Прибыль государственных и муниципальных унитарных предприятий. Планирование и направления использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
- Рассмотреть экономическое содержание понятия «прибыль», виды прибыли и их состав;
- Показать порядок планирования получения прибыли, а именно планирование производства товаров, работ, услуг и планирование маркетинга, т.е. составление финансовых планов и сбыт продукции;
- Разобраться в использовании прибыли, т.е. в порядке и размерах отчислений на собственное развитие и собственнику государственного или муниципального унитарного предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 2
1.Прибыль – сущность, значение, виды………………………………….. 3
2.Планирование получения прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий…………………………………………………………. 5
2.1.Планирование производства товаров, работ, услуг………….. 9
2.2.Планирование маркетинга……………………………………... 12
3.Использование прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий……………………………………………………………………… 16
3.1.Формирование прибыли……………………………………….. 18
3.2.Отчисления собственнику……………………………………... 20
3.3.Отчисления на собственное развитие………………………… 22
Заключение………………………………………………………………………. 31
Список использованных источников…………………………………………… 32

Работа содержит 1 файл

kursovik pribyl.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

      В федеральный бюджет 11%;

      В бюджеты субъектов РФ 27% и 19%;

      В местные бюджеты 5%./18/

С 1 января 2002 года ставка налога на прибыль устанавливается в размере 24%.

 

 

 

 

 

 

3.2    Государство – собственник ГМУП

Государственный сектор необходимо рассматривать как своеобразный «локомотив» национальной экономики. Посредством управления раз­витием государственного сектора правительство может оказывать как прямое, так и косвенное воздействие на развитие частного сектора и всей национальной экономики. Важным рычагом управляющего воздействия государства на экономику страны является государственное предпринимательство. Речь идет о рациональном распоряжении государственным имуществом в целях содействия достижению поставленных общеэкономических задач. План развития государственного сектора — составная часть ком­плексного плана (программы) развития национальной экономики, от­ражающая развитие государственных предприятий. Этот документ носит императивный характер, его показатели обязательны для подве­домственных предприятий. Государственный сектор в российских условиях представлен предприятиями следующих организационно-правовых форм:

•              государственное унитарное предприятие;

•              акционерное общество со 100%-ным закреплением акций за государством;

•               акционерное общество с закреплением в собственности государства контрольного пакета акций;

•               акционерные общества с пакетом государственных акций, позво­ляющим оказывать существенное влияние на управление./12/

Прибыль хозрасчетных предприятий и организаций образуется в сфере материального производства, которое в нашей стране базиру­ется на различных формах собственности: государственной, коллек­тивной и собственности граждан. Прибыль является одной из экономических форм чистого дохода общества. Чистый доход, созданный в государственном секторе, пол­ностью принадлежит государству, и оно вправе распоряжаться им по собственному усмотрению. При этом возможны различные варианты дальнейшего его использования:

1)              централизация всего чистого дохода в государственном бюджете;

2)                 оставление всего дохода в распоряжении предприятий;

3)                 централизация части чистого дохода.

Частичная централизация может происходить путем проведения отчислений в бюджет от всей суммы чистого дохода либо путем выделения нескольких форм, которым придается целевое назначение. Метод частичной централизации чистого дохода на основе установле­ния различных его форм (налог на прибыль, отчис­ления на социальное страхование) принят в нашей стране. Выбор методов распределения и использования чистого дохода определяется действующей системой хозяйствования. В условиях са­мофинансирования предприятия и хозяйственные организации долж­ны иметь источники покрытия своих затрат по расширенному воспро­изводству и социальному развитию коллективов. В качестве такого источника выступает часть чистого дохода — прибыль предприятий и организаций. Вторая часть чистого дохода в форме налога с оборо­та централизуется государством, третья — отчисления на социальное страхование—также используется централизованно. Для того чтобы развиваться, любое общество должно потреблять меньше, чем создавать. Для расширенного воспроизводства необходи­мы накопления, источником которых является прибыль. Отсюда вы­текает ее стимулирующая роль, которая реализуется в ходе как фор­мирования, так и распределения прибыли. В процессе формирования прибыли, предприятия и организации объективно заинтересованы в росте накоплений за счет увеличения объемов производства и сни­жения уровня себестоимости продукции. Таким образом, получение при­были стимулирует решение важнейших и первоочередных задач — роста объемов производства в целях всестороннего удовлетворения производственных и личных потребностей и снижения уровня общест­венно необходимых издержек производства и реализации продукции. Обеспечить стимулирующее влияние прибыли на производство призвана система ее распределения. Она должна установить опти­мальные для данного периода развития общества пропорции распре­деления прибыли между бюджетом и предприятиями, внутри пред­приятий (на различные цели). Основополагающими при этом явля­ются пропорции между централизованным и децентрализованным использованием прибыли. Сумма полученной прибыли отражает количественные и качественные итоги работы предприятий и организаций. В связи с этим она может выступать одним из критериев их деятельности, давая обоб­щающую, синтетическую оценку итогов работы./9/

3.3    Отчисления на собственное развитие.

Большую роль в повышении эффективности общественного производства и улучшении благосостояния трудящихся играет система экономического стимулирования. Являясь важнейшим элементом хозрасчета, данная система способствует установ­лению непосредственной зависимости между уровнем эффектив­ности производства и размером денежных средств, заработанных предприятием для расширения производства, материального поощ­рения работников, улучшения их социального положения. Система экономического стимулирования отражает хозяйственную самостоятельность предприятий в рамках единого хозяйственного механизма. Одновременно с этим она используется го­сударством для экономического воздействия на работу предприя­тия и личную материальную заинтересованность его работников. Отсюда вытекает, что система экономического стимулирования выполняет экономические функции двоякого рода. Во-первых, с ее помощью на предприятиях создается внутренний, собственный источник развития производства, за счет которого осуществляется как новое строительство, так и техническое перевооружение и ре­конструкция действующих предприятий. Во-вторых, система экономического стимулирования служит основой, для материального поощрения работников предприятий. Государство с помощью экономических рычагов воздействует на экономический интерес предприятия и личную материальную за­интересованность его работников в выполнении установленных количественных заданий и улучшении качественных показателей работы. Это достигается в процессе совершенствования системы оплаты труда, образования и использования фондов материального поощрения, а также посредством системы распределения прибы­ли, основанной на более полном использовании ее предприятием для расширения производства и удовлетворения социально-куль­турных потребностей коллектива. В современных условиях создается новая система экономического стимулирования, которая поставлена в прямую зависимость от конечных результатов деятельности предприятий. С учетом опыта, накопленного в области стимулирования различных отрас­лей промышленности, разработаны положения образования и рас­ходования фондов экономического стимулирования, направлен­ные на улучшение конечных результатов работы предприятий (объединений), усиление их заинтересованности в выполнении и перевыполнении намеченных плановых заданий. Современная система экономического стимулирования производства предусматривает создание у предприятий трех основных фондов: фонда развития производства, науки и техники, фонда со­циального развития, фонда материального поощрения либо фон­да потребления. Задача состоит в том, чтобы средства фондов использова­лись с высокой отдачей и их размеры на каждом предприятии были поставлены в прямую зависимость от достигнутых резуль­татов в деле повышения интенсификации производства произво­дительности труда, улучшения качества продукции, технического прогресса. Общие принципы формирования фондов экономического сти­мулирования в основном едины для всех отраслей промышленно­сти. При образовании фондов применяется система нормативов, предусматривающая установление частных нормативов на каждом отдельном предприятии по согласованию с советом трудового кол­лектива либо при его участии с учетом поставленных перед пред­приятием задач. Вместе с тем эти общие принципы формирования фондов не исключают различий в самом механизме экономического стиму­лирования. В практике применения этих принципов не должно до­пускаться шаблона, и при необходимости следует учитывать осо­бенности отдельных отраслей. Правила формирования поощри­тельных фондов и фонда развития производства отличаются друг от друга.

Фонд материального поощрения. Материальное поощрение относится к распределительной функ­ции финансов промышленных предприятий и оказывает огромное воздействие на развитие производства, снижение себестоимости, улучшение качества продукции, рост производительности труда, увеличение прибыли. Опыт хозяйствования убедительно подтвер­дил высокую эффективность научно обоснованного и рационально организованного материального поощрения. В последние годы проведены крупные мероприятия по улучшению системы материального поощрения. Основной формой материального стимулирования рабочих и служащих выступает зара­ботная плата; однако большая роль отводится фонду материаль­ного поощрения. Последовательное осуществление принципа рас­пределения по труду требует оценки трудового вклада не только с позиций индивидуальных результатов, но и учета производственных достижений всего коллектива. Для этого и создается фонд материального поощрения. Его особая экономическая природа за­ключается в том, что он не входит в издержки производства пред­приятия, а образуется из прибыли и поэтому находится в прямой зависимости от результатов хозяйствования коллектива в целом. В планах предприятий фонд материального поощрения обра­зуется по стабильным нормативам от плановой суммы прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. Нормативы формиро­вания фонда материального поощрения определяются от прибыли исходя из пропорции ее распределения в базовом году, заданий и расчетов плана как отношение суммы фонда к сумме прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. В процессе исчисления норматива в сумму фонда материального поощрения базового года включаются премиальные фонды, источником образования которых являются прибыль и себестоимость продукции. Средства для обеспечения выплат всех перечисленных премий должны быть учтены в плановой прибыли по годам. Норматив образования фонда материального поощрения уста­навливается предприятием заблаговременно до начала составле­ния финансового плана. Предусматривается фонд материального поощрения в финансо­вом плане предприятий по кварталам и рассчитывается по утвержденным  нормативам от прибыли, остающейся в их распоряжении. Отчисления в фонд проводятся ежеквартально нарастающим итогом по утвержденным нормативам от фактической прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. Фонд материального поощрения может изменяться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от выполнения плана реализации продукции с учетом выполнения обязательств по постав­кам в соответствии с заключенными договорами и принятыми к исполнению заказами-нарядами. При полном выполнении договоров фонд материального поощрения, предусмотренный предприятием на соответствующий квартал, в котором обеспечено выполнение обязательств по поставкам и выполнение недопоставок за предыдущий период, увеличивается  на определенный процент. Указанное увеличение фонда материального поощрения сохраняется и в том случае, когда в каком-либо квартале проис­ходит досрочное выполнение плана и в связи с этим не выполняется план поставок в последующем квартале (но при условии выполнения плана поставок нарастающим итогом с начала года). В случае невыполнения предприятиями обязательств по по­ставкам в соответствии с заключенными договорами и приняты­ми к исполнению заказами-нарядами фонд материального поощ­рения, предусмотренный в финансовом плане на соответствующий квартал, уменьшается на определенную сумму за каждый процент недовложения. Высвободившиеся средства перечисляются в финансовый резерв предприятий. Средства фонда материального поощрения расходуются по специальной смете, проект которой вносится на обсуждение тру­дового коллектива предприятия и после его одобрения утверж­дается совместным решением администрации и профсоюзного ко­митета. Коллектив предприятия постоянно информируется адми­нистрацией и профсоюзным комитетом об исполнении указанной сметы. При составлении сметы расходования фонда материально­го поощрения рекомендуется учитывать необходимость поощре­ния работников за успешное решение задач по повышению эффек­тивности производства, технического уровня и качества выпускае­мой продукции, росту объемов производства и т. д.

Фонд материального поощрения используется конкретно на выплату премий и вознаграждений, для оплаты работникам оче­редных отпусков в части, соответствующей их доле заработной платы. По согласованию с трудовыми коллективами администрация предприятий может передать часть средств фонда предприятиям-смежникам, строительным, научно-исследовательским и технологи­ческим организациям для стимулирования решения сложных тех­нологических проблем, а также ускоренного выполнения работ по техническому перевооружению основных фондов. Кроме того, часть фонда может быть передана в фонд социального развития с це­лью использования в первоочередном порядке на финансирование строительства объектов социально-культурного назначения. С сог­ласия трудового коллектива средства фонда материального поощ­рения используются на покрытие перерасхода фонда заработной платы. Неиспользованные остатки средств фонда материального поощ­рения изъятию не подлежат и используются в следующем году.

Фонд социального развития образуется но стабильным нормативам от плановой суммы прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий. Нормативы определяются как отношение размера фонда к при­были, остающейся в распоряжения предприятий. При разработке нормативов образования фонда учитываются затраты на строи­тельство жилья и других объектов непроизводственного назначе­ния, расходы на покрытие убытков жилищно-коммунального хо­зяйства, содержание детских дошкольных учреждений, мероприя­тия по просвещению и здравоохранению, выплату разницы в це­нах на топливо и покупную теплоэнергию, выплату разницы меж­ду закупочными и розничными ценами на сельскохозяйственную продукцию, отпускаемую подсобными хозяйствами для обществен­ного питания, расходы по хозяйственному содержанию объектов культурно-бытового, оздоровительного назначения и пионерских лагерей. Нормативы образования фонда социального развития устанав­ливаются предприятиям заблаговременно до начала составление финансового плана. В целях развития внутрихозяйственного расчета средства фонда социального развития могут передаваться в рас­поряжение производственных единиц и цехов. Размер таких средств ставится в зависимость от результатов их работы. Фонд социального развития предусматривается в финансовом плане предприятия пропорционально квартальному распределению прибыли, оставшейся в его распоряжении. По согласованию с трудовыми коллективами предприятия часть средств фонда социального развития передают предприятиям – смежникам для стимулирования решения сложных технических проблем и ускорения технического перевооружения основных фон­дов. Отчисления от прибыли в фонд социального развития осуществ­ляются в течение года ежеквартально с начала года нарастающим итогом по утвержденным нормативам. Кроме того, в течение года фонд социального развития может увеличиваться на сумму средств, полученных в счет погашения задолженности по ссудам, выданным на улучшение жилищных условий или обзаведение домашним хозяйством. Средства фонда социального развития расходуются по смете, проект которой выносится на обсуждение трудового коллектива, предприятия и после его одобрения утверждается совместным решением администрации и профсоюзного комитета. Трудовые коллективы самостоятельно определяют конкретные направления по использованию средств фонда, включая финанси­рование расходов по содержанию детских дошкольных учрежде­ний, мероприятий но просвещению и здравоохранению, а также по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Однако при составлении сметы не менее 50% средств фонда рекомендуется направлять на строительство жилых домов и дру­гих объектов социального назначения. Средства фонда социального развития могут использоваться на строительство, расширение и капитальный ремонт жилых домов, детских дошкольных учреждений, профилакториев, столовых, буфетов, пионерских лагерей, домов отдыха, пансионатов и санаториев, загородных баз отдыха, спортивных сооружений и других объектов культурно-бытового и медицинского назначения, на приобретение специализированных транспортных средств, оборудования и инвентаря для перечисленных объектов. Кроме того, за счет средств фонда приобретаются средства наглядной агитации, медикаменты, путевки в дома отдыха, пансионаты, санатории, туристские базы и для путешествий, производятся культурно-просветительные и физкультурные мероприятия, оформляются колонны демонстрантов, украшаются здания в праздничные дни, создаются музеи предприятий.

Образование фонда развития производства создает предпосылки для успешного входа предприятий в систему рыночной эконо­мики. В настоящее время фонд позволяет создавать экономические условия для проявления инициативы, использовать особенности местных условий, быстрее получать отдачу от достижений научно-технического прогресса, внедрять эффективные мероприятия, не предусмотренные планом. Среди фондов экономического стимулирования фонд развития производства занимает ведущее место. Из данного фонда в промышленности расходуется более 40% от общей суммы фондов образованных в современных условиях. В связи с этим функциональное назначение фонда развития производства значительно расширяется. Он становится основным источником финансирования выделенных в народнохозяйственные планы государственных капитальных вложений не только на техническое перевооружение предприятий, но и на реконструкцию которая проводилась раньше за счет других источников. В целях дальнейшего расширения самостоятельности пред­приятий в ускоренном обновлении основных производственных фондов, повышения экономической эффективности действующего производства и качества продукции за счет внедрения новой тех­ники и прогрессивных технологий в порядок образования и исполь­зования фонда развития производства внесены существенные из­менения. Фонд развития производства, науки и техники на предприятиях образуется за счет амортизационных отчислений, предназначен­ных для полного восстановления основных фондов, отчислений от прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий, по нормати­вам, установленным в процентах к ней, и выручки от реализации излишнего имущества, числящегося в составе основных фондов. Нормативы образования фонда устанавливаются предприятия­ми самостоятельно до начала составления финансового плана. Абсолютные размеры фонда определяются в пятилетнем и го­довых планах предприятия расчетно путем умножения величины каждого из предусмотренных в плане размеров фондообразующих  показателей на соответствующий норматив. Распределение в годовом плане по кварталам абсолютной суммы фонда осуществляется пропорционально квартальному распределению фондообразующих показателей. Фактические отчисления в фонд развития производства, науки и техники проводятся предприятиями в течение года ежеквартально нарастающим итогом от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и амортизационных отчислений на полное восста­новление основных фондов. Кроме того, в фонд развития произ­водства могут направляться средства финансового резерва пред­приятия, часть средств, получаемых предприятием от других предприятий, использующих его научно-технические разработки, часть прибыли, фактически полученной предприятием от реали­зации товаров народного потребления и изделий из отходов про­изводства. Средства фонда используются предприятиями самостоятельно по специальной смете, проект которой обсуждается советом трудо­вого коллектива, а затем утверждается совместным решением ад­министрации и профсоюзного комитета. Средства фонда развития производства, науки и техники могут быть направлены на: финансирование затрат по техническому перевооружению, финансирование затрат по подготовке и освоению новой и мо­дернизированной продукции, изготовлению опытных образцов, внедрению прогрессивных технологических процессов; проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ; компенсаций повышенных затрат на производство новой про­дукции в период се освоения; финансирование прироста норматива собственная оборотная средств; финансирование затрат по участию в строительстве, реконст­рукции, ремонту и содержании местных автомобильных дорог; организацию и развитие подсобного сельского хозяйства; создание и расширение мощностей по производству товаров народного потребления и оказанию услуг населению; возмещение затрат, связанных с получением в установленном порядке от других предприятий проектной документации для по­вторного применения и оказанием помощи в ее использовании; погашение предоставленных предприятию долгосрочных и дру­гих кредитов, а также уплату процентов по ним; частичное возмещение затрат по подготовке молодых специалистов; осуществление природоохранных мероприятий и др. Предприятия имеют право по согласованию с трудовыми кол­лективами передавать часть средств фонда развития производст­ва, науки и техники предприятиям-смежникам и научно-исследо­вательским организациям для стимулирования решения сложных технических проблем, а также ускоренного выполнения работ по техническому перевооружению основных фондов, выполняемых.

Информация о работе Прибыль государственных и муниципальных унитарных предприятий. Планирование и направления использования