Политика управления государственным долгом РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:07, реферат

Описание работы

В последние годы уделяется большое внимание растущему государственному долгу. Быстро растущая задолженность государства перед внутренними и внешними кредиторами служит очень большой проблемой даже в прогнозах самых оптимистично настроенных аналитиков. Государственный долг увеличивается с каждым годом не менее чем на десять миллиардов долларов США. Чем грозят России такие впечатляющие темпы наращивания задолженностей? Будут ли в состоянии расплатиться с такими огромными долгами следующие поколения граждан России? Положение государства на сегодня настолько тяжелое, что каждый год Россия вынуждена выторговывать у иностранных кредиторов по пять - шесть миллиардов долларов только для выплаты процентов по уже накопленным задолженностям. Что необходимо предпринять для того чтобы вытащить наше государство из глубокой долговой ямы? Думаю, этот вопрос ставил перед собой не один кабинет министров Российской Федерации. И грамотные эксперты не один год решают данную проблему. Тем не менее, только недавно Правительством России стали предприниматься меры к решению этой острейшей проблемы. Возможно, внешний долг не так си

Содержание

1. Понятие государственного долга и причины его возникновения
2. Виды государственного долга
3. Управление государственным долгом
Список литературы

Работа содержит 1 файл

гос.долг.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

• долг полностью без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим казну  соответствующего уровня власти. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по чужим долгам, если они не были им гарантированы;

• право  осуществления государственных  внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации или от ее имени — Правительству РФ либо уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти;

• предельные объемы государственного внутреннего  и внешнего долга, пределы внешних  заимствований Российской Федерации  на очередной финансовый год утверждаются законом о Федеральном бюджете  на очередной финансовый год с  разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

• разрабатываются  и утверждаются в составе закона о Федеральном бюджете РФ на конкретный год программы внешних и внутренних заимствований, предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов, с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема займов или предоставленных кредитов;

• вводится единая система учета и регистрации государственных заимствований. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ, на которое возложена обязанность по ведению государственных книг внутреннего и внешнего долга РФ (государственная долговая книга РФ).

     К мероприятиям по управлению государственным  долгом относятся:

  • Конверсия займа — изменение доходности находящихся в обращении займов путем снижения или повышения процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. Конверсионные схемы достаточно широко используются в мировой практике и представляются перспективными для России.
  • Политика рефинансирования - это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Активно такой метод используется при обслуживании и погашении как внутреннего, так и внешнего государственного долга.
  • Отсрочка погашения займа предполагает пересмотр сроков погашения займа в сторону удлинения.
  • Реструктуризация - погашение долговых обязательств при осуществлении новых заимствований с установлением новых условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения; при этом может быть осуществлено частичное списание суммы основного долга.
  • Консолидация займа — изменение государством сроков действия ранее выпущенных займов.
  • Унифицирование займов — обмен нескольких ранее выпушенных займов на один новый.
  • Аннулирование — полный отказ государства от своих долговых обязательств внутри страны. Такой метод применяется крайне редко. Аннулирование долговых обязательств государство может проводиться по двум причинам. Во-первых, аннулирование государственной задолженности объявляется в случае финансовой несостоятельности (банкротства) государства. Во-вторых, аннулирование долга может явиться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей (например, в России в 1918 г.). В любом случае применение этих чрезвычайных мер свидетельствует о некомпетентности экономического руководства страны и  несолидности проводимой им финансовой политики.

     Каково  текущее состояние государственного долга Российской Федерации? Долговая стратегия России, разработанная  Министерством финансов РФ, в качестве важнейшей цели рассматривает снижение объема внешнего государственного долга. Начиная с 2000 г. страна соблюдала все графики выплат по долгам МВФ, Всемирному банку, осуществляла платежи по еврооблигациям, реструктурированному долгу Парижскому клубу кредиторов и пр. В2000 г. Россия полностью выполнила свои обязательства перед Францией по погашению «царских займов» согласно межправительственному соглашению 1997 г. об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных требований, возникших до 9 мая 1945 г.

     Выполнялись обязательства перед частными кредиторами. Свои обязательства по обслуживанию внешней задолженности выполнили ряд субъектов РФ. В рамках обозначенной стратегии Российская Федерация в январе 2005 г. досрочно в полном объеме погасила оставшиеся обязательства перед Международным валютным фондом и начала переговоры о досрочной выплате наиболее значительной и труднорегулируемой составляющей государственного внешнего долга — задолженности перед Парижским клубом (входит 17 стран-кредиторов).

     При управлении долгом следует принимать во внимание, что растущая государственная задолженность является непосредственным отражением общеэкономического кризиса, неэффективности финансово-кредитной системы, неспособности правительства проводить адекватную бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику. В этом случае методы государственного регулирования должны быть направлены в первую очередь на оздоровление самой экономики.

 

     Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 24.07.2007)
  2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 512 с.17
  3. Бескова И.А. «Управление государственным долгом», Финансы. - 2003. - № 7. - С. 61 - 62.
  4. Воронин Ю. С. Управление государственным долгом/Ю. С. Воронин// Экономист.-2006-№1-С.58-67.
  5. Финансы: учебник/ С.А. Белозёров, Г.М. Бродский, С.Г. Горбушина [и др.]; отв. Ред. В.В. Ковалёв. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 928 с.
  6. http://www.minfin.ru/ru/public_debt/internal/
  7. http://www.consultant.ru/popular/budget/

Информация о работе Политика управления государственным долгом РФ