Понятие и структура финансового механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Воздействие финансов на эффективность производственного и торгового процессов осуществляется через финансовый механизм.
Как самостоятельное явление термин "финансовый механизм" был пущен в научный оборот в нашей стране в конце 60-х гг.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 93.57 Кб (Скачать)

Финансовый менеджмент как  система управления направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих  между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов.

Финансовый менеджмент как  управленческий комплекс связан с управлением  разных финансовых активов, каждый из которых требует использования  соответствующих приемов управления и учета специфики соответствующего звена финансового рынка.

Поэтому финансовый менеджмент можно рассматривать как сложный  управленческий комплекс, который включает в себя:

1) риск-менеджмент;

2) менеджмент кредитных  операций;

3) менеджмент операций  с ценными бумагами;

4) менеджмент валютных  операций;

5) менеджмент операций  с драгоценными металлами и  драгоценными камнями;

6) менеджмент операций  с недвижимостью.

Финансовый менеджмент как  орган управления представляет собой  аппарат управления, т. е. часть руководства  хозяйствующим субъектом. На крупных  предприятиях и в акционерных  обществах таким аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или  главным финансовым менеджером. Финансовая дирекция состоит из различных подразделений, состав которых определяется высшим органом управления хозяйствующего субъекта. К этим подразделениям могут относиться финансовый отдел, планово-экономический отдел, бухгалтерия, лаборатория экономического анализа и т. д.

Финансовый менеджмент как  форма предпринимательской деятельности означает, что управление финансовой деятельностью не может быть чисто  бюрократическим, административным актом. Речь идет о творческой деятельности, которая активно реагирует на изменения, происходящие в окружающей среде. Финансовый менеджмент как форма предпринимательства предполагает использование научных основ планирования и управления, финансового анализа, нововведения (инноваций). Как форма предпринимательства финансовый менеджмент может быть выделен в самостоятельный вид деятельности. Эту деятельность выполняют как профессиональные менеджеры, так и финансовые институты (холдинговые компании, траст-компании и др.).

Таким образом, финансовый менеджмент - это наука управления финансами  предприятия, направленная на достижение его тактических и стратегических целей, т.е. организация управления финансовыми потоками в целях  рационального управления и эффективного использования собственного и заемного капитала и получения максимальной прибыли.

Финансовый менеджмент - одна из подсистем управления предприятием. Необходимость ее организации связана с характером управления в условиях интенсивно изменяющейся внешней среды. Для постоянного повышения эффективности финансового менеджмента цели его организации на предприятии должны постоянно пересматриваться и оптимизироваться.

Главной целью финансового  менеджмента является оценка потенциальных  финансовых возможностей предприятия на предстоящие периоды и обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия с помощью рациональной финансовой политики.

Достижение главной цели возможно лишь при решении целого комплекса частных задач:

1) обеспечение формирования  объемов финансовых ресурсов, т.е.  определение величины ресурсов  в соответствии с анализом  потребности в них;

2) обеспечение наиболее  эффективного использования финансовых  ресурсов;

3) оптимизация денежного  оборота (увеличение скорости  денежного оборота);

4) обеспечение максимизации  прибыли;

5) обеспечение минимизации  уровня финансового риска;

6) обеспечение постоянного  финансового равновесия предприятия.

Вторая цель - организация  на предприятии эффективного делового партнерства с клиентами и  кредиторами, с хозяйствующими субъектами, которые способствуют развитию бизнеса данного предприятия.

Третья цель профессионального  финансового менеджмента может  быть сформулирована как обеспечение социальной ответственности бизнеса.

Функции финансового менеджмента  определяют формирование структуры  управляющей системы. Различают  две основных группы функций финансового  менеджмента:

1) функции менеджмента как управляющей системы;

2) функции менеджмента как специальной области управления.

К первой группе относятся  следующие функции:

1) Разработка финансовой  стратегии предприятия.

2) Организационная функция  обеспечивает принятие и реализацию  управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия и сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик.

3) Информационная функция  обеспечивает обоснование нескольких  вариантов управленческих решений  с помощью сбора, анализа, систематизации, передачи и хранения информации.

4) Функция анализа результатов различных аспектов финансовой деятельности предприятия.

5) Планирование обеспечивает  разработку стратегических и  тактических планов, бюджетов по  основным направлениям финансовой  деятельности, различным структурным подразделениям и предприятию в целом. Финансовое планирование охватывает весь комплекс мероприятий, как по выработке плановых заданий, так и по воплощению их в жизнь.

6) Прогнозирование (от  греч. prognosis - предвидение) в Финансовом менеджменте - разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвидение соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование может осуществляться на основе как экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвидения изменений. Эти изменения могут возникнуть неожиданно. Управление на основе их предвидения требует выработки у финансового менеджера определенного чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.

7) Стимулирующая функция  связана с обеспечением стимулирования  реализации принятых управленческих решений, т.е. с побуждением работников к заинтересованности в результатах своего труда посредством распределения материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.

8) Контрольная функция,  посредством которой собирается  информация об использовании  финансовых средств и о финансовом  состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента. Контроль предполагает анализ финансовых результатов. Финансовый контроль является оборотной стороной финансового планирования и должен рассматриваться как его составная часть - контроль за выполнением финансового плана, за реализацией принятых решений.

Вторая группа функций  включает в себя:

1) управление активами;

2) управление капиталом;

3) управление инвестициями;

4) управление денежными  потоками;

5) управление финансовыми  рисками и предотвращение банкротства.

Основной целью финансового  анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и  точную картину финансового состояния  предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов  и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Исходной базой финансового  анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности. Практика финансового  анализа уже выработала основные правила (методику анализа) финансовых отчетов. Можно выделить среди них  семь основных методов.

1) Чтение отчетности (изучение  абсолютных показателей, представленных  в отчетности). Посредством чтения  определяют имущественное положение  предприятия, его краткосрочные и долгосрочные инвестиции, источники формирования собственного и заемного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями предприятия, финансово кредитными учреждениями, оценивают выручку от основной деятельности и прибыль текущего года.

2) Горизонтальный анализ (временной) позволяет определить  абсолютные и относительные изменения  различных статей отчетности  по сравнению с предыдущим периодом.

3) Вертикальный анализ (структурный) - определение структуры итоговых  финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Он проводится с целью выявления удельного веса статей отчетности в общем итоговом показателе, принимаемом за 100%.

4) Трендовый анализ показывает  динамику развития и основан  на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года, для которого показатели принимаются за 100%, т.е определение тренда - основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

5) Расчет финансовых коэффициентов,  которые описывают финансовые  пропорции между различными статьями отчетности и определяют их взаимосвязь.

6) Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный  анализ сводных показателей отчетности  по отдельным показателям фирм, дочерних фирм, подразделений, цехов,  так и межхозяйственный анализ  показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

7) Факторный анализ - это  анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

 

1.3 Принципы и приемы финансового менеджмента

 

Управление формированием  и использованием финансовых ресурсов, осуществляется с помощью различных приемов, т.е. конкретных процедур и способов. Общим содержанием всех приемов финансового менеджмента является воздействие финансовых отношений на величину финансовых ресурсов.

К приемам финансового  менеджмента относятся расчеты, кредитование, инвестирование, использование финансовых инструментов, хеджирование.

1) Расчеты - это организация  и регулирование платежей по  денежным требованиям и обязательствам предприятия. Основное назначение расчетов заключается в обслуживании денежного оборота. Расчеты бывают наличными и безналичными.

2) Кредитование - это представление  одним хозяйствующим субъектом  другому хозяйствующему субъекту финансовых ресурсов на условиях возвратности и платности. Возвратность означает, что взятую сумму денег необходимо через некоторое время вернуть тому, кто ее предоставил. Платность - за пользование денежной суммы взимается плата в виде процентов. Кредитование имеет две разновидности:

а) кредитование деятельности хозяйствующих субъектов в прямой форме выдачи денежных ссуд;

б) кредитование как разновидность  расчетов - т.е. расчеты, когда одно предприятие предоставляет другому отсрочку платежа кредита.

3) Инвестирование - вложение  капитала в объекты предпринимательской  деятельности с целью получения текущего денежного дохода или обеспечения возрастания деятельности капитала.

4) Использование финансовых  инструментов - это использование  депозитов, ценных бумаг и т.д.  Финансовым инструментом называется  любой контракт между хозяйствующими  субъектами, согласно которому происходит  одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.

Эффективное управление финансовой деятельностью предприятия обеспечивается реализацией основных принципов финансового менеджмента, как составной части общего менеджмента предприятия.

 

Основные принципы финансового  менеджмента:

1) Органическая интеграция  в общей системе управления. Любое  управленческое решение оказывает влияние на формирование денежных потоков предприятия, результаты его физической деятельности и финансовое состояние предприятия. Управление финансами непосредственно связано с производственным менеджментом, кадровым и инновационным менеджментом и другими видами функционального менеджмента. Однако решение специальных вопросов финансового менеджмента во многом в свою очередь зависит от производственно-коммерческих характеристик и параметров деятельности предприятия.

Информация о работе Понятие и структура финансового механизма