Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:52, реферат
С позиции финансового менеджмента капитал организации характеризует общую стоимость средств в денежной, в материальной и нематериальной форме, инвестированных в формирование активов.
Капитал (собственные средства, чистые активы) – это свободное от обязательств имущество организации, которое создает условия для ее развития.
Понятие капитала и его структуры.
С позиции финансового менеджмента капитал организации характеризует общую стоимость средств в денежной, в материальной и нематериальной форме, инвестированных в формирование активов.
Капитал (собственные средства, чистые активы) – это свободное от обязательств имущество организации, которое создает условия для ее развития.
Капитал – это максимальная форма мобилизации финансовых ресурсов.
Под капиталом могут также пониматься долгосрочные пассивы, поскольку в западной практике учета долгосрочные заемные средства по своему назначению и функциям приравниваются к собственным.
По принадлежности организации выделяют собственный и заемный капитал
Собственный капитал характеризует общую стоимость средств организации, принадлежащих ей на праве собственности и используемых для формирования определенной части активов. Эта часть актива, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы организации. Собственный капитал включает в себя различные по своему экономическому содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов:
- капитал, предоставленный собственником:
- уставный капитал
- премия на акции АО
- прочие взносы физических и юридических лиц:
- целевое финансирование
- взносы и пожертвования
- резервы накопленные предприятием:
- резервный капитал
- добавочный капитал
- накопленная прибыль (нераспределенная прибыль, фонды накопления)
Заемный капитал общества характеризует привлекаемые для финансирования развития организации на возвратной основе денежные средства или другие имущественные ценности. Источники заемного капитала можно разделить на две группы: долгосрочные (срок погашения которых превышает 12 мес.) и краткосрочные - кредиты, займы, а также вексельные обязательства со сроком погашения менее 1 года; кредиторскую и дебиторскую задолженности.
Анализ деловой активности предприятия.
Деловая активность организации в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Чем быстрее обращаются средства, тем выше активность организации.
Насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги (совершают кругооборот), зависит непосредственно и финансовое положение организации, его ликвидность и платежеспособность.
Такое влияние объясняется тем, что со скоростью оборота средств связаны:
- минимально необходимые величины авансированного капитала и связанные с ним выплаты денежных средств (проценты за пользование кредитом банков, дивиденды по акциям и другие);
- потребность в дополнительных источниках финансирования (и плата за них);
- сумма затрат, связанных с владением товарно-материальными ценностями и их хранением;
- величина уплачиваемых налогов и др.
На длительность нахождения средств в обороте влияет сфера деятельности организации, отраслевая принадлежность, экономическая ситуация в стране, но все же главным образом – это внутренние условия деятельности организации и в первую очередь эффективная стратегия управления активами. Деловая активность оценивается с помощью ряда финансовых коэффициентов.
Особую важность имеет вычисление показателей оборачиваемости для оборотных активов, запасов, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности.
1. Коэффициент оборачиваемости (оборота). Характеризует скорость оборота средств или их источников (сколько оборотов в среднем за период было совершено).
К0= выручка от реализации/ средняя величина активов или пассивов
2. Продолжительность 1 оборота (дни). Характеризует время, в течение которого совершается 1 оборот.
Пдн=продолжительность анализируемогопериода дней)/ Ко (обороты)
3. Коэффициент загрузки (закрепления). Характеризует сумму среднего остатка средств или их источников, приходящуюся на 1 рубль выручки от реализации.
Кз= средняя величина активов или пассивов/ выручка от продаж; КЗ = 1/К0
4. Сумма средств, высвободившихся (вовлеченных) в оборот в результате ускорения (замедления) оборачиваемости. Характеризует сумму средств, высвободившихся из оборота в результате ускорения оборачиваемости (-), либо сумму дополнительно привлеченных в оборот средств в результате замедления оборачиваемости (+).
Мвысв.=выручка отчетного года/360 х Пдн.отч.года–Пдн. пред. Года
Цели и задачи финансового менеджмента.
Финансовый менеджмент можно определить как систему рационального и эффективного использования капитала, как механизм управления движением финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент направлен на увеличение финансовых ресурсов, инвестиций и наращивания объема капитала и достижение конечной цели хозяйствующего субъекта – получение прибыли. Любые экономические отношения базируются на стремлении получить прибыль. Такое положение способствует развитию наиболее совершенных производств и хозяйствующих субъектов.
Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений для достижения рациональных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития организации и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении.
Главной целью финансового менеджмента является обеспечение роста благосостояния собственников организации в текущем и перспективном периоде.
Задачи, решаемые с помощью финансового менеджмента:
- текущие задачи: а) обеспечение сбалансированности поступления денежных средств (платежеспособности и ликвидности организации); б) обеспечение достаточного уровня рентабельности и продаж за счет гибкой ценовой политики и снижения издержек.
К текущим задачам также относится избежание банкротства.
- стратегические задачи: максимизация прибыли организации, обеспечение инвестиционной привлекательности организации, обеспечение финансовой устойчивости в долгосрочном периоде.
В настоящее время в финансовом менеджменте одной из важных задач является максимизация рыночной стоимости организации, которая не равна стоимости имущества данной организации.
Основные задачи финансового менеджмента:
1. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития;
2. Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия;
3. Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и благоприятной политики налогообложения;
4. Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия;
5. Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития, т.е. обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности.
Основные концепции финансового менеджмента.
Финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных основных концепций, развитых в системе теории финансов.
1. Концепция денежных потоков. В основе заложена деловая активность наращивания капиталов организации. Например, предприниматель, вкладывая капитал в инвестиционный проект, рассчитывает получить через некоторое время прибыль. Финансовый менеджер должен оценить выгодность проекта по сравнению с другими на основе прогноза настоящей стоимости будущих поступлений, при этом решаются следующие задачи:
- оценка собственного состояния организации и целесообразность участия в инвестиционной деятельности;
- оценка размера инвестиций и источника финансирования;
- оценка будущих поступлений от реализации проектов.
2. Концепция приоритета экономических интересов собственников. Впервые ее выдвинул американский экономист Герберт Саймон. Он сформулировал целевую концепцию экономического поведения, заключающуюся в необходимости приоритетного удовлетворения интересов собственников. В прикладном своем значении она формулируется как «максимизация рыночной стоимости предприятия.
3. Концепция временной ценности денежных ресурсов. Отражает характеристику денежных ресурсов, выражающую то, что денежные единицы, имеющиеся в настоящее время и денежные единицы, ожидаемые к получению через определенное время, далеко не равноценны. Эта неравноценность определяется действием следующих факторов: 1) влияние инфляции; 2) риск неполучения ожидаемой суммы; 3) оборачиваемость денежных средств.
4. Концепция компромисса между риском и доходностью. Получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопровождается риском, причем зависимость между двумя взаимосвязанными характеристиками прямо пропорциональная: чем выше требуемая или ожидаемая доходность, т.е. отдача от вложения капитала, тем выше степень риска, связанного с возможным неполучением этой доходности. Сущность концепции в том, что между уровнем ожидаемого дохода и уровнем сопутствующего ему риска существует прямо пропорциональная зависимость.
5. Концепция цены капитала. Обслуживание того или иного источника обходится организации неодинаково, т.е. каждый источник финансирования имеет свою цену, например: за банковский кредит нужно платить ссудные проценты. Цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего получить прибыль. Поэтому количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и в выборе альтернативных вариантов финансирования деятельности организации. Сущность этой концепции состоит в минимизации средневзвешенной стоимости капитала, что при прочих равных условиях обеспечивает максимизацию благосостояния собственников.
6. Концепция эффективности рынка капитала. Объем сделок по покупке или продаже ценных бумаг зависит от того, насколько точно текущие цены соответствуют внутренним стоимостям. При этом цена зависит от многих факторов. Если на рынке, находящемся в состоянии равновесия, появилась новая информация о том, что цена акций некоторых компаний занижена, это приводит к неминуемому повышению спроса на акции и последующему росту цены до уровня, соответствующего внешней стоимости этих акций. Необходимо учитывать, что существуют следующие формы эффективности рынка: а) слабая форма – цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующего периода, т.е. инвестор не может извлечь для себя выгоду, анализируя прошлые тренды; б) умеренная – цены отражают не только изменение цен в прошлом периоде, но и отражают всю равнодоступную участникам информацию; в) сильная – текущие цены отражают не только общедоступную информацию, но и сведения, доступ к которым ограничен.
7. Современная портфельная теория. В основе этой концепции лежат методологические принципы статистического анализа и оптимизации соотношения уровня риска и доходности рисковых инструментов финансового инвестирования.
8. Концепция структуры капитала. В основе этой концепции лежит механизм влияния избранного организацией соотношения собственного и заемного капитала на показатель его рыночной стоимости.
9. Концепция асимметричности информации. Эту концепцию охарактеризовать можно следующим образом: отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере. Если такое положение имеется – сообщают о наличии асимметричной информации. Потенциальные инвесторы – возможные покупатели ценных бумаг компании располагают о ее деятельности меньшим объемом информации, чем ее менеджеры. В результате асимметричной информации инвесторы несут впоследствии определенные финансовые потери.
10. Концепция агентских отношений. Становится актуальной в условиях рыночной экономики по мере усложнения форм организации бизнеса. Большей части компаний присущ разрыв между функцией владения и функцией управления и контроля. Смысл концепции заключается в том, что владельцы организации не обязаны вникать во все вопросы текущего управления. Интересы владельцев компании и ее управленческого персонала не всегда могут совпадать. Чтобы нивелировать возможности противоречия и ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы организации вынуждены нести агентские издержки. Рассматриваемая концепция предполагает, что деятельность менеджеров (агентов) лишь тогда будет направлена на реализацию главной цели управления финансами.
11. Концепция агентских затрат. Альтернативные затраты, называемые также ценой шанса или ценой упущенных возможностей, представляют собой доход, который могла бы получить организация, если бы предпочла иной вариант использования своих ресурсов.
Сущность и функции финансового менеджмента