Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:24, курсовая работа
Целью работы является изучение источников финансирования хозяйственной деятельности предприятия, проблем и направлений совершенствования по их привлечению.
В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
- изучить сущность и рассмотреть классификацию финансовых ресурсов предприятия;
- изучить методику управления источниками финансирования;
- исследовать проблемы источников финансирования деятельности российских предприятий;
Основываясь на анализе отечественной
практики банковского кредитования, можно
сделать вывод, что долгосрочные кредиты,
связанные с движением основного капитала,
практически не влияют на общую динамику
капитальных вложений и не играют активной
роли в инвестиционном процессе. В отечественной
экономике на долю банковских кредитов
в общем объеме источников финансирования
инвестиций приходится 8-9%. Для сравнения:
в развитых странах с использованием банковских
ссуд финансируется свыше 50% инвестиционных
проектов. Несмотря на позитивную динамику
удельного веса средне- и долгосрочных
кредитов в общих кредитных вложениях
коммерческих банков, их доля в ВВП пока
недостаточно высокая. Так, на конец 2009
да отношение долгосрочных кредитов экономике
к ВВП составило всего 19% .
Такое положение
обусловлено отсутствием благоприятной
инвестиционной среды на всем рыночном
пространстве России, дороговизной банковских
кредитов, выражающейся в разрыве процентных
ставок по кредитам и уровня рентабельности
большинства предприятий, ориентированных
на удовлетворение внутреннего спроса.
Так, реальный сектор может платить по
долгосрочным кредитам на инвестиционные
цели порядка 10-15% годовых, поскольку средняя
рентабельность промышленных предприятий
составляет 13%. Банки же для поддержания
нормальной доходности ориентируются
на величину действующей ставки рефинансирования,
которая является для них базовой ставкой,
а также учитывают премию за риск. Степень
риска увеличивается при предоставлении
долгосрочных кредитов. Отсюда банки вправе
рассчитывать на более высокую процентную
ставку по долгосрочным кредитам, чем
по краткосрочным, что не согласуется
с возможностями реального сектора экономики.
Одним из способов
организации финансирования инвестиционных
проектов, направленных на модернизацию
оборудования и создание новых производств,
является проектное финансирование. Проектное
финансирование в его «чистом» виде в
России встретишь не часто. Вместо него
в стране активно развивается «грязное»
проектное финансирование (как правило,
с регрессом на действующий бизнес и принятием
в залог существующих активов, но с ориентацией
на потоки, генерируемые проектом, как
единственный или как минимум основной
источник возврата вложенных средств).
Это специфика, отражающая объективные
реалии экономики и существующие страновые,
корпоративные и инвестиционные риски.
При существующих законодательных ограничениях,
отсутствии опыта и понимания технологий
и опасностей реализации сложных и крупных
проектов у бизнеса коммерческие банки
просто не могут рисковать, практикуя
«чистое» проектное финансирование. Но
благодаря повышенному спросу на «длинные»
ресурсы, можно ожидать увеличения объема
«грязного» проектного финансирования,
которое может стать одним из локомотивов
обновления и развития производственных
предприятий по всей России.
2.2. Краткосрочное финансирование
Краткосрочное финансирование
Основная проблема
Товарный кредит — самый большой источник краткосрочных ресурсов для бизнеса. При развитой экономике большинству покупателей нет необходимости оплачивать товары в момент поставки и им предоставляется короткий период отсрочки оплаты. Гак как поставщики более либеральны в продлении кредита, чем финансовые учреждения, то компании, особенно небольшие, полагаются в большей мере на эту форму финансирования. Обычно товарный кредит продлевается в соответствии с тремя типами договоренности:
Открытый счет — наиболее часто используемый вид товарного кредита. Согласно этой договоренности покупатель не подписывает формальное долговое обязательство, показывающее сумму долга. Продавец отправляет товары покупателю и посылает счет, в котором указываются отправленные товары, общая сумма долга и условия продажи. Продавец обычно продлевает кредит, основываясь на исследовании кредитоспособности покупателя. Кредит с открытием счета появляется в балансе покупателя как дебиторская задолженность.
Вексель к оплате — подписывается покупателем и является доказательством его долга продавцу. Вексель опредеяет оплату обязательства до некоторой указанной будущей даты. Эта договоренность используется, когда продавец хочет, чтобы покупатель формально подтвердил долг. Вексель, например, может быть выпущен, когда открытый счет покупателя становится подлежащим оплате.
Акцептованный торговый вексель — договоренность, которая предусматривает формальное признание задолженности покупателем. Согласно этой договоренности, продавец составляет переводной вексель на покупателя, приказывая покупателю оплатить переводной вексель до некоторой будущей даты. Товары не будут отгружены продавцом, пока покупатель не примет переводной вексель. При принятии переводного векселя покупатель определяет банк, в котором переводной вексель будет оплачен, когда он станет подлежащим оплате. С этого времени переводной вексель становится акцептованным торговым векселем.
Глава 3. Управление источниками финансирования на примере комнании ООО « Лентранс»
Форма собственности: частная собственность. Юридический адрес: Россия, Санкт-Петербург ул. Маршала Говорова 35. Организационно – правовая форма: общество с ограниченной ответственностью.
Общество с ограниченной ответственностью - это разновидность объединения капиталов, не требующего личного участия своих членов в делах общества. Характерными признаками этой формы организаций является деление их уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества. Имущество общества, включая его уставный капитал, принадлежащий ему самому или юридическому лицу, не образует объекта долевой собственности участников.
Основные принципы работы организации: доставить груз по месту назначения с обеспечением его сохранности и соблюдением назначенного срока доставки.
Таким образом, ООО «Лентранс» - это молодая, динамично развивающаяся компания, постоянно расширяющая спектр предоставляемых
услуг, географию перевозок. Организация оказывает пригородные виды перевозок как по территории Российской Федерации.
Предоставление собственного и арендованного подвижного состава (полувагоны, крытые вагоны, вагоны-цистерны, вагоны автомобилевозы, вагоны-платформы) для осуществления железнодорожных грузоперевозок на железнодорожном транспорте. Также компания осуществляет такие услуги как:
-консультирование клиентуры при выборе вида и средства транспорта с точки зрения его удобства, скорости, стоимости и сохранности доставки груза;
-прием груза в пункт
назначения от перевозчика или
его грузового агента, проверка
числа мест, веса, состояния тары
и упаковки, а иногда и качества
самого груза с привлечением
для этого экспертов (сюрвейеро
-экспедирование грузов.
-компетенция грузовых
партий, т.е. объединение мелких
партий в сборную крупную
-отслеживание груза по пути следования,
-хранение и компоновка груза на теплом / холодном складе.
-посредничество в
заключении грузовладельцем
-передача груза перевозчику
или его грузовому агенту (порту,
пристани, станции) с оформлением
приемно-сдаточной,
-организация или выполнение
собственными средствами
-оформление претензионной
документации совместно с
Стратегическая задача компании - увеличение объемов перевозимого груза. Следствием этого планируется приобретение собственного вагонного парка, развитие сети филиалов в регионах, дальнейшее заключение договоров с компаниями - собственниками подвижного состава.
Миссия компании «Лентранс» - способствовать постоянному развитию бизнеса наших партнеров через формирование высоких стандартов качества в сфере предоставления услуг железнодорожного транспорта.
Организационная структура компании «Лентранс» представлена на рисунке 2.1. и выглядит следующим образом:
Рисунок 2.1. Организационная структура компании «Лентранс»
Штат ООО «Лентранс» составляет 48 человек. Из них 28 человек – рабочие (грузчики, кладовщики), привлеченные на постоянный и обслуживающий персонал.
Остальные – это руководство организации, менеджеры и прочие специалисты.
Одна из важнейших характеристик финансового состояния организации – не стабильность её деятельности в свете долгосрочной перспективы. Она связана с общей финансовой структурой организации степенью её зависимости от кредиторов и инвесторов. Структура организации «собственный капитал – заемные средства» имеет значительный перекос в сторону долгов, организация может обанкротиться, если несколько кредиторов одновременно потребуют свои деньги обратно в «неудобное» время.
Перед организацией стоит проблема выживания. Для ООО «Лентранс» характерна «реактивная» форма управления финансами. Она базируется на принятии управленческих решений как реакция на текущие проблемы, то есть «латание дыр», которые сводятся, как правило, к обеспечению любой ценой наиболее срочных текущих платежей и приводит к существенным нарушениям интересов собственников, что во многом обуславливается отсутствием финансовой стратегии.
Внутренние причины неплатёжеспособности ООО «Лентранс»:
-неэффективное управление;
-неразвитость маркетинговых, финансовых служб;
-недостаточное планирование;
-недостаточная капитализация доходов;
-неумение предусмотреть банкротство и избежать его в будущем;
-большие долги, взаимные неплатежи;
-неумение руководителей
приспособиться к жестким
В дальнейшем необходимо предложить варианты проведения процедур для эффективного управления источниками финансирования исследуемой организации.
К числу первоочередных, относятся мероприятия, связанные с увеличением уставного капитала, а также наращивание текущих активов за счет улучшения результатов финансово-экономической деятельности. Реализация этих мероприятий приведет к увеличению раздела III «Капитал и резервы» баланса.
Спланировать и рассчитать необходимый прирост собственных средств (прибыли или увеличение размера уставного капитала, размера государственной финансовой поддержки, размера долгосрочных кредитов) для восстановления ликвидности и платежеспособности можно по формуле:
Нельзя исключать возможности увеличения собственных средств компании «Лентранс» за счет привлечения долгосрочных и краткосрочных заемных средств. Проанализируем, как изменится ликвидность компании, если она привлечет кредиты.
Привлечение долгосрочного
кредита автоматически увеличив
Что касается краткосрочных займов, то компании «Лентранс», платежеспособность которой зависит от краткосрочной кредиторской задолженности, во-первых, сложно найти желающих предоставить кредит, а, во-вторых, если кредит и будет получен, организация будет не в состоянии его вовремя вернуть.
Для ООО «Лентранс» прироста собственных средств могут быть предложены так же, такие мероприятия, как:
-сдача в аренду
неиспользуемых основных
-продажа части основных
средств (ненужных, неэффективно
используемых) как способа расчета
с кредиторами и способа
Информация о работе Проблема привлечения и управления финансовыми ресурсами предприятия