Проблемы международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы международной торговли 4
1.1 Модели, применяемые в международной торговле 4
1.2 Инструменты регулирования международной торговли 9
2. Проблемы международной торговли 16
2.1 Последствия колебания валютных курсов: валютная экспозиция, валютный риск 16
2.1.1 Операционный валютный риск 18
2.1.2 Трансляционный валютный риск 19
2.1.3 Экономический валютный риск 20
2.2 Кредитный риск и время выполнения контракта 21
2.3 Правительственные постановления 24
2.4 Основы юридического обеспечения мировой торговли 24
3. Проблемы и перспективы участия России в международной торговле 26
3.1 Проблемы повышения конкурентоспособности российски преприятий в международной торговле 26
3.1.1 Сферы развития конкурентоспособности России 26
3.2 Свободная торговая зона между Россией и Европейким Союзом 29
3.3 Вступление России в ВТО 31
3.3.1 Условия присоединения 31
3.3.2 Сравнение условий присоединения к ВТО России и других государств 32
3.3.3 Критикавступления России в ВТО 33
Заключение 35
Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

Проблемы международной торгвли.docx

— 76.24 Кб (Скачать)

- Производительность. Она  является одним из главных  показателей промышленности. Только  Развитая экономика способна  показывать высокую производительность  во всех ее отраслях: от сырьевых до отраслей, активно использующих результаты последних НИОКР. Повышение производительности в нашей стране возможно, в основном, благодаря грамотно разработанной и профессионально осуществляемой промышленной политики.

Следует также заметить, что в рентной экономике, построенной  на использовании природных богатств, роль инициативной политики развития или промышленной политики более  важна, чем в стандартных экономических  условиях, поскольку эта политика должна компенсировать такую патологию, которая затрагивает нерентные (несырьевые) секторы производства товаров широкого спроса. Сам по себе частный сектор не в состоянии генерировать эти дополнительные ресурсы, необходимые для диверсификации экономики. Поэтому государство должно здесь играть активную роль, понимая, что эта роль должна быть максимально простой и понятной во избежание коррупционных проблем, которые, как правило, сопровождают экономики, основанные на природной ренте. В России существует еще достаточное пространство для такой роли и для создания позитивных внешних факторов.

Для России характерно довольно необычное размещение промышленных отраслей, которые полярно специализированы в отношении добавленной стоимости: огромный выпуск сырьевой продукции, с  одной стороны, и в то же время  ряд в высшей степени наукоемких отраслей (оборонная, аэрокосмическая  промышленность). Однако по срединной  части этой шкалы промышленное производство находится на довольно низком, а  иногда на просто очень низком уровне. Это, безусловно, последствие централизованного  планирования в Советском Союзе, при котором приоритет отдавался  энергетике, металлургии и оборонной  промышленности, тогда как большинство  отраслей, ориентированных на конечное потребление, оставалось на заднем плане.

Естественной промышленной стратегией для России должно быть:

- консолидация и укрепление основных экспортных секторов (источник средств);

- поощрение, когда предоставляется возможность, замещения экспорта в отраслях, более всего страдающих от дефицита торгового баланса;

- создание новых экспортных направлений в видах на будущее.

 

3.2 Свободная торговая  зона между Россией и Европейским  союзом

Современная модель отношений  России и ЕС формируется в новых  международных условиях, которые  характеризуются глобальными экономическими процессами и вступлением РФ в ВТО. Это обеспечивает России дополнительные возможности в выборе новой стратегии отношений с данной интеграционной группировкой. Сегодня сотрудничество с Европейским Союзом необходимо. Если этого не будет, то европейская интеграция, «вызывающая к жизни фундаментальные сдвиги в экономике, политике, законодательной базе и юридической практике все большего числа стран, грозит нам изоляцией».

Можно со всей определенностью  сказать, что Европейскому союзу, как  более сильному экономическому субъекту, создание зоны свободной торговли принесет только выгоды. Для России же все  не так однозначно, поскольку ее конкурентные позиции по отношению  к гипотетическим будущим партнерам  по ЗСТ весьма уязвимы. Положительных  результатов Москве можно ожидать  разве что в среднесрочной  перспективе, а отрицательных - немедленно, тогда как ЕС сразу же и без  какого-либо предварительного ущерба извлечет значительную пользу от образования  ЗСТ с Российской Федерацией.

Освобождение на короткий период времени взаимной торговли промышленными  товарами от различных тарифных и  нетарифных ограничений даст Евросоюзу  асимметричные конкурентные преимущества. Баланс ожидаемых последствий будет  для нас, по всей вероятности, отрицательным.

Поскольку экспорт Европейского союза в Россию состоит главным  образом из машинотехнической и другой готовой продукции высоких стадий переработки, снижение тарифных и нетарифных барьеров вызовет его резкое увеличение по физическому объему и стоимости. Это усилит конкурентное давление на отечественную обрабатывающую промышленность. В итоге российский актив в товарообороте с ЕС сократится, а при особенно неблагоприятных обстоятельствах может даже обернуться дефицитом (наблюдаемое в последние годы превышение темпов прироста импорта РФ из Евросоюза по сравнению с ее экспортом и без того способствует развитию данной тенденции). Такое развитие событий нанесет тяжелый удар по платежеспособности, бюджетной системе и валютным резервам России.

При оценке таможенной стоимости  товара и определении страны его  происхождения ЕС придерживается общепринятых правил Всемирной торговой организации  и до сих пор не вводил в этой связи каких-то специфических регламентаций. Видимо, в будущей зоне свободной  торговли Российская Федерация - Европейский  союз также должны действовать соответствующие  правила ВТО. Для России задача состоит  в безусловном выполнении этих правил, в чем ей пока не удалось преуспеть. Было бы целесообразно использовать опыт ЕАСТ по применению единых правил определения страны происхождения товаров.

Если в процессе формирования ЗСТ между Россией и Евросоюзом в области тарифного регулирования  будут предприняты масштабные шаги по либерализации взаимной торговли, то у сторон во многих случаях не будет иного способа защиты национального  производства, рынка, занятости и  социальной стабильности, кроме как  прибегнуть к тем или иным мерам  нетарифного регулирования. Поэтому  будущее соглашение должно включать в себя обширный раздел, согласовывающий  правила применения обоими партнерами мер нетарифного регулирования  в духе последовательной либерализации  торговли между ними.

Вместе с тем шаги по открытию российского рынка сделают  возможным его освоение европейскими фирмами за счет прямых экспортных продаж продукции, произведенной в  других странах, что ослабит интерес  к инвестированию в России как  к средству проникновения на ее внутренний рынок. Но в целом формирование ЗСТ  все же окажет позитивное воздействие  на приток прямых инвестиций из Европейского союза, прежде всего в отрасли  обрабатывающей промышленности.

Для того чтобы обеспечить такой положительный эффект, Москве понадобятся активные переговоры с  Евросоюзом. При этом необходимо ссылаться  на то, что учреждение зоны свободной  торговли принесет ЕС выгоду с самого начала переходного периода, в то время как Россия столкнется со значительными  трудностями по структурной перестройке  ее народного хозяйства и не сразу  сможет в полной мере вкусить плоды  свободы торговли. Поэтому Москва имеет все основания ожидать  от Брюсселя соразмерных уступок  и льгот в области инвестиционного  сотрудничества, а также введения безвизового режима, упорядочения и  облегчения доступа российской рабочей  силы на основе временных контрактов на рынки труда в странах - членах Евросоюза.

3.3 Вступление России в  ВТО

3.3.1. Условия присоединения

 

В декабре 2006 года была опубликована подробная предварительная информация об основных результатах переговоров, где приведены как сведения по важнейшим товарным позициям, так  и консолидированные данные по остальным.  До этого переговоры велись в закрытом режиме, что, как утверждают, является обычной практикой для переговоров  по экономическим вопросам, включая  ВТО. Согласно этим данным, в течение  первого года после вступления ни одна внешнеторговая пошлина не будет  снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд долларов в год (сейчас объём помощи составляет 4,5 млрд долларов в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).

3.3.2Сравнение условий присоединения к ВТО России и других государств

 

«...свой нефтегазовый сервис (исследование, подготовку, обустройство и эксплуатацию месторождений) Китай защитил, причём свою геофизику (геофизические исследования) Китай защитил более чем на 90 %, притом, что наши власти и переговорщики этот вопрос на переговорах вообще даже и не поднимали. Так это китайцы что – просто по глупости? Или защитили первое попавшееся, неважно что? Или же, напротив, защитили столь жёстко именно то, что считали основополагающим? Есть ли в этой разнице между позициями и действиями властей Китая и России при вступлении в ВТО какое-либо здравое и логичное объяснение? Я имею в виду объяснение, пусть даже и не в нашу пользу, но хотя бы не дискредитирующее абсолютно наших переговорщиков и нашу власть перед лицом и зарубежных специалистов, и собственного народа? А ведь именно эта сфера и обеспечивает национальный контроль за собственными природными ресурсами, и позволяет повернуть заказы на оборудование и услуги на развитие своего национального машиностроения, своей науки и своего образования. Так если брать пример с Китая, то давайте брать его, во-первых, с умом, и, во-вторых, прежде всего (и обязательно), в той части, где он жёстко и последовательно защищает свои национальные интересы. А не делать вид, как это делает наша нынешняя российская власть, что, сдавая ключевые стратегические позиции, мы следуем примеру передовиков... Втихую, без лишнего шума, капитулировать удобнее...»  Юрий Болдырев, 2012. [18]

3.3.3.Критика  вступления России в ВТО

 

Согласно критической статье в  журнале «Эксперт» в ноябре 2006 года, «максимальная теоретически возможная выгода отечественных предприятий от присоединения России к ВТО равна 23 млрд долларов в год», при этом, как пишут авторы статьи, «можно прикинуть», что Россия «отдаст часть своего рынка, эквивалентную примерно 90 млрд долларов в год».[18]

Сторонниками ВТО высказываются  мнения, что максимальная выгода от вступления в ВТО за все годы «невступления» росла, а потери от выхода на российские рынки иностранных товаров падали. Кроме того, Россия вступает в ВТО  на крайне льготных условиях, что позволит ей 2-3 года получать выгоду от ВТО, вообще не меняя таможенную политику. Однако, конкретики в поддержку этих предположений не приводится.

Кроме того, вступление в ВТО открывает  путь в Организацию экономического сотрудничества и развития, а также отменяет действие поправки Джексона-Вэника, открывая доступ на рынки США.

По прогнозу социолога Б. Кагарлицкого «Растущий спрос среднего класса будет удовлетворён за счёт эксплуатации полурабского труда в Узбекистане, Китае или Африке. Завоевания наших рабочих будут отняты под угрозой закрытия производства».[18]

По мнению многих политологов со вступлением в ВТО России придётся сократить расходы на и без того слабо финансируемый АПК.[18]

По словам аналитика Алексея Козлова очевидных преимуществ, которые Россия сможет извлечь из вступления в ВТО, в краткосрочной перспективе не видно, и, скорее всего, этот шаг будет выгоден другим членам этой организации.[18]

Как заявляет Юрий Болдырев, ни одна из предпосылок для развития экономики в составе ВТО властями РФ не создана:

  • Условия налогообложения;
  • Кредиты для развития;
  • Система госзаказа и лизинга;
  • Собственная система стандартов и норм;
  • Собственный существенный задел в правах на интеллектуальную собственность. Или же, напротив, отказ (как это сделали Китай и Индия) признавать западные права интеллектуальной собственности в полном объёме, что является вопросом не «цивилизованности», а всего лишь выживания;
  • Система правопорядка;

Из всего этого следует, что  вступление России в ВТО, не решит многих проблем связанных  с международной торговлей и  отношениями с другими странами, да и потенциальное развитие экономики  от вступления в ВТО обойдётся  России очень дорого.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, рассмотрев в данной курсовой работе международную торговлю, мы выявили, что наряду с обычными проблемами торговли и коммерции, существуют дополнительные проблемы связанные с изменением курсов иностранных валют, различиях в законах и правилах каждой страны, правительственные постановления, касающиеся импорта и экспорта, кредитные риски, а также временные промежутки на исполнение контракта, которые возникают в результате того, что перевозка товара занимает большое количество времени. Все эти факторы существенно влияют на развитие торговых отношений между странами. Но если рассматривать мировую торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, что в свою очередь  решает многие проблемы связанные с торговлей. Нельзя не отметить все возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорить процесс заключения сделок и оборот капиталов.

На примере развития внешней торговли России, были выявлены проблемы, которые связанны в основном с особенностями экономики страны (например, основа экспорта - топливно-энергетический комплекс), законодательства, социальной политики страны. Что бы их решить необходим широчайший комплекс действий для того, чтобы вывести страну на более высокий этап развития, не только сырьевой. С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, удобрения и др.

Информация о работе Проблемы международной торговли