Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:43, шпаргалка
Эта наука появилась в середине XX века в развитых странах, когда для этого сложились основные предпосылки:
• созданы основы общей экономической теории;
• производство и уровень его организации достигли высочайшего развития в виде создания индустриального общества, в основе, которого лежит крупное промышленное производство и акционерная форма собственности;
Кредиторы ссужают средства под проценты, ставка которых, кроме прочего, зависит от: 1) рисковости имеющихся у предприятия активов; 2) ожидаемой рисковости будущих дополнительных активов; 3) существующей структуры капитала предприятия; 4) ожидаемых будущих решений, затрагивающих структуру капитала предприятия. Кредиторы определяют свои требования доходности, учитывая эти факторы.
Акционеры, действующие через менеджеров, могут направить средства предприятия в сферу более рискованных проектов по сравнению с проектами предшествующих периодов и ожиданиями кредиторов. Тогда увеличение риска приведет к повышению требуемой доходности по долговым обязательствам предприятия и к снижению рыночной стоимости невыплаченного долга, т.е. к потерям кредиторов.
14. Организация финансовой службы на предприятии. Функции финансовой дирекции и финансового менеджера
Финансовые отношения на предприятии требуют определенных организационных форм. Последние выражаются в создании различных специализированных подразделений в составе управленческой структуры.
Финансовая служба предприятия занимается:
· планированием;
· осуществлением расчетов;
· анализом финансовой отчетности;
· разработкой инновационных методов и т. д.
Изучение практики работы зарубежных фирм (США, Япония) показывает, что у них существуют специальные финансовые службы, которые очень авторитетны и которые определяют финансовую политику фирм.
В условиях самофинансирования предпринимательские структуры должны обращать внимание на наличие специальных служб по финансовым вопросам. Существующая практика показывает, что таких служб пока мало, подготовленных специалистов не хватает, и до сих пор проблемы управления денежными ресурсами решаются на упрощенном дилетантском уровне.
До настоящего времени главный бухгалтер являлся, по сути, финансовым менеджером.
Финансовые структуры на предприятиях.
Финансовые структуры, которые существуют на Западе и, в какой-то степени, в реальных крупных фирмах России, подразделяются в зависимости от объема самой фирмы.
Для крупных фирм характерна следующая структура.
Обязанности вице-президента по финансам.
1. Решение вопросов стратегического финансового планирования.
2. Организация всей финансовой работы.
3. Дает заключения по анализу финансовых документов для руководства.
На уровне средних фирм (по размеру) финансовая служба управляется вице-президентом (казначеем).
Для малых предприятий существует следующая схема.
Для малых фирм решение финансовых вопросов входит в компетенцию руководителя (владельца) и бухгалтера. Однако, с увеличением масштаба фирм может появиться необходимость привлечения специалистов, которые решают определенные задачи; это контроллер, который занимается постановкой общего учета, несет ответственность за разработку смет, оценивает издержки предприятия и планирует доходы.
Основные функции финансовой дирекции следующие:
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
Основные функции финансового менеджера реализуются в процессе формирования и использования финансовых ресурсов и заключаются в следующем:
• финансовый анализ и планирование (прогнозирование) — формулирование общей финансовой стратегии; составление стратегических и тактических финансовых планов; участие в подготовке бизнес-планов; формирование инвестиционной, ценовой, кредитной, дивидендной и другой политики; финансовый анализ для облегчения принятия управленческих решений, финансовый контроль;
• управление источниками финансирования — формирование внутренних и внешних, краткосрочных и долгосрочных источников финансирования организации; анализ условий их формирования, определение цены; оценка целесообразности привлечения заемных и использования собственных средств; расчет цены капитала; формирование оптимальной структуры капитала организации (предприятия);
• управление инвестиционной деятельностью — поиск источников вложений капитала организации, анализ эффективности инвестиционной деятельности, оценка финансового риска; поиск и рационализация источников финансирования капитальных затрат; проведение операций с ценными бумагами; управление инвестиционным портфелем;
• управление текущей деятельностью (оборотным капиталом и денежными средствами) — определение потребности в оборотных средствах и рационализация структуры оборотных средств; управление дебиторско-кредиторской задолженностью, управление запасами; финансирование текущей деятельности и организация денежных потоков в целях обеспечения платежеспособности организации (предприятия) и ритмичности ее текущих платежей; обеспечение своевременности платежей по обязательствам организации (предприятия) в бюджет,банкам, поставщикам, собственным работникам;
• организация взаимоотношений с финансово-кредитной системой и другими хозяйствующими субъектами по поводу наличных и безналичных расчетов, получения наличных денежных средств, кредитов, покупки-продажи ценных бумаг, уплаты неустоек, начисления пеней и т. п.
На российских предприятиях обязанности финансового менеджера обычно совмещает главный бухгалтер и главный экономист (начальник планово-экономического отдела). Между тем присутствие на предприятии специалиста по управлению финансами — финансового менеджера или финансового отдела — играет важную роль.
Финансовый менеджер любой организации (предприятия) — это высококвалифицированный специалист, обладающий знаниями в области финансов и бухгалтерского учета, денежного обращения и кредита, банковского, страхового дела, ценообразования, налогового законодательства, биржевой деятельности. Финансовый менеджер должен обладать следующими качествами, необходимыми для принятия решений:
• концептуальные способности (чувство связи между фирмой и предпринимательской средой);
• умение видеть главные направления, создающие благоприятные возможности или угрозы для организации (предприятия);
• умение прогнозировать спрос на финансовом рынке.
рганизационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности.
15. Внешняя среда и ее роль в принятии финансовых решений.
ВНЕШНЯЯ СРЕДА. Можно выделить две составляющие внешней среды, по-разному влияющие на деятельность организации и принятие управленческих решений. Они носят названия макроокруение и непосредственное окружение (или деловая среда) организации.
Макроокруженue включает факторы, оказывающие опосредованное влияние на организацию. К ним относятся экономические условия, политика, право, социокультурные, технологические, природно-географические факторы.
Экономические условия — это общий уровень развития экономики, рыночных отношений и конкуренции. О состоянии экономики обычно судят по значениям макроэкономических показателей, таких как размер валового национального продукта, темпы инфляции, дефицит бюджета, уровень безработицы, нормы налогообложения, производительность труда, величина заработной платы и другим. Изменение экономических условий влияет на уровень жизни населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса, уровень цен, инвестиционную политику и, как следствие, на прибыльность и успешность организаций. Так например, в НАК «АЗОТ» из-за большой транспортной составляющей увеличивается конкуренция, что ведет за собой закрытие цехов и увольнение работников.
Политика — это деятельность органов государственной власти, политических партий, общественных организаций. Политика оказывает сильное влияние на деловую активность организаций. Принимая важные управленческие решения, руководители организаций должны иметь четкое представление о том, насколько стабильна политическая ситуация, предстоит ли смена власти и политических лидеров, какие направления деятельности и отрасли хозяйства они будут поддерживать.
Право — это законы и другие правовые акты, которые устанавливают допустимые нормы деловых взаимоотношений, права, обязанности и ответственность организаций. В процессе принятия управленческих решений правовые факторы выступают в роли юридических ограничений, регулирующих деятельность организаций.
Социокультурные факторы — это социальные явления и процессы, происходящие в обществе и влияющие на деятельность организаций. К этой группе факторов относятся социальная структура общества, демографические характеристики (например, уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни и темпы роста населения, миграция, общий уровень образования и культуры), а также общественные традиции, ценности, моральные нормы, стиль жизни, привычки, отношение к труду, предпочтения и психология потребителей.
Технология — это общий уровень развития и современное состояние науки и техники, достигнутые в обществе. Технологические факторы неизбежно влияют на принятие важных решений, связанных с развитием организаций, разработкой новых видов товаров, совершенствованием функциональных процессов, внедрением новых технологий управления.
Природно-географические факторы — это климатические условия, запасы природных ресурсов, экологическая обстановка, катастрофические явления природы. Влияние этих факторов нельзя недооценивать. Они играют значительную роль в процессах принятия решений о размещении предприятий, технологиях производства, качестве продукции, способах доставки товаров. Решение этих и других проблем связано с большими затратами ресурсов и поэтому требует тщательного анализа природных условий, в которых осуществляется деятельность организации..
Потребители продукции и услуг. В этой роли могут выступать торговые фирмы, фирмы — производители, официальные дистрибьюторы, магазины, торговые агенты, частные покупатели и клиенты. Кроме непосредственных покупателей в эту группу можно включить общества потребителей, экологической защиты и другие организации, влияющие на качество и объем производимых товаров или услуг.
Поставщики материальных и природных ресурсов— это предприятия, торговые фирмы или физические лица, которые владеют материальными и природными ресурсами, необходимыми для деятельности и выживания организации. К ним относятся: поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов, электроэнергии, воды, газа, тепла. Организации находятся в ресурсной зависимости от поставщиков, что позволяет им оказывать непосредственное влияние на себестоимость и качество продукции, сроки ее изготовления и, как следствие, на эффективность и прибыльность организации.
Конкуренты — это организации и частные лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью и реализуют свои товары на одних и тех же рынках. Конкуренты влияют на принятие важнейших решений о выборе стратегии фирмы, целевых рыночных сегментах, разработке новых товаров, их позиционировании на рынке, ценообразовании, внедрении новых технологий, капитальных вложениях, выработке конкурентной стратегии и множества других.
Инфраструктура — это часть деловой среды, которая обеспечивает организацию трудовыми, финансовыми, информационными ресурсами и оказывает ей необходимые услуги, например аудит, страхование, охрана, реклама, консультации и т.п. Исходя из этого, в состав инфраструктуры обычно включают рынок рабочей силы (кадровые агентства, службы занятости, образовательные учреждения, биржи труда), финансовые организации (банки, фондовые биржи, инвестиционные компании), консультативные фирмы, страховые компании, транспортные организации, охранные фирмы, информационные службы, рекламные агентства, средства массовой информации.
Государственные и муниципальные организации. К ним относятся государственные и муниципальные органы законодательной и исполнительной власти, налоговые инспекция и полиция, фонды, суды и другие организации, выполняющие разнообразные функции государственного контроля и регулирования общественных отношений.
Международный сектор. Эта группа факторов деловой среды объединяет иностранных потребителей, поставщиков, конкурентов, инвесторов, партнеров, которые взаимодействуют с организацией и оказывают на нее непосредственное влияние.
16. Финансовый рычаг, эффект финансового рычага: американская и европейская методика расчета.
Финансовый рычаг (плечо финансового рычага, кредитный рычаг, кредитное плечо, финансовый леверидж) — это отношение заёмного капитала к собственным средствам (иначе говоря, соотношение между заёмным и собственным капиталом). Также финансовым рычагом или эффектом финансового рычага называют эффект от использования заёмных средств с целью увеличить размер операций и прибыль, не имея достаточного для этого капитала. Размер отношения заёмного капитала к собственному характеризует степень риска, финансовую устойчивость.
Плата за заёмный капитал обычно меньше, чем дополнительная прибыль, которую он обеспечивает. Эта дополнительная прибыль суммируется с прибылью на собственный капитал, что позволяет увеличить коэффициент его рентабельности.
Финансовый рычаг (финансовый леверидж) — это отношение заемного капитала компании к собственным средствам, он характеризует устойчивость компании. Чем меньше финансовый рычаг, тем устойчивее положение. С другой стороны, заемный капитал позволяет увеличить коэффициент рентабельности собственного капитала, т.е. получить дополнительную прибыль на собственный капитал.
Показатель отражающий уровень дополнительной прибыли при использования заемного капитала называется эффектом финансового рычага. Он рассчитывается по следующей формуле:
ЭФР = (1 - Сн) × (КР - Ск) × ЗК/СК,
где: эффект финансового рычага, %. ставка налога на прибыль, в десятичном выражении. коэффициент рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %. средний размер ставки процентов за кредит, %. Для более точного расчета можно брать средневзвешенную ставку за кредит средняя сумма используемого заемного капитала средняя сумма собственного капитала
Западноевропейскиефинансистыоп
ЭФР=(1-t ) *(ЭР-СРСП)*(заемныйкапитал/
Где:
СРСП- средняярасчетнаяставкапроцента
(ЭР-СРСП)- дифференциалфинансовогорычага,
ЗК/СК -плечофинансовогорычага
ЭР- экономическаярентабельность = дох.опер./(СК + ДО)
t - ставкапокорпоративномуналогу (налогнаприбыльпредприятия)
СРСП = (
Еслиновоезаимствованиеприносит
Рисккредиторавыражентакжевелич
Этаконцепцияоткрываетширокиево
С точкизренияамериканскойконцепц
СВФР= Дох. операционный/(Дох. опер - проценты)
Приведеннаяформуланедаетответа
17. Операционный леверидж. Взаимодействие операционного и финансового рычагов.
Операционный рычаг (операционный леверидж) показывает во сколько раз темпы изменения прибыли от продаж превышают темпы изменения выручки от продаж. Зная операционный рычаг можно прогнозировать изменение прибыли при изменении выручки.
Минимальный объем выручки, необходимый для покрытия всех расходов, называется точкой безубыточности, в свою очередь, насколько может уменьшиться выручка, что бы предприятие сработало без убытков показывает запас финансовой прочности.
Изменение выручки может быть вызвано изменением цены, изменением натурального объема продаж и изменением обоих этих факторов.
Ценовой операционный рычаг вычисляется по формуле:
Рц = В/П
Учитывая, что В = П + Зпер + Зпост, можно записать:
Рц = (П + Зпер + Зпост)/П =
1 + Зпер/П + Зпост/П
выручка от продаж прибыль от продаж переменные затраты постоянные затраты.. ценовой операционный рычаг натуральный операционный рычаг
Натуральный операционный рычаг вычисляется по формуле:
Рн = (В-Зпер)/П
Учитывая, что В = П + Зпер + Зпост, можно записать:
Рн = (П + Зпост)/П = 1 + Зпост/П
Сравнивая формулы для операционного рычага в ценовом и натуральном выражении можно заметить, что Рн оказывает меньшее влияние. Это объясняется тем, что с увеличением натуральных объемов одновременно растут и переменные затраты, а с уменьшением — уменьшаются, что приводит к более медленному увеличению/уменьшению прибыли.
Взаимодействие операционного и финансового рычагов.
Предпринимательские и финансовые риски тесно взаимосвязаны, а, следовательно, тесно взаимосвязаны операционные и финансовые рычаги.
Операционный рычаг воздействует на прибыль до уплаты налога на прибыль и выплаты процентов за кредит. Финансовый рычаг – на чистую прибыль
Рост процента за кредит при наращении финансового рычага оказывает воздействие на операционный рычаг. При этом растет и финансовый, и предпринимательский риск, а, следовательно, падение курса. В этой ситуации финансовый менеджер должен снизить воздействие финансового рычага. По мере одновременного увеличения финансового и операционного рычагов все менее и менее значительно сказывается изменение объема реализации на изменение чистой прибыли на акцию и рассчитывается сопряженный эффект. Уровень сопряженного эффекта рычага равен:
Очевидно, что сочетание мощного операционного рычага с финансовым рычагом может оказаться губительным, так как предпринимательский и финансовый риски взаимно усиливаются.