Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 22:26, реферат
На фондовом рынке объектом купли - продажи является специфический товар – ценные бумаги.
Ценные бумаги выпускаются, прежде всего, с целью мобилизации и более рационального временно свободных финансовых резервов предприятий, банков, коммерческих структур, кооперативов и сбережений населения для создания новых или расширения и технического перевооружения уже действующих производств.
2.3
Составляющие и роль
биржевой спекуляции
Вследствие дискретности актов покупки и продажи какого-либо товара во времени, каждый из контрагентов сделки становится вынужденно или добровольно спекулянтом вследствие постоянного изменения цен на рынке. В результате практически всегда одна сторона оказывается в выигрышном положении, а другая несет ущерб.
Таким образом, спекуляция распадается на две составляющие:
Стихийную спекуляцию, органически присущую процессу купли-продажи;
Профессиональную спекуляцию, которая характерна для тех экономических субъектов, которые сделали спекуляцию объектом профессиональной деятельности.
Теперь мы можем рассматривать биржевой рынок с нескольких позиций:
во-первых, как абсолютно спекулятивный. Такая модель биржевого рынка качественно преобразует роль биржи в системе экономических отношений; биржа утрачивает связь с реальным сектором экономики и становится учреждением игорного типа, так как функционирование биржи замыкается в игре в «отгадывание курса». Биржевые предприниматели — единственные операторы такого рынка; торговля реальным товаром отсутствует;
во-вторых, полностью безспекулятивный. Такая биржа обслуживает только потребности производства. Данный вариант подразумевает отсутствие среди операторов биржевого рынка фигуры биржевого предпринимателя (спекулянта); следовательно, отсутствуют и спекулятивные операции. Рассматриваемая модель трансформирует биржу в оптовый магазин с низкой ликвидностью активов и малой подвижностью котировок; торговцы реальным товаром — единственные участники такого рынка;
в-третьих, биржевой рынок — как сочетание спекулятивных операций и оптовой торговли. Такая комбинированная модель биржи предполагает участие в торгах как операторов реального товара, так и биржевых предпринимателей.
Одними
из главных функций спекуляций на
бирже являются:
1.Спекулятивный
потенциал ценных бумаг
Спекулятивное
стремление, т.е. стремление к быстрому
обогащению, заставляет инвестора вкладывать
средства в развитие новых и рисковых
предприятий, без которых прогресс
общества сдерживался бы в существенной
степени.
2.Спекуляция
способствует повышению и
3.Спекуляция
способствует стабилизации
2.4
Хеджирование и биржевая
спекуляция
Хеджирование – это биржевое страхование от неблагоприятного изменения цены, основывающееся на различиях в динамике цен реальных товаров и цен фьючерсных контрактов на этот же товар или цен на «физическом» и фьючерсном рынках.
Биржевая спекуляция – это способ получения прибыли в процессе биржевой фьючерсной торговли, базирующейся на различиях в динамике цен фьючерсных контрактов во времени, пространстве и на разные виды товаров.
В экономическом смысле и хеджирование, и биржевая спекуляция представляют собой просто спекуляцию, то есть способ получения прибыли, основывающийся не на производстве, а на разнице в ценах.
Хеджирование и биржевая спекуляция – две формы спекуляции на бирже, сосуществующие и дополняющие друг друга. Хеджирование невозможно без биржевой спекуляции и наоборот, биржевая спекуляция не имеет смысла без подпитки ресурсами с рынков хеджеров. Поэтому рассмотрим механизм хеджирования более подробно.
Хеджирование на бирже осуществляют, как правило, предприятия, организации, частные лица, которые одновременно являются участниками рынка реальных товаров: производители, переработчики, торговцы.
Хеджирование преследует цель – компенсировать за счет прибыли убытки, полученные от реализации на рынке реального товара. Оно выполняет функцию биржевого страхования от ценовых потерь на рынке реального товара и обеспечивает компенсацию некоторых расходов.
Техника хеджирования состоит в следующем:
а) Продавец наличного товара, стремясь застраховать себя от предполагаемого снижения цены, продает на бирже фьючерсный контракт на данный товар (хеджирование продажей). В случае снижения цен он выкупает фьючерсный контракт, цена на который тоже упала, и получает прибыль на фьючерсном рынке, которая должна компенсировать недополученную им выручку на рынке реального товара. Рассмотрим пример (табл.1):
Таблица 1
Цена на 01.06., ед. | Цена на 01.08., ед. | Выручка от операции, ед. | |
Рынок реального товара | 500 | 300 | 300 |
Фьючерсный рынок | 700 (продает) | 500 (покупает) | 200 (700-300) |
Всего | - | - | 500 |
Продавец в конечном итоге получает от продажи товара (300 единиц) и от фьючерсного рынка (200 единиц), т.е. ту сумму выручки, которую он рассчитывал получить по состоянию на 1 июня.
б) Покупатель наличного товара заинтересован в том, чтобы не потерпеть убытков от повышения цен на товар. Поэтому, полагая, что цены будут расти, он покупает фьючерсный контракт, цена которого тоже вырастет с ростом цены на рынке реального товара, тем самым, компенсируя свои дополнительные расходы по покупке наличного товара. Рассмотрим пример (табл 2.)
Таблица 2
Цена на 01.06., ед. | Цена на 01.08., ед. | Затраты | Доход | |
Рынок реального товара | 300 | 500 | 500 | - |
Фьючерсный рынок | 500 | 700 | - | 200 (700-500) |
Всего | - | - | 300 (500-200) | - |
Затраты покупателя на рынке реального товара (500 единиц), благодаря полученному доходу от фьючерсной торговли (200 единиц) не превысили суммы затрат, планируемых им по состоянию на 1 июня.
Хеджированием
занимаются не только владельцы реального
товара, но и биржевые спекулянты, и
поэтому стираются грани между
хеджированием и биржевой спекуляцией.
3
Факторы, влияющие на
курс ценных бумаг
Ценные бумаги – это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар, приносить доход.
Ценность
для инвестора, т.е. способность удовлетворять
их определенные потребности, состоит,
прежде всего, в том, что ценная бумага
приносит определенный доход. Этот доход
может реализовываться как при
выплате процентов и
Специфической
чертой ценной бумаги является ежедневное
установление ее курса на официальном
рынке. Котировка ценной бумаги представляет
собой соотношение между
Условно
можно выделить три группы ценообразующих
факторов, которые определяют курс
ценных бумаг:
1)
чисто субъективные;
2)
объективные;
3)спекулятивные.
Среди
субъективных факторов можно выделить
две подгруппы:
а)
факторы, действующие на уровне отдельного
выпуска акций и облигаций, то
есть на микроуровне;
б)
факторы, действующие на уровне группы
выпусков или на всем фондовом рынке,
то есть на макроуровне.
Субъективные факторы, влияющие на курс акций по своему характеру неоднородны: одни связаны с техническими аспектами функционирования фондовых рынков, другие – с методикой анализа ценных бумаг и прогнозирования их динамики, третьи – с позициями и мнениями отдельных лиц.
Важное значение для движения курсов акций имеют:
объем рынка ценных бумаг;
масштабы деятельности, биржевых посредников;
техническая оснащенность торговли.
В целом, чем больше объем рынка и чем лучше его оснащенность, тем ниже риск инвестиционной деятельности. Тем не менее, при большом доверии к биржевому механизму любые технические ошибки в котировках и сбой в системе могут привести к непредсказуемым результатам, не имеющим ничего общего с реальным положением дел в экономике в целом.
Учитывая, что в каждый момент курсы акций определяются не только реальным положением дел в компании и экономике в целом, но и ожиданиями, инвесторами уделяется большое внимание анализу и прогнозированию котировок.
В условиях существования различных школ анализа появляется множество рецептов инвестиционной деятельности. Ни одна из теорий не может дать точного ответа на вопрос, каким будет курс завтра, послезавтра, через месяц и т.д.
На цены акций могут существенно воздействовать и чисто личностные факторы. К ним относятся:
склонность отдельных биржевиков к использованию конфиденциальной информации;
заявление финансовых деятелей, пользующихся доверием у инвесторов.
В группе объективных выделяются две подгруппы факторов: факторы, действующие на микроуровне, и факторы, действующие на макроуровне.
Факторы, действующие на уровне выпуска акций, относятся к микроуровню. Эти объективные факторы сводятся к параметрам состояния действительного капитала, являющегося основной для выпуска ценных бумаг данным эмитентом:
финансовое состояние фирмы эмитента (данный параметр влияет в первую очередь на степень риска вложений: чем лучше финансовое состояние акционерного общества, тем безопаснее инвестирование в ее ценные бумаги);
стоимость и количество акций, находящихся на руках у владельцев (этот параметр влияет главным образом на ликвидность акций: чем больше количество находится в обращении, тем, как правило, выше ликвидность);
текущие прибыли акционерного общества – определяют величину дивидендов;