Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:28, реферат
Цель данной работы – ознакомиться с экономической сущностью и спецификой сделок, связанных с слиянием компаний, проанализировать структуру и динамику сделок по слияниям в России.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
- определить экономическую сущность и специфику, связанных со слиянием компаний;
- изучить классификации этих сделок по разным критериям;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛИЯНИЯ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 5
1.1 Особенности слияния компаний 5
1.2 Цели и мотивы осуществления сделок слияний, выбор объектов 8
1.3 Классификация типов слияний компаний 13
2 МЕХАНИЗМ И МЕТОДЫ СЛИЯНИЯ КОМПАНИЙ 18
2.1 Механизм проведения сделок по слиянию компаний 18
2.2 Методы оценки эффективности и последствия слияний 23
2.3 Современные тенденции и динамика российского рынка слияний компаний 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
В 2010 году активность на рынке слияний в России в целом значительно снизилась. Вместе с тем был заключен ряд крупных сделок, в первую очередь в нефтегазовом секторе, и заметно увеличилась доля сделок, вызванных острой потребностью продавцов в ликвидных средствах [4].
Общая сумма сделок на рынке слияний и поглощений (М&А) России в 2010 году составила 46,1 млрд. долл. США. Это на 62 % меньше, чем в 2009 году, и объем рынка уменьшился, достигнув примерно уровня 2005 года. Такое серьезное падение в основном объясняется неопределенностью относительно перспектив развития экономики после кризиса, нежеланием брать на себя риски, недостаточностью финансовых средств в связи с кризисом ликвидности и значительным разрывом в ценовых ожиданиях между покупателями и продавцами.
Наибольшее падение в М&А отмечается в таких отраслях, как потребительский сектор, финансовые услуги, металлургия и горнодобывающая промышленность.
Прямо противоположная тенденция наблюдалась в нефтегазовой отрасли, где объем сделок слияний и поглощений увеличился почти на 100 %. Такой рост стал возможен главным образом за счет крупномасштабных разовых стратегических сделок, включая крупнейшие приобретения ОАО «Газпром», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «Сургутнефтегаз». В итоге лидирующие позиции на рынке М&А в 2010 году занял нефтегазовый сектор, на долю которого пришлось около половины всего объема сделок. Вторым по степени активности сегментом рынка оказался сектор телекоммуникаций и СМИ, на который пришлось чуть более одной пятой общего объема сделок.
Объем сделок слияний и поглощений в различных секторах за 2010 год, представлен на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 Объем сделок слияний и поглощений в разрезе секторов, 2010 год
Как видно на рисунке, самое большое количество сделок по слияниям и поглощениям в 2010 году произошло в нефтегазовом секторе и составило 50 %, на втором месте по количеству сделок сектор телекоммуникаций и СМИ 23 %, потребительские рынки и розничная торговля 5 %, металлургическая и горнодобывающая промышленность 9 %, финансовый сектор 4 %, 10 % прочие.
В число других крупнейших сделок вошла покупка «Газпромом» 20 % пакета акций ОАО «Газпром нефть» за 4,2 млрд„ долл. США, а также приобретение 25 % минус одна акция ОАО «Севернефтегазпром» германским концерном E.ON примерно за 4,0 млрд долл. США. Из десяти крупнейших сделок за 2010 год семь были заключены в нефтегазовом секторе, три - в секторе телекоммуникаций и СМИ.
В 2011 году финансовые аналитики прогнозируют ощутимый рост общего объема сделок слияний и поглощений. В первую очередь этому будут способствовать такие факторы, как заметно возросшая уверенность участников рынка на фоне начавшегося экономического роста, продолжающаяся «расчистка» балансов компаний с высокой долговой нагрузкой за счет продажи отдельных активов, а также все более активный возврат на рынок иностранных покупателей.
Слияние компаний являются эффективным инструментом реструктуризации компании. С помощью этого внешнего пути развития компания обеспечивает соответствие своей деятельности выбранной концепции развития.
Слияния обладают целым рядом преимуществ по сравнению с внутренними методами корпоративного развития. Основным из них, служащим одновременно главным мотивирующим фактором к проведению слияний и поглощений, является синергетический эффект, выражающийся в создании дополнительной стоимости от слияния или поглощения.
Эффект от проведения данных сделок носит, скорее, долгосрочный характер, поэтому важным моментом является приоритет долгосрочных ориентиров развития над стремлением извлечения краткосрочных выгод, который должен соблюдаться руководством сливающихся компаний. Основной проблемой при проведении подобных процедур является достижение эффективности слияния, имеющей место только при увеличении благосостояния акционеров и достижении конкурентных преимуществ. На это следует обращать особое внимание, поскольку среди проводимых в последнее время сделок по слияниям/поглощениям достаточно велика доля неудачных, неэффективных, приводящих впоследствии к распаду объединенной компании.
Сделки слияний и поглощений становятся все более популярными в российской бизнес - практике. Однако многие специалисты предупреждают, что большая часть подобных сделок в мировой практике не только не приносит их инициаторам ожидаемой выгоды, но и вообще снижает акционерную стоимость компании. Инициатором сделки, как правило, является более крупная компания. При проведении сделок слияния или поглощения акции приобретаемой компании выкупаются у ее акционеров и перестают обращаться на рынке. Вместо них обращаются акции уже объединенной компании, которые являются теми же акциями приобретающей компании.
Интеграционные процессы могут пройти благополучно и стать значимыми для участников при условии соблюдения десяти правил успешных слияний и поглощений:
1) сделку следует начинать не с оценки бизнеса, а с выяснения целей акционеров этого бизнеса, определения будущей структуры акционеров, контроля и разработки механизмов выхода из бизнеса. Точное понимание истинных целей акционеров обеих сторон полезно при ведении переговоров о цене и структуре сделки.
2) если покупка не вписывается в стратегию и формат основного бизнеса, от нее стоит отказаться независимо от финансовых условий.
3) необходимо до переговоров определить «точку отказа» по всем основным пунктам переговоров, если условия продавцов или новая информация ухудшают привлекательность сделки.
4) консервативно подходить к оценке синергии и затрат, которые возникнут при совершении сделки.
5) наибольший риск в сделках связан с действиями партнера, так как оценить в расчетах степень влиятельности акционеров и их совместимости, влияния корпоративной культуры и мотивации ключевых менеджеров сложнее всего.
6) за переговоры и сделку с каждой стороны должны отвечать одни и те же люди. В противном случае договоренности, достигнутые одной командой, могут быть отвергнуты второй, что приведет к потере времени и репутации;
7) не стоит экономить время и ресурсы для заключения договора и проработки документов сделки.
8) не нужно объявлять о сделке публично до ее окончания, так как публичность значительно снижает переговорную гибкость, и утечка информации довольно часто приводит к прекращению переговоров.
9) план интеграции и перехода контроля от одного владельца бизнеса к другому должен быть подготовлен до окончания сделки: после подписания документов каждый менеджер с обеих сторон должен знать, как ему действовать.
10) не стоит спешить изменять все процессы в приобретаемой компании «под себя». Для начала следует внимательно оценить опыт и процессы покупаемой сети, завоевать доверие и поддержку персонала и только после тщательного планирования и подготовки переходить к интеграции.
1 Об оценочной деятельности в Российской [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 29 июля 1998 года №135-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
2 О внесении изменений в федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации" [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 27 июля 2006 года № 157-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
3 Анисимов, Д. В. Практика слияний и поглощений в современных российских условиях управление корпоративными финансами [Текст] : учебник / Д. В. Анисимов. – М. : Финансы и статистика, - 2009. – 363 с.
4 Авхачёв, Ю. Б. Международные слияния и поглощения компаний: новые возможности предприятий России по интеграции в мировое хозяйство [Текст] : учебник / Ю. Б. Авхачёв. - М.: Научная книга, - 2005. - 536 с.
5 Козодаев, М. Г Слияние и поглощение: алгоритм успеха [Текст] : учебник / М. Г. Козодаев. - Экономические стратегии, - 2009. – 109 с.
6 Соколов, М. А. Слияние и поглощение как механизм стратегического развития компании [Текст] : учебник / М. А. Соколов. - Экономические науки, - 2009. – 253 с.
7 Ендовицкий, Д. А. Экономический анализ: теория и практика [Текст] : учебник / Д. А. Ендовицкий. – М. : Финансы и статистика, -2007. - 224 с.
8 Криничанский, К. В. Рынок слияний и поглощений как среда реализации функции стимулирования предпринимателей и менеджеров [Текст] : учебник / К.В. Криничанский. – М. : Финансы и статистика, - 2007. - 237 с.
9 Левин, А. А. Мотивы слияний и поглощений в корпоративном секторе экономики [Текст] : учебник / А. А. Левин. – М. : ИНФРА-М, 2009. – 336 с.
10 Эванс, Ф. Ч. Оценка компаний при слияниях и поглощениях:
создание стоимости в частных компаниях [Текст] : учебник / Ф. Ч. Эванс, Д. М. Бишоп.- М. : Альпина Бизнес Букс, 2004. - 332 с.