Особенности финансового менеджмента малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

В условиях нестабильной экономической политики государства и тяжелого налогового бремени все более широкое распространение получает малый бизнес. Малое предпринимательство обычно характеризуется тем, что оно более мобильно и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Малый бизнес способен не только быстро заполнять “ниши”, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, а также создавать атмосферу конкуренции.

Содержание

Введение…………………………………….…………………………………3
Понятие и признаки малых предприятий………………………………..5
Правовые основы малого бизнеса………………………………………..5
Особенности финансового менеджмента малого бизнеса……………..10

Список литературы……...……………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

Курсовая 8 семестр.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

   I этап – научные исследования, разработка технологии и создание коммерческой схемы товара – это прентальный период предприятия.

   II этап – начало производства товара и выход его на рынок – это детство предприятия.

   III этап – коммерческий успех товара – зрелость предприятия.

   IY этап – деградация рынка товара – жизненный закат предприятия.

   Финансовому менеджеру необходимо постоянно  решать вопрос, как сделать, чтобы  вместе с товаром, заканчивающим свой земной путь, не умирало и само предприятие? Вероятно, надо вовремя отказываться от деградирующих товаров и подгадывать к этому моменту стремительный взлет новых товаров. При ставке не на один, а на несколько товаров у предприятия снижается порог рентабельности и легче достигается нужный уровень доходности.

   Попытаемся  ответить на вопрос, каковы особенности  каждого из этапов жизненного цикла  предприятия малого бизнеса –  особенности, которые необходимо учитывать финансовому менеджеру предприятия.

   На  первом этапе выручка практически  нулевая, а денежные потоки предприятия  отрицательные, потому что затраты  на исследования, оплату труда не покрываются  доходами. Велик риск: производство товара и услуг и их коммерциализация потребуют значительных инвестиций в достаточно длительном временном интервале. На этом этапе руководитель предприятия вряд ли может рассчитывать на банковские кредиты. Предприятие существует на собственные средства владельца.

   Второго этапа, если собственных и привлеченных средств недостаточно, чтобы покрыть  хотя бы часть базовых расходов, многие предприятия могут не пережить. На этой стадии резко вырастают затраты, но еще не доходы. Денежные потоки пока «отрицательные». Главные задачи этого этапа как можно рачительнее управлять оборотными средствами, а также постараться получить внешнее финансирование.

   Необходимо  помнить об основной дилемме финансового  менеджмента: больнее всего капкан «либо рентабельность, либо ликвидность» зажимает именно малое предприятие на первых двух этапах его развития, т.к. предприятие стремится быстрее нарастить оборот, а дефицит ликвидных средств все увеличивается.

   На  третьем этапе предприятие добивается коммерческого успеха. Финансово-хозяйственное положение улучшается, хотя темпы прироста оборота несколько снижаются по сравнению со вторым этапом. Денежные потоки должны стать положительными, поскольку выручка увеличивается и даже становится достаточной для покрытия и накопившихся прежних, и неизбежных новых расходов. Теперь у предприятия возникают производственные и коммерческие проблемы: нужно усиливать торговую сеть, делать рекламу. Иногда возникает необходимость в технической доводке товаров и услуг по результатам реакции рынка. Все это требует денег. Но теперь уже более зрелому, возможно, имеющему неплохую кредитную историю и в финансовом отношении крепкому предприятию легче получить внешнее финансирование в виде банковского кредита.

   Однако  следует помнить, что, если предприятие, желая взять максимальную долю рынка, превысит разумные темпы прироста продаж, то тем подорвет свою ликвидность и платежеспособность.

   Печального  IY этапа желательно избежать. Жизнь показывает, что стратегически выигрывает тот, кто заранее тратится на разработку и внедрение новых товаров и услуг, сознательно идя на некоторое снижение финансовых результатов предыдущего этапа.

   Приведем  цитату авторитетного ученого Дж. К. Ван Хорна о «малых компаниях  с ориентацией на расширение»[       ]. «Новое предприятие в растущем секторе экономики по своей сути отличается от компании в традиционной сфере бизнеса, которая всегда остается маленькой. Фирма, работающая в области высоких технологий – электронике, компьютерной технике, системах информации – может разрастись, начав с малого. Задача малой фирмы с ориентацией на расширение – осуществлять его наиболее эффективным способом. Компании подобного рода сталкиваются с необходимостью принятия стратегических решений в самых различных областях: маркетинг, новые товары, производство… в большей части малых фирм с ориентацией на расширение, специализирующихся в области высоких технологий, прирост активов обгоняет рост нераспределенной прибыли. Хотя эти компании обычно не выплачивают дивиденды, средства, помещенные в дебиторскую задолженность, запасы, основные фонды, в %-отношении обычно больше, чем размер нераспределенной прибыли. Иногда проблема становится менее острой, если осуществлять аренду зданий и оборудования, а также более интенсивно использовать рабочую силу, а не капитал. Но даже с учетом этих мер дебиторская задолженность, и запасы продолжают расти».

   Если  рост активов превышает рост нераспределенной прибыли, задолженность должна покрывать  эту разницу. Эта задолженность  может принимать форму банковского  кредита или увеличения степени  использования кредиторской задолженности по расчетам…

   Таким образом, малой фирме, специализирующейся в области высоких технологий, приходится заниматься следующими вопросами: персонал, маркетинг, производство и  финансирование…

   Рисков, сопряженных с основанием и ведением ориентировкой на расширение компаний высоких технологий, великое множество… Хотя одним из путей выживания может быть простое ограничение роста, но лишь у немногих предпринимателей хватает на это выдержки…Отсюда и большое число банкротств малых фирм.

   Наиболее  важные различия в финансовом менеджменте  крупного и малого бизнеса состоят  в доступе к ресурсам, в постановке целей и в уровне ликвидности.

   Доступ  на финансовый и денежный рынки для  малых предприятий чрезвычайно  загружен, т.к. получить кредит не удается не только из-за его дороговизны, но и вследствие рискованного финансового положения предприятия и отсутствия кредитной истории.

   Малое предприятие обычно не ставит перед  собой цель максимизировать курс акций, показать капитализации и  уровень дивиденда.

   В малом бизнесе иной набор, иной уровень  и иная иерархия рисков, нежели в  крупных компаниях.

   Вообще, парадоксальное сочетание наибольшего  риска с наименьшей доходностью  сопутствует малому предприятию  на первых стадиях его существования. Поэтому частное финансирование для малого бизнеса сильно затруднено.

   Предприятия малого бизнеса имеют, как правило, пониженный, по сравнению с крупными предприятиями, уровень ликвидности, т.к.:

    • в малом бизнесе относительно меньше денег вкладывается в запросы и дебиторскую задолженность (об этом говорят и более высокие показатели оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности);
    • у предприятий малого бизнеса относительно выше текущие обязательства.

   Наиважнейшей  целью финансового менеджмента  малого бизнеса является грамотное управление оборотным капиталом: запасом, дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными обязательствами. Это приносит предприятию достаточное количество ликвидных средств и делает его платежеспособным. 

   Анализ  финансового состояния малых предприятий.

  В условиях конкуренции среди малых  предприятий особое значение приобретает  анализ их финансового состояния, позволяющий  своевременно выявлять недостатки в  организации деятельности, предупреждать  риск утраты платежеспособности и ликвидности.

       Анализом  финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы (с целью изучения эффективности использования ресурсов), банки (для оценки условий кредитования и определения степени риска), поставщики (для своевременного получения платежей), налоговые инспекции (для выполнения плана поступления средств в бюджет) и т.д. Источниками информации для анализа являются формы отчетности предприятия (баланс, отчет о прибылях и убытках, о движении денежных средств, об изменении капитала и приложение к балансу, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

  Особенностью  анализа финансового состояния  малого предприятия является то, что годовая отчетность состоит только из первых двух форм: баланса и отчета о прибылях и убытках. И поэтому  анализ можно  провести по сокращенной схеме, что позволяет быстро и достаточно точно отразить финансовое положение  предприятия.

  На  основе нескольких показателей (таблица 1) можно определить положение предприятия  на определенную дату (месяц, квартал, год) и по результатам анализа  принять меры по улучшению его  состояния.

    Таблица 1 показатели финансового состояния  малого предприятия

№ п/п  
Показатель
 
Коды  строк
 
Формула расчета
 
Норма
1 Коэффициент общей  ликвидности ф.1.стр.(290-220)/ (стр.610+620+630+670) Текущие активы / Текущие обязательства  1,25-2
2 Коэффициент быстрой  ликвидности (ф.1.стр.240 +250+ 260+270) / (стр.610+620) (Деб. Задолженность  + ден.ср.) / Текущие обязательства 0,5-0,8
3 Коэффициент абсолютной ликвидности ф.1.стр.260+250 / (стр.610+620) Денежные средства / Текущие обязательства 0,2
4 Коэффициент финансовой зависимости (ф.1.стр.399) / ф.1.стр.(490+650+660) Активы / Собственные  средства <2
5 Соотношение заемных  и собственных средств (ф.1.стр.590+610+620+630) / ф.1.стр.(490+640+650+660) Заемные средства/Собственные  средства <0,7
6 Коэффициент маневренности  собствен. капитала (ф.1.стр.290 -стр.690) / стр.490 Собственные оборотные  средства / Собственный капитал 0,2-0,5
7 Коэффициент обеспеченности собственными средствами (ф.1.стр.290 -стр.690) / стр.290 Собственные оборотные  средства / Оборотные средства >=0.1
8 Рентабельность  всей реализованной продукции Ф.2  стр.050  / стр.010 Прибыль от  продаж / Выручка (без налогов) Увеличение  показателя по сравнению с прошлым  периодом оценивается положительно
9 Общая рентабельность Ф.2  стр.140 / стр.010 Балансовая  прибыль / Выручка (без налогов)
10 Рентабельность продаж по чистой прибыли. Ф.2  стр.140 – 150 / стр.010 Чистая прибыль / Выручка (без налогов)

 
 

    С помощью таблицы 1 можно сделать  выводы о результатах деятельности предприятия:

    1. Если К1, К2, К3 ниже нормы, то  предприятие испытывает трудности  с ликвидными активами и не может вовремя расплатиться по своим обязательствам.

    2. Если К4, К5, К6, К7 не соответствуют  норме, в этом случае на предприятии  растет зависимость от внешних  кредиторов, наблюдается недостаток  собственных оборотных средств,  имеется недостаточно средств для маневрирования,  снижается финансовая устойчивость.

    3. Если К8 , К9, К10 снижаются или имеют  отрицательные значения, это означает  неэффективное ведение деятельности, неспособность получить прибыль  по результатам деятельности.

    В случае не соответствия коэффициентов нормативным значениям предприятиям можно дать следующие рекомендации:

    -   использовать прогрессивные методы  продажи товаров.

    -   оказывать сопутствующие услуги.

  .  -сокращать транспортные расходы  за счет применения наиболее  экономичных видов транспорта, усиления связей с поставщиками, находящимися в районе деятельности торговой организации, использования собственного специализированного транспорта.

  - осуществлять  контроль за расходованием материалов, воды, топлива, электроэнергии в соответствии с нормативами, предварительно разработанными специалистами экономической службы.

   - обеспечить четкий контроль  за сохранностью товарно-материальных  ценностей.

  -   снизить издержки обращения.

  -  комплексно изучить рынок, его  требования, оценить свои производственно-сбытовые, экспортные и иные возможности.

   -  планировать товарную политику  исходя из требований рынка  и потенциала предприятия.

  -   управлять маркетинговой деятельностью  и производить за ней контроль.

    Таким образом, своевременный анализ финансового состояния  и принятие мер по его улучшению может не только повысить эффективность деятельности,  но и устранить угрозу банкротства малого предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста,  структуру и  качество валового национального продукта.

Информация о работе Особенности финансового менеджмента малого бизнеса