Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 19:15, реферат

Описание работы

Сущность, цель и задачи финансового менеджмента.
Функции финансового менеджмента.
Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента.
Основные этапы развития финансового менеджмента.

Работа содержит 1 файл

Лекции по финансовому менеджменту.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

      Вывод: предприятие 2 и 3 используют СК более эффективно; об этом свидетельствует показатель ЧРСК, а ЗК используют с большей отдачей, чем цена его привлечения. Такую стратегию привлечения ЗК называют стратегией спекуляции капитала.

      Показатель прибыли до выплаты % и налогов является базовым показателем финансового менеджмента, который характеризует создаваемый предприятием доход на привлеченный капитал. Иначе он называется нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ).

      НРЭИ=БП-S%

      Рассмотрим влияние финансового левериджа на ЧРСК для предприятия, использующего как ЗК, так и СК, и выведем формулу, отражающую влияние финансового левериджа на ЭРА.

            (НРЭИ - S%)*(1-н)

      ЧРСК = ѕѕѕѕѕѕѕѕѕѕ

                        СКср 

ЭРА = НРЭИ/(СК+ЗК),

НРЭИ = ЭРА*(СКср+ЗКср),

              ЭРА*(СКср+ЗКср)-Sкр.                  ЭРА*СКср+ЭРА*ЗКср- i *ЗК

ЧРСК = ѕѕѕѕѕѕѕѕѕ    х (1-н) = ѕѕѕѕѕѕѕѕѕѕѕ х (1-н) =  

                          СКср                                                                                                 СКср 

= ( ЭРА*1+ЭРА*(ЗКср/СКср)-i(ЗКср/СКср)) (1-н) = ЭРА*(1-н) + (ЗКср/СКср) * *(ЭРА-i)*(1-н)

      Итак, эффект финансового левериджа по 1 концепции расчета определяется:

      ЭФЛ = (ЗКср/СКср)*(ЭРА-i)*(1-н)

(ЭРА-i) – дифференциал

(ЗКср/СКср) – плечо рычага 

2. Американская концепция расчета финансового левериджа 

      Эта концепция рассматривает эффект в виде приращения ЧП на 1 обыкновенную акцию на приращение НРЭИ, то есть этот эффект выражает прирост ЧП, полученный за счет приращения НРЭИ.

          DЧП      ЧП                       

ЭФЛ =   (   ѕѕ  /  ѕѕ   ) /  ( DНРЭИ / НРЭИ)

                  КОА      КОА 

ЧП = (НРЭИ - S%кр)*(1-н)

DЧП = (DНРЭИ - S%кр)*(1-н) = DНРЭИ*(1-н)

              DЧП        DНРЭИ                       DНРЭИ*(1-н)             НРЭИ

ЭФЛ =  ѕѕ  /   ѕѕѕѕ     =     ѕѕѕѕѕѕѕѕѕѕ = ѕѕѕ = НРЭИ /

               ЧП           НРЭИ                 (НРЭИ- S%кр)*(1-н)      DНРЭИ

/ (НРЭИ - S%кр) = (БП + S%кр)/БП 

ЭФЛ = НРЭИ/(НРЭИ - S%кр) = (БП + S%кр)/БП 

      Эта формула показывает степень финансового риска, возникающего в связи с использованием ЗК, поэтому чем больше сила воздействия финансового левериджа, тем больше финансовый риск, связанный с данным предприятием:

а) для банкира – возрастает риск невозмещения кредита:

б) для инвестора – возрастает риск падения дивиденда и курса акций. 

      Т.о. первая концепция расчета эффекта позволяет определить безопасную величину и условия кредита, вторая концепция позволяет определить степень финансового риска, и используется для расчета совокупного риска предприятия. 

  1. Операционный леверидж и его эффект.
 

    Понятие операционного левериджа связано со структурой

себестоимости и, в частности, с соотношением между условно-постоянными и условно-переменными затратами. Рассмотрение в этом аспекте структуры себестоимости позволяет, во-первых, решать задачу максимизации прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов при приросте физического объема продаж, а, во-вторых, деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные позволяет судить об окупаемости затрат и предоставляет возможность рассчитать запас финансовой прочности предприятия на случай затруднений , осложнений на рынке, в-третьих, дает возможность рассчитать критический объем продаж, покрывающий затраты и обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия.

      Решение этих задач позволяет прийти к следующему выводу: если предприятие создает определенный объем условно-постоянных расходов, то любое изменение выручки от продаж порождает еще более сильное изменение прибыли. Это явление называется эффектом производственного (операционного) левериджа. 

      Например: Допустим в отчетном году выручка от реализации составила 10млн.р. при совокупных переменных затратах 8,3млн.р. и постоянных затратах 1,5млн.р. Прибыль  = 0,2млн.р.

      Предположим, что в плановом году планируется увеличение выручки за счет физического объема продаж на 10% (т.е.11млн.р.) Постоянные расходы = 1,5млн.р. Переменные расходы увеличиваются на 10% (т.е.8,3*1,1=9,13млн.р.). Прибыль от реализации =0,37млн.р. (т.е.11-9,13-1,5). Темп роста прибыли (370/200)*100 = 185%. Темп роста выручки= =110%. На каждый прирост выручки мы имеем прирост прибыли 8,5%, т.е. ЭОЛ = 85%/10%= 8,5% 

      Т.о. силу (эффект) производственного левериджа можно рассматривать как характеристику делового риска предприятия, возникающего в данной сфере бизнеса или в связи с его отраслевой принадлежностью. А измерить этот эффект можно как процентное изменение прибыли от реализации после возмещения переменных затрат (или НРЭИ) при данном проценте изменения физического объема продаж. 
 
 
 

      DНРЭИ         DQ

      ЭОЛ =  ѕѕѕѕѕѕѕ 

                          НРЭИ              Q  

Q - физический объем продаж,

р – цена ,

р*Q – выручка от реализации,

Sпз – ставка переменных затрат на выпуск продукции

Sпост – постоянные затраты

НРЭИ = р*Q – (Sпз*Q + Sпост  ) = Q*(p-Sпз ) – Sпост

DНРЭИ = DQ*(p – Sпз) 
 

                     Q*(p-Sпз)                 Q            Q*(p-Sпз)                   НРЭИ+Sпост

1)ЭОЛ = ѕѕѕѕѕѕѕѕѕ х ѕѕ = ѕѕѕѕѕѕѕѕ   =   ѕѕѕѕѕ  

               Q*(p-Sпз)- Sпост           Q         Q*(p-Sпз)-Sрост              НРЭИ 

      ЭОЛ= 1+(Sпост/НРЭИ) 

2)ЭОЛ = МД/(МД-Sпост) = МД/П 

      Эти формулы позволяют ответить на вопрос, насколько чувствителен маржинальный доход (МД) к изменению объема производства и продаж, и  насколько хватило бы МД не только на покрытие постоянных расходов, но и формирование прибыли.

      В связи с понятием эффекта производственного левериджа возникает понятие запаса финансовой прочности (ЗФП), который обеспечивает получение прибыли предприятия, и понятие предела безопасности (безубыточный объем производства и продаж или критический объем продаж). 

p*Q – (Q - Sпз + Sпост)=0

Qк(натур.) = Sпост/(p-Sпз)

                                                   Sпост                Sпост          Sпост       Sпост

Qк(стоим.) = Qк(натур.)* p = ѕѕѕ х p = ѕѕѕѕ = ѕѕѕѕ = ѕѕѕ

                                                  р – Sпз           (p-Sпз)/p       1-(Sпз/p)    МД/р

ЗФП = ВРф – Qк(стоим.)

ВРф – выручка от реализации (фактическая),

Qк(стоим) – критический объем в стоимостном выражении,

ЗФП – запас финансовой прочности 
 
 

  1. Оценка совокупного риска, связанного с предприятием.
 

   Понятие совокупного риска связано с двумя видами рисков, которые генерирует практически любое предприятие, то есть с риском предпринимательским (деловым) и риском финансовым, связанным со структурой источников финансирования.

    • Предпринимательский риск связан с конкретным бизнесом предприятия, гибкостью экономической стратегии, позволяющей нивелировать отрицательное влияние высокого уровня условно-постоянных затрат и использовать его как рычаг для приращения прибыли от продаж.
    • Финансовый риск опирается на структуру капитала и связан с неустойчивостью финансовых условий кредитования, колебаниями экономической рентабельности, возникающими желаниями владельцев предприятия на использование (выплату) всей ЧП на дивиденды, а также зачастую финансовый риск обусловлен условиями налогообложения предприятия.

Предпринимательский и финансовый риск взаимосвязаны между собой, и в результате каждый из них воздействует на прибыль предприятия, то есть прибыль формируется как под воздействием структуры затрат производственного характера, так и под воздействием структуры затрат, возникающих в связи с финансированием деятельности. Поэтому производственный и финансовый риски мультиплицируются и формируют совокупный риск предприятия.

   Совокупный риск – риск, связанный с возможным недостатком средств, необходимых для покрытия текущих расходов и расходов по обслуживанию внешних источников финансирования.

   Уровень совокупного риска показывает, на сколько % изменится ЧП предприятия на 1 акцию при изменении объема продаж на 1%.

   То есть уровень совокупного риска может быть определен как произведение эффекта финансового левериджа, рассчитанного по второй концепции, и эффекта операционного левериджа.  

УСР = ЭФЛ2конц * ЭОЛ

Информация о работе Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента