Проектный анализ. Его характеристика. Его основные виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:27, реферат

Описание работы

Условием развития и устойчивой жизнедеятель¬ности любой организации является эффективность вложения инвестиций в определенные инвестици¬онные проекты. Проблема принятия решения об инвестициях состоит в оценке плана предполагае¬мого развития событий с точки зрения того, на¬сколько содержание плана и вероятные последствия его осущест-вления соответствуют ожидаемо¬му результату.

Содержание

Введение
1. Понятие и классификация инвестиционных проектов
1.1 Сущность проектного анализа
1.2 Предварительная стадия разработки и анализа проекта
1.3 Общая последовательность разработки и анализа проекта
2. Методы проектного анализа
2.1 Технический анализ
2.2 Коммерческий анализ
2.3 Институциональный (организационный) анализ
2.4 Социальный (социально-культурный) анализ
2.5 Экологический анализ
2.6 Финансовый анализ
2.7 Экономический анализ
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Управление проэктами.docx

— 41.82 Кб (Скачать)

     2.1 Технический анализ 

     В рамках технического анализа инвестиционных проектов изучают:

  1. технико-технологические альтернативы;
  2. варианты местоположения;
  3. размер (масштаб, объем) проекта;
  4. сроки реализации проекта в целом и его фаз;
  5. доступность и достаточность источников сырья, рабочей силы и других потребных ресурсов;
  6. емкость рынка для продукции проекта;
  7. затраты на проект с учетом непредвиденных факторов;
  8. график проекта.

     Эти задачи решаются (с возрастающей точностью) на стадиях прединвестиционных исследований, ТЭО (проекта) строительства и разработки рабочей документации.

     В России накоплен значительный опыт и, соответственно, нормативно-методическая база для проведения технического анализа. В общем случае должны быть рассмотрены  и решены задачи.

     В процессе поэтапно проводимого технического анализа уточняются смета и бюджет проекта. При этом уточняются физические и ценовые непредвиденные факторы, которые приводят к непредвиденным расходам.

     Технический анализ обычно производится группой  собственных экспертов предприятия  с возможным привлечением узких  специалистов. Стандартная процедура  технического анализа начинается с  анализа собственных существующих технологий. При этом необходимо руководствоваться  следующими критериями: (1) технология должна себя хорошо зарекомендовать  ранее, то есть быть стандартной, (2) технология не должна быть ориентирована на импортное  оборудование и сырье. [2, с.211] 

     2.2 Коммерческий анализ 

     Задача  коммерческого анализа – оценить проект с точки зрения конечных потребителей продукции или услуг, предлагаемых проектом.

     В общем виде решаемые при этом задачи можно свести к трем:

  1. маркетинг;
  2. источники и условия получения ресурсов;
  3. условия производства и сбыта.

     В результате коммерческого анализа  надлежит ответить на такие вопросы, как:

  1. где будет продаваться продукция?
  2. имеет ли рынок достаточную емкость, чтобы поглотить всю выпускаемую продукцию без влияния на ее цену?
  3. если вероятно подобное влияние на цену, то каково оно?
  4. останется ли проект жизнеспособным с финансовой точки зрения при новой цене?
  5. какую долю общей емкости рынка может обеспечить предлагаемый проект?
  6. предназначена ли выпускаемая продукция для местного потребления или идет на экспорт?
  7. какие финансовые мероприятия потребуются для продвижения продукции на рынок, и какие резервы надлежит предусмотреть в проекте для финансирования маркетинга?
  8. способны ли существующие методы поставок гарантировать своевременность поставок и устранить перебои?
  9. практикуются ли конкурсные торги для установления справедливых цен?
  10. кто разрабатывает спецификации на необходимые закупки? [ 5, с. 90]
 

     2.3 Институциональный (организационный)  анализ 

     Организационный анализ выполняется для оценки внутренних и внешних условий реализации нового инновационного проекта. К внутренним относятся условия, зависящие от деятельности самого предприятия; в  частности:

  • особенности управления;
  • организационные структуры;
  • планирование;
  • комплектование и обучение персонала;
  • координация деятельности;
  • информационное обеспечение.

     К внешним относятся политическая, правовая, общеэкономическая и научно-техническая (потенциал, потребность и т. п.) обстановка в обществе и регионе.

     Цель  организационного анализа – оценить  организационную, правовую, политическую и административную обстановку, в  рамках которой проект должен реализовываться  и эксплуатироваться, а также  выработать необходимые рекомендации в части:

  1. менеджмента;
  2. организационной структуры; планирования;
  3. комплектования и обучения персонала;
  4. финансовой деятельности;
  5. координации деятельности; общей политики.
  6. Основными задачами организационного анализа являются:
  7. определение задач участников проекта применительно к действующему законодательству и подзаконным актам (инструкциям, регламентам и пр.);
  8. оценка сильных и слабых сторон участников проекта с точки зрения материально-технической базы, квалификации, структур, финансового положения;
  9. оценка возможного влияния законов, политики и инструкций на судьбу проекта – особенно, в части защиты окружающей среды, заработной платы, цен, государственной поддержки, внешнеэкономических связей;
  10. разработки мер по устранению слабых сторон участников проекта, выявленных в процессе анализа, а также снижению отрицательного воздействия окружения проекта (законы, политика, инструкции);
  11. разработка предложений по совершенствованию вышеупомянутых организационных факторов, влияющих на эффективность проекта.

     Основными задачами организационного анализа  являются:

     1. Определение задач и действий  участников проекта относительно  политической и правовой обстановки.

     2. Оценка управления и организационных  структур предприятия с позиции их соответствия задачам проекта.

     3. Анализ обеспеченности проекта  ресурсами и необходимости перестройки  этого обеспечения, повышения  квалификации персонала. 

     4. Выбор оптимальных управленческих  решений при выявлении негативных  организационных условий реализации  инновационного проекта. 

     Организационный анализ в условиях рыночной экономики  существенно отличается от анализа  организации внедрения нового изделия  в условиях директивной экономики.

     Эти отличия обусловлены изменившимися  политическими, правовыми и экономическими условиями. Предприятие самостоятельно может формировать систему управления, организационные структуры, планы  и т. п. [4, с.89]

     В этом смысле риск деятельности предприятия  существенно возрастает.  

     2.4 Социальный (социально-культурный) анализ 

     Целью социального анализа является определение пригодности вариантов плана проекта для его пользователей. Результаты социального анализа должны обеспечить возможность стратегии взаимодействия между проектом и его пользователями, которая пользовалась бы поддержкой населения и способствовала бы достижению целей проекта.

     Социальный  анализ сосредотачивает внимание на четырех основных областях:

  1. социокультурные и демографические характеристики населения, затрагиваемого проектом (количественные характеристики и социальная структура);
  2. организация населения в районе действия проекта, включая структуру семьи, наличие рабочей силы, доступ к контролю за ресурсами;
  3. приемлемость проекта для местной культуры;
  4. стратегия обеспечения необходимых обязательств от групп населения и организаций, пользующихся результатами проекта.

     Следует отметить, что социальный анализ весьма сложен – прежде всего, из-за затруднительности  применения формальных методов и  отсутствия стандартных методик  и процедур. Вместе с тем успешное его проведение способствует улучшению  плана проекта, а также эффективности  проекта в целом.

     Социальные  результаты в большинстве случаев  поддаются стоимостной оценке и  включаются в состав общих результатов  проекта в рамках определения  экономической эффективности.

     Основными видами социальных результатов проекта, подлежащих отражению в расчетах эффективности, являются:

  1. изменение количества рабочих мест в регионе;
  2. улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;
  3. изменение условий труда работников;
  4. изменение структуры производственного персонала;
  5. изменение надежности снабжения населения отдельными видами товаров;
  6. изменение уровня здоровья работников и населения;
  7. экономия свободного времени населения.

     Предусматриваемые проектом мероприятия по созданию работникам нормальных условий труда и отдыха, обеспечению их продуктами питания, жилой площади и объектами  социальной инфраструктуры являются обязательными  условиями его реализации и какой-либо самостоятельной оценке в составе  результатов проекта не подлежат. [3, с. 47] 

     2.5 Экологический анализ 

     Экологический анализ занимает особое место в проектном анализе, так как взаимоотношения между деятельностью человека и окружающей средой недостаточно изучены и, что самое главное, несовершенные с этой точки зрения решения приводят к необратимым изменениям в окружающей среде.

     Задачей экологического анализа инвестиционного  проекта является установление потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом, как в инвестиционный, так и  в постинвестиционный период, а также  определение мер, необходимых для  смягчения или предотвращения этого  эффекта. Иначе говоря, следует находить такие средства достижения целей  проекта, которые не уменьшают «емкость»  экосистемы.

     Поэтому в план проекта должны включаться соответствующие руководящие стандарты, а также меры обеспечения соблюдения этих стандартов. По данным Всемирного банка, расходы на необходимые меры по защите окружающей среды составляют не более 3% общих затрат на проект. Существенно  больших – до 10%, затрат, требуют  те проекты, которые нуждаются во включении защитных мер после  завершения их разработки.

     Проведение  стандартного анализа экономической  эффективности экологических проектов часто не представляется возможным, так как экологические затраты  и результаты нередко очень трудно рассчитать. В этих случаях прибегают  к т. н. качественному анализу (влияния, например, какого-то загрязняющего  вещества на зрение, обоняние, вкус, коррозию, животных, растения). Тем не менее  качественный анализ, как и количественный, должен показать разницу между ситуациями «с проектом» и «без проекта». [1, с. 32]

     Требования  к оценке воздействия хозяйственной  деятельности предприятия на отдельные  компоненты окружающей среды изложены во «Временной инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности в предпроектных и проектных  материалах» . 

     2.6. Финансовый анализ 

     Финансовый  анализ — изучение основных параметров, коэффициентов и мультипликаторов, дающих объективную оценку финансового  состояния предприятия, а также  анализ курса акций предприятия, с целью принятия решения о  размещении капитала. Финансовый анализ - это часть экономического анализа.

     Цель  финансового анализа - характеристика финансового состояния предприятия, бизнеса, группы компаний.

     Задачи  финансового анализа:

     1. Анализ активов (имущества).

     2. Анализ источников финансирования.

     3. Анализ платежеспособности (ликвидности).

     4. Анализ финансовой устойчивости.

     5. Анализ финансовых результатов  и рентабельности.

     6. Анализ деловой активности (оборачиваемости).

     7. Анализ денежных потоков.

     8. Анализ инвестиций и капитальных  вложений.

     9. Анализ рыночной стоимости.

     10. Анализ вероятности банкротства.

     11. Комплексная оценка финансового  состояния.

     12. Подготовка прогнозов финансового  положения.

     13. Подготовка выводов и рекомендаций.

Информация о работе Проектный анализ. Его характеристика. Его основные виды