Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 19:15, реферат

Описание работы

Сущность, цель и задачи финансового менеджмента.
Функции финансового менеджмента.
Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента.
Основные этапы развития финансового менеджмента.

Работа содержит 1 файл

Лекции по финансовому менеджменту.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Тема: Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента. 

  1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента.
  2. Функции финансового менеджмента.
  3. Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента.
  4. Основные этапы развития финансового менеджмента.
 
    1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента.
 

      Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.

      Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата.

      Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

      Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.

      Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем:

      1) управляемая подсистема (объект управления)

      2) управляющая подсистема (субъект управления). 

      Финансовый менеджмент реализует сложную систему управления совокупно-стоимостной величиной всех средств, участвующих в воспроизводственном процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской деятельности.

      Объектом управления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:

      1) Денежный оборот;

      2) Финансовые ресурсы;

      3) Кругооборот капитала;

      4) Финансовые отношения. 

      Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления являются:

      1) Кадры (подготовленный персонал);

      2) Финансовые инструменты и методы;

      3) Технические средства управления;

      4) Информационное обеспечение. 

      Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении.

      Главной целью финансового менеджмента является обеспечение роста благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости бизнеса (предприятия) и реализует конечные финансовые интересы его владельца. 

      Основные задачи финансового менеджмента:

1). Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в  соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития.

2). Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе  основных направлений деятельности предприятия.

3). Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия.

4). Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и

     благоприятной политике налогообложения.

5). Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе  его развития, т. е. обеспечение финансовой устойчивости и 

     платежеспособности. 

    1. Функции финансового менеджмента.
 

       Существует 2 основных типа функций финансового менеджмента:

1). Функции объекта управления

    • воспроизводственная, обеспечивает воспроизводство авансированного капитала на расширенной основе;
    • производственная – обеспечение непрерывного функционирования предприятия и кругооборота капитала;
    • контрольная (контроль управления капиталом, предприятием).
 

2). Функции субъекта управления

    • прогнозирование финансовых ситуаций и состояний;
    • планирование финансовой деятельности;
    • регулирование;
    • координация деятельности всех финансовых подразделений с основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениями предприятия;
    • анализ и оценка состояния предприятия;
    • функция стимулирования;
    • функция контроля за денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов.
 
    1. Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента.
 

      Финансовый менеджмент базируется на следующих взаимосвязанных основных концепциях:

      1). Концепция денежного потока.

      2). Концепция временной ценности денежных ресурсов.

      3). Концепция компромисса между риском и доходностью.

      4). Концепция цены капитала.

      5). Концепция эффективности рынка капитала.

      6). Концепция асимметричности информации

      7). Концепция агентских отношений.

      8). Концепции альтернативных затрат. 

      1). Концепция денежного потока предполагает

    • идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид (краткосрочный, долгосрочный, с процентами или без);
    • оценка факторов, определяющих величину элементов денежного потока;
    • выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;
    • оценка риска, связанного с данным потоком, и способы его учета
 

      2). Концепция временной ценности денежных ресурсов.

      Временная ценность – объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Она определяется тремя основными причинами:

      А) Инфляцией

      Б) Риском недополучения, или неполучением ожидаемой суммы

      В) Оборачиваемостью 

      3). Концепция компромисса между риском и доходностью.

      Смысл концепции: получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо пропорциональная. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска. 

      4). Концепция цены капитала – обслуживание того или иного источника финансирования обходится для фирмы неодинаково, следовательно, цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в убытке.

      Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия.  

       5). Концепция эффективности рынка капитала – операции на финансовом рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, на сколько текущие цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка.

      Термин «эффективность» в данном случае рассматривается не в экономическом, а в информационном плане, т. е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка.

      Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении следующих условий:

    • рынку свойственна множественность покупателей и продавцов;
    • информация доступна всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано с затратами;
    • отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок;
    • сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;
    • все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду;
    • сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников рынка.
 

    Существует две основных характеристики эффективного рынка:

1). Инвестор на этом рынке не имеет обоснованных аргументов ожидать

     больше, чем в среднем доход на инвестиционный капитал при заданной

     степени риска.

2). Уровень дохода на инвестируемый капитал – это функция степени риска. 

      Эта концепция эффективности рынка на практике может быть реализована в трех формах эффективности:

    • слабой
    • умеренной
    • сильной
 

      В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов. При этом невозможен обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики динамики цен.

      В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имеющиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах.

      В условиях сильной формы текущие цены отражают как общедоступную информацию, так и ограниченную информацию, т. е. вся информация является доступной, следовательно, никто не может получить сверхдоходы по ценным бумагам.

      6). Концепция ассиметричности информации – напрямую связана с пятой концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать

положительный и отрицательный эффект.

      7). Концепция агентских отношений введена в финансовый менеджмент в связи с усложнением организационно – правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).

      7). Концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет альтернативу.  

Информация о работе Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента