем не менее, при большом доверии  к биржевому механизму любые  технические ошибки в котировках и сбой в системе могут привести к непредсказуемым результатам, не имеющим ничего общего с реальным положением дел в экономике в  целом.

    Учитывая, что в каждый момент курсы акций  определяются не только реальным положением дел в компании и экономике  в целом, но и ожиданиями, инвесторами  уделяется большое внимание анализу  и прогнозированию котировок.

    В условиях существования различных  школ анализа появляется множество  рецептов инвестиционной деятельности. Ни одна из теорий не может дать точного  ответа на вопрос, каким будет курс завтра, послезавтра, через месяц  и т.д.

    На  цены акций могут существенно  воздействовать и чисто личностные факторы. К ним относятся:

    склонность  отдельных биржевиков к использованию  конфиденциальной информации;

    заявление финансовых деятелей, пользующихся доверием у инвесторов.

    В группе объективных выделяются две  подгруппы факторов: факторы, действующие  на микроуровне, и факторы, действующие  на макроуровне.

    Факторы, действующие на уровне выпуска акций, относятся к микроуровню. Эти  объективные факторы сводятся к  параметрам состояния действительного  капитала, являющегося основной для  выпуска ценных бумаг данным эмитентом:

    финансовое  состояние фирмы эмитента (данный параметр влияет в первую очередь  на степень риска вложений: чем  лучше финансовое состояние акционерного общества, тем безопаснее инвестирование в ее ценные бумаги);

    стоимость и количество акций, находящихся  на руках у владельцев (этот параметр влияет главным образом на ликвидность  акций: чем больше количество находится  в обращении, тем, как правило, выше ликвидность);

    текущие прибыли акционерного общества –  определяют величину дивидендов;

Информация о работе Составляющие и роль биржевой спекуляции