Особенности финансового управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной работы - проанализировать организацию и эффективность управления финансовыми ресурсами исследуемого предприятия, выявить основные проблемы в управлении финансами и дать рекомендации по управлению финансовыми ресурсами.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучить теоретические основы финансового управления предприятием;
провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО Санаторий «Жемчужина».
рассмотреть пути улучшения финансового состояния предприятия.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические вопросы управления финансовыми ресурсами 5
1.1 Состав, структура финансов предприятия 5
1.2 Управление финансовыми ресурсами предприятия 10
2 Анализ финансовой политики ОАО Санаторий «Жемчужина» 17
2.1 Организационно-экономическая и правовая характеристика ОАО Санаторий «Жемчужина» 17
2.2 Анализ финансового состояния ОАО Санаторий «Жемчужина» 20
3 Разработка мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия 29
Заключение 33
Список использованных источников 34

Работа содержит 1 файл

Особенности финансового управления предприятием ААЭП КР 11 ИТВ (1).doc

— 356.00 Кб (Скачать)

     3. Оптимизация денежного оборота. Это предполагает обеспечение синхронизации объёмов поступления и расходования денежных средств в рамках одного и того же периода времени. Специфика решения данной задачи определяется тем, что аванс за путёвки вносится гораздо раньше приезда самих потребителей санаторно-курортных услуг.

     4. Обеспечение максимизации прибыли  при предусмотренном уровне финансового  риска. Для этого необходимо  проводить эффективную политику  в области налогов и дивидендов.

     5. Обеспечение минимизации уровня финансового риска. Это требует эффективного управления в области планирования объёма путёвок, их распределения между предприятиями, государственными учреждениями и населением.

     6. Обеспечение постоянного финансового  равновесия санаторно-курортного  учреждения в процессе его развития. Для этого необходимо обеспечить достижение высокого уровня финансовой устойчивости и платежеспособности на всех этапах развития санаторно-курортного учреждения, формирование эффективной структуры капитала, оптимальных пропорций в объёмах формирования финансовых ресурсов за счёт разных источников.

     Финансовый  менеджмент санаторно-курортного учреждения решает задачи привлечения капитала, управления собственным капиталом, использования финансовых средств  в процессе предоставления санаторно-курортных услуг и возврата кредита. Следует учитывать, что на финансовые показатели деятельности санаторно-курортного учреждения, кроме искусства управления, влияют успехи в качественной работе по оказанию медицинских услуг, налогообложение, процентные ставки.

     1.2 Особенности управления финансовыми ресурсами предприятия

 

     В целях управления финансами предприятий  применяется финансовый механизм - система управления финансами предприятия, предназначенная для организации  взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств для их эффективного воздействия на конечные результаты производства, устанавливаемая государством в соответствии с требованиями экономических законов.

     Возможные направления воздействия на финансовые отношения и финансовые потоки принято представлять тремя укрупненными группами [13]:

     - финансовое планирование;

     - оперативно-управленческая работа;

     - контрольно-аналитическая работа.

     Взаимосвязь трех названных направлений финансовой работы на предприятии и их общая  нацеленность на финансовые отношения и финансовые потоки представлена на рисунке 1[13]. 
 

 
 

 

  

     

     Рисунок 1 - Направления и предмет финансовой работы на предприятии 

     Финансовое  планирование - это планирование всех его доходов и направлений  расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

     Исходя  из этого финансовые планы можно  разделить на перспективные, текущие и оперативные.

     Примером  сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который  принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при  создании нового предприятия или  обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

     Как правило, различают краткосрочное  и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.

     В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование, и имеют  дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что  за период такой протяженности, как  можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).

     Прогнозирование в финансовом менеджменте - разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и различных его частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвиденье соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование может осуществляться на основе переноса прошлого в будущее с учётом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвидения изменений. Управление на основе их предвидения требует выработки у финансового менеджера определённого чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.

     Функция организаций в финансовом менеджменте  сводится к объединению людей, совместно  реализующих финансовую программу  на базе каких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.п.

    Финансовая  деятельность на предприятии реализуется  посредством финансовой службы, под которой понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции в системе организации деятельности предприятия. Финансовая служба предприятия является частью единого механизма управления экономикой предприятия, поэтому она тесно связана с другими службами предприятия. Финансовая служба обрабатывает информацию, анализирует ее, составляет платежный календарь и другие финансовые планы, готовит аналитические отчеты по параметрам финансового состояния предприятия и знакомит с результатами своей работы руководство предприятия, другие экономические подразделения, которые в своей работе используют эти сведения.

     Регулирование в финансовом менеджменте - воздействие  на объект управления, посредством  которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов.

     Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.

     Координация в финансовом менеджменте - согласованность  работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.

     Управление  финансами включает в себя:

  1. Управление активами.

     Существуют  следующие основные направления  расходования фондов большинства предприятий: закупка сырья, деталей, запасов, зарплата рабочим и служащим, процент, плата по счетам за коммунальные услуги, налоги.

     Увеличение  активов. Наличные деньги, выручка от реализации, запасы, оборудование, здания, земля - все это активы. Любое увеличение активов означает использование  фондов.

     Уменьшение  пассивов. Пассив предприятия включает все, что оно должно другим: банковские займы, выплата поставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на уменьшение пассива, например, возврат банковских займов.

     Платежи собственникам. В частных предприятиях и товариществах все, что осталось после увеличения активов и уменьшения пассивов, принадлежит владельцам. В корпорациях капитал, который предприятие не используют на себя, выплачивается владельцам в виде дивидендов.

  1. Управление текущими активами.

     Под текущими активами понимаются активы, которые предприятие может держать в пределах года. Цикл оборотного капитала. Текущие активы используются в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.

     Эффективное использование оборотного капитала. Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам. Один из способов экономии оборотного капитала заключается в совершенствовании управления материально-техническими ресурсами (запасами) посредством:

    • планирования закупок необходимых материалов;
    • введения жестких производственных систем;
    • использования современных складов;
    • совершенствования прогнозирования спроса;
    • быстрой доставки.

     Второй  путь сокращения потребности в оборотном  капитале состоит в уменьшении счетов дебиторов путем ужесточения  кредиткой политики, в оценке ненужных фондов, которые могли бы быть использованы для других целей, в оценке счетов, предъявляемых к оплате.

     Третий  путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании  наличных денег. По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные  активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.

  1. Управление основными активами.

     К основным активам относятся те, которые фирма использует больше года. Они включают основной капитал и природные ресурсы. Одной из обязанностей финансистов является выбор варианта использования имеющихся фондов: на приобретение основного капитала или увеличение текущих активов, или сокращение пассива, или на уплату собственникам. При принятии решения необходимо сравнить стоимость нового капитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, к которому приведет его использование.

     Решение о приобретении основного капитала складывается в процессе составления сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс, поскольку “плюсы” добавочных основных активов обычно проявляются по прошествии нескольких лет.

     То  обстоятельство, что главным для  финансистов является основной капитал, не должно отвлекать их от необходимости эффективного управления недвижимостью.

  1. Контроль

     Контроль  в финансовом менеджменте сводится к проверке организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и т.п. Посредством контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента. Контроль предполагает анализ финансовых результатов. Анализ - часть процесса планирования финансов. Следовательно, финансовый контроль является оборотной стороной финансового планирования и должен рассматриваться как его составная часть - контроль за выполнением финансового плана, за исполнением принятых решений.

Информация о работе Особенности финансового управления предприятием