Автор: Баира Аюрова, 22 Ноября 2010 в 20:27, курсовая работа
методы оценки и сущность предпринимаетских рисков
Введение
Глава 1.Сущность и классификация предпринимательских рисков
Понятие предпринимательских рисков
Классификация предпринимательских рисков
Глава 2. Методы оценки предпринимательских рисков
Методы оценки риска при количественном анализе
Метод экспертных оценок на цифровом примере
Заключение
Список литературы
Колеблемость возможного результата представляет собой степень отклонения ожидаемого значения от средней величины.
Для этого на практике обычно применяют два близко связанных критерия: дисперсия и средне квадратическое отклонение.
Дисперсия представляет собой среднее взвешенное из квадратов отклонений действительных результатов от средних ожидаемых:
где, х – ожидаемое значение для каждого случая наблюдения;
х – средне ожидаемое значение;
n – число случаев наблюдения (частота)
Среднее квадратическое отклонение:
При равенстве частот имеет место частный случай:
Среднее квадратическое отклонение указывается в тех же единицах, в каких измеряется варьирующий признак.
Дисперсия n среднее квадратическое отклонение являются мерами абсолютной колеблемости.
Для анализа обычно используют коэффициент вариации – отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической и показывает степень отклонения полученных значений:
Коэффициент вариации – относительная величина. Поэтому на его размер не оказывает влияние абсолютные значения изучаемого показателя. С его помощью можно сравнивать даже колеблемость признаков, выраженных в разных единицах измерения.
Он изменяется от 0 до 100 %.
Чем больше коэффициент, тем сильнее колеблемость; чем ниже коэффициент, тем меньше размер относительного риска.
Установлена следующая качественная оценка различных значений коэффициента вариации:
до 10 % - слабая колеблемость;
10 – 25 % - умеренная колеблемость;
свыше 25 % - высокая колеблемость.
Существуют также несколько упрощенный метод определения степени риска.
Количественно риск инвестора характеризуется оценкой вероятной величины максимального и минимального доходов. При этом, чем больше диапазон между этими величинами при равной их вероятности, тем выше степень риска. Тогда для расчета дисперсии среднего квадратического отклонения и коэффициента вариации используют следующие формулы:
О2=Рmax(хmax – х)2+Рmin(х – хmin)2;
где Рmax – вероятность получения максимального дохода (прибыли, рентабельности);
хmax – максимальная величина дохода (прибыли, рентабельности);
Ơ – среднее квадратическое отклонение.
Метод сценариев позволяет совместить исследование чувствительности результирующего показателя с анализом вероятностных оценок его отклонений. С помощью этого метода можно получить достаточно наглядную картину для различных вариантов событий. Он представляет собой развитие методики анализа чувствительности, так как включает одновременное изменение нескольких факторов.
Метод аналогов используется в том случае, когда применение иных методов по каким – либо причинам неприемлемо. Метод использует базу данных аналогичных объектов для выявления общих зависимостей и переноса их на исследуемый объект.
Метод экспертных оценок.
Представляет
собой комплекс логических и математико
– статистических методов и процедур
по обработке результатов опроса
группы экспертов, причем результаты опроса
являются единственным источником информации.
В этом случае возникает возможность
использования интуиции, жизненного
и профессионального опыта
2.2. Экспертный метод на цифровом примере
Метод
экспертных оценок является, пожалуй,
тем единственным методом, который,
позволяет оценивать степень
риска различных видов
Существуют
различные разновидности метода
экспертных оценок, рассмотрим одну из
них. Данная методика позволяет оценить
степень риска делового сотрудничества
предприятия со своими экономическими
контрагентами и выбрать
Оценка риска выполняется поэтапно:
На первом этапе эксперты из числа, например, ведущих специалистов и руководства предприятия (или независимые эксперты приглашаемые со стороны) определяют перечень критериев, по которым будет вестись оценка потенциальных партнеров с точки зрения риска делового сотрудничества с ними. Далее выполняется ранжирование выделенных критериев по степени их важности применительно к конкретной рыночной ситуации и специфики предприятия.
Ниже
представлен вариант
Таблица 1. Ранжирование оценочных критериев
Критерий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ∑ |
Низкая стоимость работ | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 | |
Имидж предприятия | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 3 | |
Объемы работ | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | |
Минимальный срок завершения контракта | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |
Финансовое положение предприятия | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | |
Опыт работы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 | |
Источник финансирования | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
Национальная принадлежность | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | |
Состояние рекламы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Эксперты оценивают каждый из критериев в таблице по следующей шкале: 0 - критерий в данном столбце имеет преимущество перед критерием в данной строке; 1 - критерий в данной строке имеет преимущество перед критерием в данном столбце. Ранг критерия определяется суммой чисел в строке, критерии высших рангов имеют большую сумму чисел (нулей и единиц), им следует отдавать предпочтение. Данный подход целесообразно использовать при большом количестве оценочных критериев, принимаемых во внимание, когда их невозможно интуитивно ранжировать.
По мере накопления данных предыдущих оценок, степени важности выделенных критериев их результаты учитываются при последующих анализах. Полученный ранжированный ряд критериев в дальнейшем может быть использован для оценки степени риска работы с конкретными деловыми партнерами (поставщиками, посредниками, инвесторами и т. п.).
Затем ранги критериев (суммы баллов) переводятся в веса (в долях единицы) по следующей схеме:
На втором этапе строят таблицу оценки каждого из возможных деловых партнеров по указанному комплексу критериев (см. табл. 2). Таблицы аналогичного вида строят для каждого из рассматриваемых критериев.
В столбцах с номерами критериев (или названиями) против строк с соответствующей оценкой проставляют отметки, показывающие позиции рассматриваемого делового партнера по каждому оценочному критерию в отдельности. Степень дифференциации оценочной шкалы может быть различной. Таблица 2 построена для оценки одного из рассматриваемых партнеров, для других она будет иметь иной вид (количество таблиц должно соответствовать количеству возможных деловых партнеров).
Таблица 2 - Критериальная оценка возможного делового партнера
Оценка | Порядковая шкала | Критерий | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
4 | Лидирующие позиции | 1 | ||||||||
3 | Хорошие позиции | 1 | 1 | 1 | ||||||
2 | Средние позиции | 1 | 1 | |||||||
1 | Плохие позиции | 1 | 1 | |||||||
0 | Наихудшие позиции | 1 |
Далее определяют относительную оценку (по мнению экспертов) каждого из потенциальных партнеров по каждому из выделенных критериев. Оценка делового партнера по рассматриваемому критерию определяется по формуле:
, (1)
где Оi - показатель партнера по критерию i (оценка против метки "1" в колонке критерия i);
Оmax - максимально возможное значение показателя (для рассматриваемой таблицы это 4).
На третьем этапе строят следующую таблицу (табл. 3). Каждое ее значение представляет собой произведение относительной оценки, рассчитанной по формуле (1), на весовую характеристику соответствующего критерия. Оптимальный вариант, с точки зрения риска делового сотрудничества, определяется по максимальной суммарной оценке (теоретически она принимает значения от 0 до 1).
Весовые характеристики оценочных критериев указаны в табл. 3 в скобках (в строках с названиями соответствующих критериев).
Таблица 3 - Оценка надежности и риска делового сотрудничества
Оценочные критерии | Возможные партнеры | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Качество сырья (0,33) | 0,025 | 0,025 | 0,025 | 0,330 |
Обязательность выполнения условий контракта (0,20) | 0,100 | 0,100 | 0,050 | 0,100 |
Сроки контракта (0,15) | 0,123 | 0,150 | 0,075 | 0,123 |
Финансовое положение (0,12) | 0,30 | 0,030 | 0,030 | 0,060 |
Опыт работы (0,1) | 0,050 | 0,050 | 0,050 | 0,050 |
Расстояние до производственной базы (0,1) | 0,075 | 0,050 | 0,050 | 0,050 |
СУММАРНАЯ ОЦЕНКА ( | 0,403 | 0,405 | 0,280 | 0,688 |