Понятие левериджа и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Грамотное эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования. Одним из основных механизмов реализации этой задачи является финансовый леверидж или в переводе с английского – рычаг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ЛЕВЕРИДЖА И ЕГО ВИДЫ 7
1.1 Анализ рентабельности капитала 9
1.2 Эффект финансового левериджа 11
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 14
Задача 1. 14
Задача 2. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Список использованных источников 23

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 132.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет дополнительного  образования

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Финансовый  менеджмент»

 

 

 

 

 

Выполнил: слушатель

гр. 28ФК1

Ефимов С. П.

 

  Проверил: к.э.н., профессор Будина В. И.

 

 

 

 

 

 

2010

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Прибыль – наиболее простая и  одновременно наиболее сложная экономическая категория. Она получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

 

Грамотное эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования. Одним из основных механизмов реализации этой задачи является финансовый леверидж или в переводе с английского – рычаг.

 

«Промышленное производство находится  в зависимости от целого ряда факторов: состояния техники, рабочей силы, рынка капитала и т.п. Между всеми этими факторами должно существовать определенное равновесие, но в каждой данной комбинации производственных факторов всегда есть слабейший элемент, задерживающий развитие всех остальных. В данное время для промышленности таким слабейшим элементом является капитал». А.М. Гинзбург, 1925 год.

 

В наше время это утверждение  как нельзя лучше подходит к ситуации, в которую попадает любое предприятие, вдохнув немного рыночной свободы. Главной задачей финансового управления на предприятии является формирование рациональной структуры источников средств предприятия, т.е. капитала.

 

Капитал – это определенная сумма  денежных средств, с которой начинается бизнес в любой сфере деятельности. За счет него приобретается необходимое количество ресурсов, организуется процесс производства и сбыт  продукции. Капитал подразделяется на две составные части:

    • собственный капитал;
    • заемный капитал.

 

Собственный капитал представляет собой несколько подгрупп:

    • уставный капитал – это капитал, первоначально инвестированный собственником в деятельность предприятия. Величина этого капитала отражается в уставе предприятия и является неизменной весь период деятельности;
    • резервный капитал образуется, как правило, за счет прибыли предприятия в виде совокупности страховых фондов;
    • дополнительный капитал – это капитал, который образуется в случаях:

а)  увеличения стоимости основных средств, оборудования к монтажу,

               незавершенных капитальных вложений  при переоценке;

          б)  при  формировании эмиссионного дохода  от продажи ценных бумаг;

          в) при  безвозмездном получении имущества  производственного назначения.

 

Заемный капитал – временно находящийся у предприятия и должен быть возвращен заемщику. К этому капиталу относятся:

    • долги перед учреждениями банков;
    • долги перед бюджетом;
    • долги перед персоналом предприятия.

 

Заемный капитал делят  на две группы:

    • кредиты и займы;
    • кредиторская задолженность.

«Кредит в широком  смысле – это система экономических отношений,

возникающая при передаче имущества  в денежной или натуральной форме  от одних организаций или лиц другим на условиях последующего возврата денежных средств или оплаты стоимости переданного имущества и, как правило, с уплатой процентов за временное пользования переданным имуществом».

 

Кредиты и займы представляют собой  заемный капитал, образующийся перед кредитными учреждениями по полученным ссудам, а также перед другими организациями при выпуске облигационных займов, получении коммерческого кредита, получении кредита в денежной форме.

 

Кредиторская задолженность представляет собой заемный капитал, полученный предприятием в виде:

    • задолженности за товары, услуги перед поставщиками;
    • задолженности перед бюджетом по начисленным, но не оплаченным налогам;
    • задолженности перед персоналом предприятия;
    • задолженности перед внебюджетными социальными фондами (по социальному страхованию и обеспечению);
    • задолженности по полученным авансам;
    • задолженности по начисленным дивидендов учредителям.

 

И вот поэтому, для финансового менеджера, принимающего решения о структуре капитала, важно оценить численно выгоды и риски, связанные с финансовым рычагом. 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ ЛЕВЕРИДЖА  И ЕГО ВИДЫ

 

Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результирующих показателей.

В финансовом менеджменте различают  следующие виды левериджа:

    • финансовый;
    • производственный (операционный);
    • производственно-финансовый.

Всякое предприятие является источником риска. При этом риск возникает

на основе факторов производственного  и финансового характера. Эти  факторы формируют расходы предприятия. Расходы производственного и  финансового характера не являются взаимозаменяемыми, однако, величиной и структурой затрат производственного и финансового характера можно управлять. Это управление происходит в условиях свободы выбора источников финансирования и источников формирования затрат производственного характера. В результате использования различных источников финансирования складывается определенное соотношение между собственными и заемным капиталом, а так как заемный капитал является платным, и по нему образуются финансовые издержки, возникает необходимость измерения влияния этих издержек на конечный результат деятельности предприятия. Поэтому финансовый леверидж характеризует влияние структуры капитала на величину прибыли предприятия, а разные способы включения кредитных издержек в себестоимость оказывают влияние на уровень чистой прибыли и чистую рентабельность собственного капитала.

Итак, финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты процентов и налогов.

Производственный леверидж зависит от структуры издержек производства и, в частности, от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре себестоимости. Поэтому производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Производственный леверидж показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.

Производственно-финансовый леверидж оценивает совокупное влияние производственного и финансового левериджа. Здесь происходит мультипликация рисков предприятия.

 

1.1 Анализ рентабельности капитала

 

 

Рентабельность – это общеэкономический показатель, показывающий, сколько прибыли получено с одной гривны производственных фондов. Т.е. рентабельность – это всегда отношение прибыли (валовой, балансовой, чистой) к:

    • сумме основных/оборотных средств;
    • валовой выручке;
    • стоимости материалов;
    • численности работников;
    • стоимости запасов;
    • стоимости готовой продукции;
    • и так далее.

 

Под рентабельностью совокупного  капитала подразумевают отношение 

суммы балансовой прибыли к среднегодовой  сумме всего капитала.

Пб

Р =    ------- ,  где

К

 

Р – рентабельность капитала;

Пб – балансовая прибыль;

К – совокупный капитал.

 

Так как К = Кс + Кз, то получается, что  формулу рентабельности можно записать и так:  

Пб

Р = ----------- , где

Кс + Кз

 

Кс – собственный капитал;

Кз – заемный капитал.

 

Таким образом, становится ясно, что  общая рентабельность капитала состоит из рентабельности собственного капитала и рентабельности заемного капитала:

 

Рс = Пб/Кс, где

 

Рс – рентабельность собственного капитала.

 

                                                           Рз = Пб/Кз, где

 

Рз – рентабельность заемного капитала.

 

Таким образом,             

Пб = Р*К = Р*Кс + Р*Кз

 

Из всего выше сказанного можно  вывести формулу чистой прибыли:

 

Пч = (1-n)(Пб-(СП*Кз)), где

 

Пч – чистая прибыль;

n – ставка налога на прибыль;

СП – ставка ссудного процента (т.е. процента за кредит).

 

          

 

1.2   Эффект  финансового левериджа

 

Финансовый леверидж характеризует  использование предприятием заемных  средств, которые влияют на измерение  коэффициента рентабельности собственного капитала. Финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа.  

 

Определяя чистую рентабельность собственного капитала, получим:

 

Рчс = Пч/Кс = (1-n)Р + (Р(1-n) – СП) * Кз/Кс, где

 

Первое слагаемое полученной формулы  – чистая рентабельность всего капитала;

Второе слагаемое – финансовый рычаг или леверидж.

 

Финансовый леверидж – один из показателей, применяемый для оценки эффективности использования заемного капитала. Эффект финансового рычага или левериджа (ЭФР), представлен формулой:

 

                     ЭФР = [Р(1- n) - СП] * Кз/Кз, где                                                     (1.1)

 

Р – экономическая рентабельность совокупного капитала до уплаты налогов (отношение суммы прибыли к среднегодовой сумме всего капитала);

 

n – ставка налогообложения (отношение суммы налогов к сумме прибыли);

 

СП – ставка ссудного процента предусмотренного контрактом;

 

Кз – заемный капитал;

 

Кс – собственный капитал.

 

Эффект финансового рычага показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала (Рс)  за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия. Он возникает в тех случаях, если экономическая рентабельность капитала выше ссудного процента.

 

Эффект финансового рычага состоит  из двух компонентов:

 

а) разностью между рентабельностью  совокупного капитала после уплаты     

              налога и ставкой процента  за кредиты: [Р(1- n) - СП];

 

б) плеча финансового рычага:  Кз/Кс.

 

Положительный эффект финансового  рычага наступает, если Р(1- n) - СП > 0.

 

Например, рентабельность совокупного  капитала после уплаты налога составляет 15 %, в то время как процентная ставка за кредитные ресурсы равна 10%. Разность между стоимостью заемного и всего капитала позволит увеличить рентабельность собственного капитала. При таких условиях выгодно увеличивать плечо финансового рычага, т.е. долю заемного капитала.

 

Если  Р(1- n) – СП < 0. Создается отрицательный ЭФР (эффект «дубинки»), в результате чего происходит «проедание» собственного капитала и это может стать причиной банкротства предприятия.

 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задача 1.

Предприятие «Альфа», выпускающее  продукцию А, рассматривает возможность дополнительного выпуска еще одного из двух наименований новых изделий В и С. Определить наиболее выгодный вид продукции по исходным данным, используя элементы операционного анализа.

Показатели

Изделие А

Изделие B

Изделие C

Объем реализации (ОР), шт

667

867

800

Цена (Ц), руб

2000

2600

2400

Средние переменные издержки, руб

1200

1820

1560

ПОИ, руб

350000

350000

350000

Информация о работе Понятие левериджа и его виды