Понятие порога рентабельности и запаса финансовой прочности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение действия операционного левериджа, эффекта операционного рычага, порога рентабельности и запаса финансовой прочности, и связанные с этим предпринимательские риски.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Раскрыть сущность понятия, действие и эффект операционного рычага;

Содержание

1. Введение 3
2. Теоретическая часть 5
2.1. Сущность, понятие эффекта операционного рычага и операционного левериджа 5
2.2. Понятие порога рентабельности и запаса финансовой прочности 9
2.3. Понятие предпринимательского риска, виды риска, методы управления рисками 17
3. Расчетное задание 25
4. Заключение 28
5. Список используемой литературы 31

Работа содержит 1 файл

курсовая фин. менеджмент.docx

— 63.88 Кб (Скачать)

Источником внутренних рисков является сама предпринимательская фирма. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутрифирменных злоупотреблений.

С точки зрения длительности во времени предпринимательские  риски можно разделить на кратковременные и постоянные. К группе кратковременных относятся те риски, которые угрожают предпринимателю в течение конечного, известного отрезка времени, например транспортный риск, когда убытки могут возникнуть во время перевозки груза, или риск неплатежа по конкретной сделке. К постоянным рискам относятся те, которые непрерывно угрожают предпринимательской деятельности в данном географическом районе или в определенной отрасли экономики, например, риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой или риск разрушений зданий в районе с повышенной сейсмической опасностью.

По степени  правомерности предпринимательского риска могут быть выделены: оправданный (правомерный) и неоправданный (неправомерный) риски.

Все предпринимательские  риски можно также разделить  на две большие группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и нестрахуемые. Предприниматель может частично переложить риск на другие субъекты экономики, в частности обезопасить себя, осуществив определенные затраты в виде страховых взносов. Таким образом, некоторые виды риска, такие, как риск гибели имущества, риск возникновения пожара, аварий и др., предприниматель может застраховать.

Риск страховой - вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование. В зависимости от источника опасности страховые риски подразделяются на две группы: риски, связанные с проявлением стихийных сил природы (погодные условия, землетрясения, наводнения и др.); риски, связанные с целенаправленными действиями человека.

К рискам, которые целесообразно  страховать, относятся:

    1. вероятные потери в результате пожаров и других стихийных бедствий;
    2. вероятные потери в результате автомобильных аварий;
    3. вероятные потери в результате порчи или уничтожения продукции при транспортировке;
    4. вероятные потери в результате ошибок сотрудников фирмы;
    5. вероятные потери в результате передачи сотрудниками фирмы коммерческой информации конкурентам;
    6. вероятные потери в результате невыполнения обязательств субподрядчиками;
    7. вероятные потери в результате приостановки деловой активности фирмы;
    8. вероятные потери в результате возможной смерти или заболевания руководителя или ведущего сотрудника фирмы;
    9. вероятные потери в результате возможного заболевания, смерти или несчастного случая с сотрудником фирмы.

Следует выделить еще две  большие группы рисков: статистические (простые) и динамические (спекулятивные). Особенность статистических рисков заключается в том, что они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности. При этом потери для фирмы, как правило, означают и потери для общества в целом.

Многие менеджеры не склонны  к риску и не будут рисковать, не рассчитывая на серьезную прибыль. Хозяйственные руководители, добивающиеся стабильного успеха и высоких  экономических результатов предприятий, часто избегают заведомо рискованных, авантюристических проектов и предпочитают надежные осмотрительные решения. Чтобы  выжить в условиях рыночных отношений, нужно решаться на внедрение технических  новшеств и на смелые, нетривиальные  действия, а это усиливает риск. Отсюда следует, что надо не избегать риска, а уметь оценивать степень  риска и управлять им. Управление риском определяет пути и возможности обеспечения устойчивости предприятия, его способности противостоять неблагоприятным ситуациям.

Общий концептуальный подход к управлению хозяйственным риском заключается в: выявлении возможных  последствий предпринимательской  деятельности в рисковой ситуации; разработке мер, не допускающих, предотвращающих  или уменьшающих ущерб от воздействия  до конца не учтенных рисковых факторов, непредвиденных обстоятельств; реализации такой системы адаптирования  предпринимательства к рискам, при  помощи которой могут быть не только нейтрализованы или компенсированы негативные вероятные результаты, но и максимально использованы шансы  на получение высокого предпринимательского дохода.

Управление хозяйственным  риском в предпринимательской деятельности включает в себя стратегию и тактику  риск-менеджмента. Первая базируется на долговременных целях и оценках  неопределенности хозяйственной ситуации, на эффективных методах достижения таких целей в течение продолжительного времени. Стратегия — это наука  и искусство управления хозяйственным риском, основанные на долгосрочном прогнозировании, стратегическом планировании, выработке обоснованной концепции и программы, адаптированной к неопределенности системы предпринимательства, позволяющей не допускать или уменьшать неблагоприятное воздействие на результаты воспроизводства стохастических факторов и, главное, получать в конечном счете высокий предпринимательский доход. Стратегия предопределяет тактику, т. е. совокупность методов, приемов, использованных в конкретных условиях данной хозяйственной ситуации для достижения поставленных целей, не противоречащих целям долговременным.

Первый метод - устранение, предотвращение риска. Применительно к рискам, связанным со стихийным действием природных сил (землетрясения, засухи, вымерзание посевов и т. д.), это вообще невозможно. Трудно загодя определить изменения в поведении конкурентов на рынке.  Нельзя   предвидеть все обстоятельства и в собственно инновационной деятельности.

Можно, конечно, не принимать  рискованных решений, но тогда субъект  хозяйствования лишится шанса реализовать себя в качестве истинного предпринимателя и получить предпринимательский доход. Он обрекается на застой, применение рутинных методов хозяйствования, чем, естественно, повышает вероятность потери конкурентоспособности и банкротства.

Второй метод управления риском — уменьшение неблагоприятного влияния тех или иных факторов на результаты производства и предпринимательской деятельности в целом. Он предполагает принятие всех возможных превентивных мер: повышение качества планирования, организации и управления производством; использование гибких технологий и создание системы резервных фондов, улучшение государственного регулирования предпринимательства путем создания соответствующих параметров экономической и правовой среды; выбор оптимальной товарной стратегии и стратегии поведения предпринимательских структур на рынке факторов производства и т. д.

 Третий метод управления риском — его передача, перевод путем формирования эффективной системы страхования всех видов риска, создания акционерных обществ (как обществ с ограниченной имущественной ответственностью) и иных аналогичных действий.

Четвертый метод — овладение риском. Применение данного метода целесообразно и даже необходимо, когда потенциальные потери незначительны и делается все возможное  для предупреждения или снижения ущерба от воздействия непредвиденных обстоятельств, когда четко выявлены шансы на получение высокого предпринимательского дохода. Чтобы сознательно идти на риск, предприниматель должен опираться на знание экономических, естественных и других законов и закономерностей; экономическую ответственность; фундамент информации; научно разработанную теорию принятия управленческих решений и механизма их реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Расчетное задание

В – 2

  1. Расчет динамики базовых показателей финансового менеджмента

а) Добавленная стоимость (ДС) = затраты отчетного периода (включая запасы готовой продукции  и незавершенного производства) минус  потребленные материальные ценности

ДС (0) = 46,6 + 4 – 30 = 20,6

ДС (1) = 57,6 + 4,2 – 40 =21,8

 

Где (0) – базовый период, (1) – расчетный период.

Вывод: масштаб деятельности предприятия и его вклад в  создание национального богатства  увеличился на 5,8% по сравнению с  базовым периодом.

б) Брутто-результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ) = ДС – расходы  на оплату труда и связанные с  этим платежи, а так же все налоги (за исключением налога на прибыль)

 

 

 

Вывод: БРЭИ увеличился на 1,6% по сравнению с базовым периодом.

в) Нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) = БРЭИ – амортизация

 

 

 

Вывод: НРЭИ увеличился на 2,3% по сравнению с базовым периодом.

г) Экономическая рентабельность (ЭR) = НРЭИ / капитал

 

 

 

Вывод: размер отдачи на вложенный  капитал снизился на 12% по сравнению  с базовым периодом

  1. Сравнение динамики вклада предприятия в создание национального богатства с динамикой его расходов на оплату труда

а) Динамика вклада предприятия  в создание национального богатства = 105,8%

б) Динамика расходов на оплату труда = 3,5 /3×100% = 116,7%

Вывод: темпы роста расходов на оплату труда на данном предприятии  опережают рост его вклада в создание национального богатства.

  1. Оценка эффективности управления предприятием

 

 

Вывод: эффективность управления предприятием в отчетном периоде  по сравнению с базовым снизилась  на 3,1 п.п. или на 4%.

  1. а)

 

 

б) 

 

 

в)

 

 

Вывод: в (0) периоде выручка  от реализации равна 38,9, это означает что при такой выручке предприятие  не имеет убытков; в (1) периоде выручка  от реализации равна 39,2, это означает что при такой выручке предприятие  не имеет убытков, но еще не имеет  прибыли.

г)

 

 

Вывод: это означает, что  предприятие способно выдержать  снижение

выручки от реализации без  серьезной угрозы для своего финансового  положения.

  1. Определение доли каждого фактора в показателе эффективности предприятия

а)

 

 

б) Капитал (0) = 448

    Капитал (1) = 520

в) выручка (0) =56

    выручка (1) = 75

Т.О. (0)

        (0) 2,098%=16,79%×0,125

        (1)

        (1) 3,35%=23,2%×0,144

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение

Подводя итог проделанной  работе, в соответствии с поставленными  задачами можно сделать следующие  выводы:

1) Операционный левередж  — это показатель, отвечающий  на вопрос, во сколько раз темпы  изменения прибыли от продаж  превышают темпы изменения выручки  от продаж. Иными словами, при  планировании прироста или снижения  выручки от продаж использование  показателя операционного левереджа  позволяет одновременно определить  прирост или уменьшение прибыли.  И наоборот, если в плановом  периоде предприятию необходима  определенная величина прибыли  от продаж, с помощью операционного  левереджа можно установить, какая  выручка от продаж обеспечит  нужную прибыль. 

Действие операционного  (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.  Иными словами, постоянные затраты вызывают более высокое изменение суммы прибыли предприятия при любом изменении объема реализации продукции.

Эффект операционного  рычага: чем больше постоянные затраты и чем меньше прибыль, тем сильнее действует операционный рычаг, и наоборот.

2) Порог рентабельности - это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.

 

3) Разница между достигнутой  фактической выручкой от реализации  и порогом рентабельности и  составляет запас финансовой прочности предприятия. Расчет этого показателя позволяет оценить возможность дополнительного снижения выручки от реализации продукции в границах точки безубыточности. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств.

4) Предпринимательский риск — деятельности субъектов хозяйственной жизни, связанной с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность оценить вероятности достижения желаемого результата, неудачи и отклонения от цели, содержащиеся в выбираемых альтернативах.

Видом предпринимательского риска называется группировка ситуаций, близких по осознанию риска и  поведения в рисковых ситуациях. Существуют различные классификации  рисков. При всем многообразии классификаций  можно выделить несколько основных видов риска: производственные (чистые) – риски остановки производства и неритмичности работы предприятия; инвестиционные и инновационные  риски для предприятий-производителей проявляются в основном на стадиях  подготовки проекта и его реализации; финансовые – угроза банкротства; товарные – для предприятий-производителей проявляются в дефиците товара или  в отсутствии спроса на него; комплексные  – риск инфляции; банковские.

Информация о работе Понятие порога рентабельности и запаса финансовой прочности