Понятие сущность и функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием и распределением фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства, выполнения функций и задач государства.Сущность финансов как экономической категории проявляется через их функции.
Финансы выполняют две основных функции: распределительную и контрольную.
Финансовая система - это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Сущность и функции финансов………………………………………...4

Глава 2.Понятие финансовой системы, ее звенья и их характеристика……..10

Глава 3. Анализ состояния финансов Российской Федерации……………….12

Практическая часть……………………………………………………………...18

Заключение ………………………………………………………………………21

Список источников и используемой литературы……………………………..22

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 74.37 Кб (Скачать)

Глава 2. Понятие финансовой системы, ее звенья и их характеристика.

Финансовая  система - это совокупность сфер и  звеньев финансовых отношений, связанных  с ними денежных фондов и органов  управления финансами.

Разные  звенья финансовой системы обслуживают  разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое  и межтерриториальное - государственным  бюджетом, внебюджетными фондами.

В виде схемы финансовую систему можно  представить следующим образом:

Каждое  звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья  в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий, а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

Одним из главных звеньев финансовой системы  является государственный бюджет. С  его помощью правительство концентрирует  в своих руках значительную часть  национального дохода, перераспределяемого  финансовыми методами. В этом звене  сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими  звеньями финансовой системы, выступает  координирующим центром и оказывает  им необходимую помощь в форме  бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или  менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним  важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене  играют местные бюджеты, которые  не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты  служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные  фонды управляются непосредственно  центральными, а в отдельных случаях  местными властями. Наиболее распространенными  источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.

Глава 3. Анализ состояния финансов Российской Федерации. Пути стабилизации.

Финансовая  политика - это комплекс мероприятий  государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию  на основе финансового законодательства.

Роль  финансовой политики в экономическом  и социальном развитии Российской Федерации  трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи  и других отраслей, а также субъектов  РФ.

Финансовая  политика предполагает разработку некоего  плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также  последовательности разумных действий на основе данного плана и имеющихся  ресурсов для достижения поставленных целей и задач. Необходимо учитывать  многие сопутствующие моменты, и, прежде всего, существующую социально-экономическую  реальность, в которой осуществляется финансовая политика. Так даже идеальный  бюджет вряд ли будет выполнен, если в период его реализации произойдут события, которые повлияют на базовые  условия жизни общества. К таким  событиям можно также отнести  стихийные бедствия, массовые беспорядки, ажиотажный спрос на товары первой необходимости и целый ряд  других. Поэтому следует оказывать  необходимое воздействие для  устранения или хотя бы снижения негативных и для усиления положительных  факторов, от которых также зависит  конечный результат финансовой политики. Например, к ним можно отнести  обеспечение политической и социальной стабильности, устойчивого и безопасного  международного положения и т.д.

Цель  финансовой политики должна быть единой для всех уровней власти (федерального, регионального и местного), для  всех субъектов РФ. Тогда в качестве такой цели могут быть только общие  интересы всего населения - повышение  благосостояния каждого человека.

При этом на различных этапах развития экономики  и в отдельных регионах может  сложиться ситуация, когда цель финансовой политики временно будет состоять в  сохранении уже достигнутого реального  уровня доходов. Например, в Москве дальнейшее повышение уровня жизни, значительно более высокого, чем в других регионах страны, неизбежно приведет к излишнему притоку мигрантов в столицу с одновременным обострением всех социально-экономических проблем и, следовательно, к значительным бюджетным расходам для их решения.

Целью финансовой политики государства (и  субъекта РФ в частности) должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого  региона.

При этом возрастает роль и значение разработки и принятия таких нормативов на уровне РФ, которые сегодня разработаны  во многих субъектах РФ. В то же время  только централизованно их разработать  невозможно. Не могут же быть одинаковыми  нормативы наполняемости школьных классов в городах и в сельской местности, нормативы выделения  средств на строительство автомобильных  дорог в центре России и на Дальнем  Востоке. Однако и без разработки и принятия нормативов на уровне государства  не обойтись. Поэтому должен быть, как  можно скорее, принят закон РФ, который  имел бы «рамочный характер» для  финансовых и социальных нормативов или стандартов, а также определял  методику определения конкретных значений внутри этих показателей.

Формирование  целей - это также управляемый (регулируемый) процесс. Например, в настоящее время  реальный рост доходов населения  пока не приводит к качественным изменениям в целенаправленности его расходов. Среди них, к сожалению, почти  отсутствуют долгосрочные потребности: покупка или постройка жилья. И государство пока сделало недостаточно необходимых усилий по развитию жилищного  строительства, в том числе на базе становления ипотечного кредитования. Возможные усилия государства в  этом деле, направленные на такую корректировку  интересов людей и, следовательно, целей финансовой политики способствовали бы значительному притоку средств  населения в качестве инвестиций в развитие реального сектора экономики - в сферу строительства и в сферу промышленности строительных материалов. И далее повлекло бы за собой развитие других отраслей экономики. В конечном счете, все это привело бы к увеличению доходов предприятий, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и, следовательно, к росту потенциала самой финансовой политики.

Очень важно разобраться с тем, от чего зависит реализация намеченных планов, что является ресурсами финансовой политики. Считать, что в их качестве выступают только поступившие в  казну налоги и сборы, было бы не совсем правильным. Ведь в случае наличия  запасов разведанных природных  ресурсов, развитого промышленного  производства и других благоприятных  факторов возможно привлечь дополнительные финансы в виде банковских кредитов, облигационных займов и других заемных  средств.

Ресурсами финансовой политики являются: величина развития производительных сил, т.е. совокупности людей, находящихся в трудоспособном возрасте, обладающих определенными  профессиональными знаниями и пригодных  по состоянию здоровья к участию  в производственном процессе, основных фондов предприятий всех отраслей экономической  деятельности, а также расположенных  на данной территории и изученных  природных ресурсов; во-вторых, величина собственного финансового капитала; в-третьих, степень развития финансовой инфраструктуры.

Взаимодействие  в процессе производства этих трех составляющих и образует все основные финансовые потоки.

В настоящее  время плановое регулирование всех составляющих ресурсов финансовой политики отсутствует. Например, экспортные таможенные пошлины на продукцию, отсутствующие  у экономически развитых стран, повышают себестоимость продукции и снижают  прибыль отечественных предприятий  и тем самым делают их товары менее  конкурентоспособными, сдерживают их техническое перевооружение и, следовательно, в конечном счете, фактически помогают зарубежным конкурентам снижать  объемы производства в стране, «тормозят» экономическое развитие и приводят в конечном счете к снижению получаемых государством этих же самых пошлин, т.е. снижают ресурсы финансовой политики.

Российская  Федерация, как и ее большинство  субъектов, обладает одними из крупнейших в мире производительными силами, включая людской потенциал, находящий  далеко не полное полезное применение; производственные мощности предприятий, загруженные лишь частично.

В то же время по официальной оценке значительные финансовые ресурсы ежегодно вывозятся  за пределы страны и оседают в  зарубежных банках. В целом банковская, налоговая и таможенная политики должны достичь такого уровня совершенства, чтобы честно работающему и соблюдающему российское законодательство предпринимателю  было невыгодно вывозить свободный  капитал зарубеж.

Развитие  финансовой инфраструктуры имеет не менее важное значение, чем рост финансового капитала. Без нее  денежные средства будут, по-прежнему, концентрироваться в основном в  Москве и частично в десятке крупнейших городов России. Такой процесс  будет неизбежно приводить к  притоку в эти мегаполисы излишних трудовых ресурсов, снижению объектов производства в других регионах страны, снижению роста, а затем падению  развития экономики в таких регионах и, следовательно, к уменьшению финансовых ресурсов государства.

Еще одним  значительным дополнительным ресурсом финансовой политики является более  рациональное использование всех средств, в т.ч. тех, которые в настоящее  время направляются не по целевому назначению или остаются по различным  причинам не собранными у налогоплательщиков. Привлечение этого значительного  резерва в основном зависит от повышения эффективности работы всех бюджетополучателей, финансовых органов, Главного управления федерального казначейства, Департамента государственного финансового контроля и Департамента организации аудиторской деятельности Министерства финансов РФ, Министерства налогов и сборов РФ, а также их территориальных органов, от их слаженности и согласованности в работе.

Все эти  вышеперечисленные ресурсы и  являются реальной базой проведения финансовой политики субъекта РФ.

После того, как определены цели и задачи финансовой политики, а также имеющиеся  для их достижения ресурсы необходимо выбрать наиболее рациональные пути их достижения при данных возможностях. В этой связи нередко понимают лишь разработку бюджета, его принятие и реализацию. В дополнение к этому  предусматриваются лишь частичные  изменения валютной, налоговой и  таможенной политик. Никогда не приходилось  встречать в этой связи серьезных  проработок совершенствования политики в области антимонопольной, банковской, страховой и фондовой сферах. Последние  реализуются как бы сами по себе, т.е. фактически независимо друг от друга. Думается, что такая практика снижает  эффективность проведения единой финансовой политики и нуждается в серьезной  корректировке. Так, например, для успешной бюджетной политики не менее важно  прогнозировать и закладывать в  расчеты правильные цифры не только о мировых ценах на нефть, курсе  рубля по отношению к доллару  США, уровне ожидаемой в стране инфляции, но и об уровне цен и тарифов  естественных монополий, т.к. от их величины прямо зависит степень выполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней. Но возможность удержания  таких цен и тарифов на заданном уровне прямо зависит от антимонопольной, налоговой и таможенных политик.

Вот почему выбор путей реализации финансовой политики должен, с одной стороны, логически связывать все ее направления, а, с другой, все мероприятия данной политики должны быть согласованы по времени их осуществления и проводиться  строго в намеченные сроки.

При этом подразумевается под такими путями процесс определения приоритетов  достижения поставленных задач, составление  примерного графика поступления  средств на их решение, принятия мер  по своевременному финансированию всех намеченных мероприятий, а также проведения комплекса мероприятий по всем направлениям финансовой политики с целью получения намеченных результатов.

Практическая  часть.

На основе представленной ниже информации (табл.2) провести горизонтальный анализ доходов, бюджетов всех уровней (с выделением базового года) и определить тенденции  их развития.

       Исполнение доходов и расходов консолидированного, федерального и        территориальных бюджетов (в темпах роста)

Информация о работе Понятие сущность и функции финансов