Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:27, контрольная работа
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием и распределением фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства, выполнения функций и задач государства.Сущность финансов как экономической категории проявляется через их функции.
Финансы выполняют две основных функции: распределительную и контрольную.
Финансовая система - это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Сущность и функции финансов………………………………………...4
Глава 2.Понятие финансовой системы, ее звенья и их характеристика……..10
Глава 3. Анализ состояния финансов Российской Федерации……………….12
Практическая часть……………………………………………………………...18
Заключение ………………………………………………………………………21
Список источников и используемой литературы……………………………..22
Глава 2. Понятие финансовой системы, ее звенья и их характеристика.
Финансовая система - это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.
Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.
В виде схемы финансовую систему можно представить следующим образом:
Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий, а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.
Одним
из главных звеньев финансовой системы
является государственный бюджет. С
его помощью правительство
Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.
Внебюджетные
фонды управляются
Глава 3. Анализ состояния финансов Российской Федерации. Пути стабилизации.
Финансовая политика - это комплекс мероприятий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства.
Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.
Финансовая политика предполагает разработку некоего плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательности разумных действий на основе данного плана и имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей и задач. Необходимо учитывать многие сопутствующие моменты, и, прежде всего, существующую социально-экономическую реальность, в которой осуществляется финансовая политика. Так даже идеальный бюджет вряд ли будет выполнен, если в период его реализации произойдут события, которые повлияют на базовые условия жизни общества. К таким событиям можно также отнести стихийные бедствия, массовые беспорядки, ажиотажный спрос на товары первой необходимости и целый ряд других. Поэтому следует оказывать необходимое воздействие для устранения или хотя бы снижения негативных и для усиления положительных факторов, от которых также зависит конечный результат финансовой политики. Например, к ним можно отнести обеспечение политической и социальной стабильности, устойчивого и безопасного международного положения и т.д.
Цель финансовой политики должна быть единой для всех уровней власти (федерального, регионального и местного), для всех субъектов РФ. Тогда в качестве такой цели могут быть только общие интересы всего населения - повышение благосостояния каждого человека.
При этом на различных этапах развития экономики и в отдельных регионах может сложиться ситуация, когда цель финансовой политики временно будет состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов. Например, в Москве дальнейшее повышение уровня жизни, значительно более высокого, чем в других регионах страны, неизбежно приведет к излишнему притоку мигрантов в столицу с одновременным обострением всех социально-экономических проблем и, следовательно, к значительным бюджетным расходам для их решения.
Целью финансовой политики государства (и субъекта РФ в частности) должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона.
При этом
возрастает роль и значение разработки
и принятия таких нормативов на уровне
РФ, которые сегодня разработаны
во многих субъектах РФ. В то же время
только централизованно их разработать
невозможно. Не могут же быть одинаковыми
нормативы наполняемости
Формирование целей - это также управляемый (регулируемый) процесс. Например, в настоящее время реальный рост доходов населения пока не приводит к качественным изменениям в целенаправленности его расходов. Среди них, к сожалению, почти отсутствуют долгосрочные потребности: покупка или постройка жилья. И государство пока сделало недостаточно необходимых усилий по развитию жилищного строительства, в том числе на базе становления ипотечного кредитования. Возможные усилия государства в этом деле, направленные на такую корректировку интересов людей и, следовательно, целей финансовой политики способствовали бы значительному притоку средств населения в качестве инвестиций в развитие реального сектора экономики - в сферу строительства и в сферу промышленности строительных материалов. И далее повлекло бы за собой развитие других отраслей экономики. В конечном счете, все это привело бы к увеличению доходов предприятий, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и, следовательно, к росту потенциала самой финансовой политики.
Очень важно разобраться с тем, от чего зависит реализация намеченных планов, что является ресурсами финансовой политики. Считать, что в их качестве выступают только поступившие в казну налоги и сборы, было бы не совсем правильным. Ведь в случае наличия запасов разведанных природных ресурсов, развитого промышленного производства и других благоприятных факторов возможно привлечь дополнительные финансы в виде банковских кредитов, облигационных займов и других заемных средств.
Ресурсами финансовой политики являются: величина развития производительных сил, т.е. совокупности людей, находящихся в трудоспособном возрасте, обладающих определенными профессиональными знаниями и пригодных по состоянию здоровья к участию в производственном процессе, основных фондов предприятий всех отраслей экономической деятельности, а также расположенных на данной территории и изученных природных ресурсов; во-вторых, величина собственного финансового капитала; в-третьих, степень развития финансовой инфраструктуры.
Взаимодействие в процессе производства этих трех составляющих и образует все основные финансовые потоки.
В настоящее
время плановое регулирование всех
составляющих ресурсов финансовой политики
отсутствует. Например, экспортные таможенные
пошлины на продукцию, отсутствующие
у экономически развитых стран, повышают
себестоимость продукции и
Российская Федерация, как и ее большинство субъектов, обладает одними из крупнейших в мире производительными силами, включая людской потенциал, находящий далеко не полное полезное применение; производственные мощности предприятий, загруженные лишь частично.
В то же время по официальной оценке значительные финансовые ресурсы ежегодно вывозятся за пределы страны и оседают в зарубежных банках. В целом банковская, налоговая и таможенная политики должны достичь такого уровня совершенства, чтобы честно работающему и соблюдающему российское законодательство предпринимателю было невыгодно вывозить свободный капитал зарубеж.
Развитие финансовой инфраструктуры имеет не менее важное значение, чем рост финансового капитала. Без нее денежные средства будут, по-прежнему, концентрироваться в основном в Москве и частично в десятке крупнейших городов России. Такой процесс будет неизбежно приводить к притоку в эти мегаполисы излишних трудовых ресурсов, снижению объектов производства в других регионах страны, снижению роста, а затем падению развития экономики в таких регионах и, следовательно, к уменьшению финансовых ресурсов государства.
Еще одним
значительным дополнительным ресурсом
финансовой политики является более
рациональное использование всех средств,
в т.ч. тех, которые в настоящее
время направляются не по целевому
назначению или остаются по различным
причинам не собранными у налогоплательщиков.
Привлечение этого
Все эти вышеперечисленные ресурсы и являются реальной базой проведения финансовой политики субъекта РФ.
После
того, как определены цели и задачи
финансовой политики, а также имеющиеся
для их достижения ресурсы необходимо
выбрать наиболее рациональные пути
их достижения при данных возможностях.
В этой связи нередко понимают
лишь разработку бюджета, его принятие
и реализацию. В дополнение к этому
предусматриваются лишь частичные
изменения валютной, налоговой и
таможенной политик. Никогда не приходилось
встречать в этой связи серьезных
проработок совершенствования политики
в области антимонопольной, банковской,
страховой и фондовой сферах. Последние
реализуются как бы сами по себе,
т.е. фактически независимо друг от друга.
Думается, что такая практика снижает
эффективность проведения единой финансовой
политики и нуждается в серьезной
корректировке. Так, например, для успешной
бюджетной политики не менее важно
прогнозировать и закладывать в
расчеты правильные цифры не только
о мировых ценах на нефть, курсе
рубля по отношению к доллару
США, уровне ожидаемой в стране инфляции,
но и об уровне цен и тарифов
естественных монополий, т.к. от их величины
прямо зависит степень
Вот почему выбор путей реализации финансовой политики должен, с одной стороны, логически связывать все ее направления, а, с другой, все мероприятия данной политики должны быть согласованы по времени их осуществления и проводиться строго в намеченные сроки.
При этом
подразумевается под такими путями
процесс определения
Практическая часть.
На основе представленной ниже информации (табл.2) провести горизонтальный анализ доходов, бюджетов всех уровней (с выделением базового года) и определить тенденции их развития.
Исполнение доходов и расходов консолидированного, федерального и территориальных бюджетов (в темпах роста)