Особенности финансового менеджмента малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

В условиях нестабильной экономической политики государства и тяжелого налогового бремени все более широкое распространение получает малый бизнес. Малое предпринимательство обычно характеризуется тем, что оно более мобильно и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Малый бизнес способен не только быстро заполнять “ниши”, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, а также создавать атмосферу конкуренции.

Содержание

Введение…………………………………….…………………………………3
Понятие и признаки малых предприятий………………………………..5
Правовые основы малого бизнеса………………………………………..5
Особенности финансового менеджмента малого бизнеса……………..10

Список литературы……...……………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

Курсовая 8 семестр.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

Дальневосточный государственный университет

Институт  менеджмента и бизнеса

Финансовый  факультет 

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 
 
 
 
 

 ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО

МЕНЕДЖМЕНТА МАЛОГО БИЗНЕСА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

студентки 4 курса

заочного  обучения

Смогоржевской Екатерины Игоревны 

Научный руководитель

Полехина  Елена Анатольевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Владивосток

2008

  СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………….…………………………………3

  1. Понятие и признаки малых предприятий………………………………..5
  2. Правовые основы малого бизнеса………………………………………..5
  3. Особенности финансового менеджмента малого бизнеса……………..10

Список литературы……...……………………………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ

  В условиях нестабильной экономической  политики государства и тяжелого налогового  бремени все более  широкое распространение получает малый бизнес. Малое предпринимательство  обычно характеризуется тем, что  оно более мобильно и легче  приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Малый бизнес способен не только быстро заполнять “ниши”, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, а также создавать атмосферу конкуренции.

   Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии.  Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста,  структуру и  качество валового национального продукта;  во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 -  70  процентов  ВНП. Поэтому абсолютное  большинство  развитых  государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

   В мире существуют разные  варианты  государственной  поддержки малого  бизнеса  прямое  выделение бюджетных  средств в страховые фонды, фонды  риска смешанные фонды поддержки - государственные и  частные;  выдача  гарантий в обеспечение кредита коммерческого банка - обязательство компенсировать банку  возможные потери; налоговые льготы и многое другое.

   Однако, малый и средний бизнес наиболее подвержен риску. Статистика показывает, что из каждых 10 малых предприятий выживают только 2-3. Причиной тому - наличие многочисленных факторов вероятностного характера, учет которых часто не представляются возможным из-за незнания закономерностей распределения случайных величин или громоздкости вычислительных процедур. С другой стороны, риск в бизнесе выступает как наступательный фактор. Предпринимательство в рыночной экономике невозможно без риска. Как говорят, кто не рискует, тот не пьет шампанского! Наличие фактора риска является сильным стимулом для экономии средств и ресурсов предпринимателями, что вынуждает их тщательно анализировать рентабельность проектов, оценивать величину риска с целью минимизации возможных потерь.

   Состояние малого бизнеса в России, его финансирование и страхование, государственная  поддержка малого бизнеса, риск в малом бизнесе – это основные проблемы которые будут рассмотрены более подробно в моей курсовой работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               1.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

   Как явствует из самого определения, «малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

   Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

  • численность персонала;
  • размер уставного капитала;
  • величина активов;
  • объем оборота (прибыли, дохода).
   2. Правовые основы  малого бизнеса
 

   Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

       В этой связи становится очевидным,  для малых предприятий не существует  какой-то универсальной, общей  для всех их видов системы  ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.

       Бытует и еще одно широко  распространенное заблуждение, будто  бы вид малого предприятия  предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

      Если учредителем малого предприятия  является государственная организация,  то это отнюдь не означает, что новое образование будет  именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты.

      В то же время индивидуальные  и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.

   Человечество  накопило достаточно богатый опыт распределения  предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

   Например, во Франции очень малыми предприятиями  считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.

   В Японии к категории малых и  средних предприятий относятся  юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек  или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) – в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых.

   В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону “О государственной  поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

       в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

       в оптовой торговле  – 50;

       в розничной торговле и бытовом  обслуживании  – 30;

       в других отраслях и при  осуществлении других видов деятельности  – 50 человек.

   Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.

   Видимо  универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.

   Малый бизнес в России как самостоятельное  социально-экономическое явление  существует уже свыше 10 лет. Действующие  законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.

   В соответствии с законом РСФСР  “О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках”, Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление  об образовании фонда поддержки  предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).

   А в июне 1995 г. был принят федеральный  закон “О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации”, определивший общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

   Указом  Президента РФ в июне 1995 г. был образован  Государственный комитет РФ по поддержке  и развитию малого предпринимательства. В апреле 1994 г. Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 - 1995 гг.

   В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.

   В 1996 г. Государственной Думой была утверждена вторая Федеральная программа государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг. 
 
 
 
 
 
 
 

3. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕЖДМЕНТА МАЛОГО бизнеса  

   В современном малом бизнесе необходимы специальные знания управления структурой бизнеса. Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильных доход, чем фирмы, часто меняющие владельцев. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух – четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное решение принимается более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе.

   Как мы видим, в успехе предприятия малого бизнеса велика роль в управлении финансами. Поэтому руководитель финансовой службы занимает особое место в деятельности предприятия. 

   Жизненный цикл малого бизнеса – это жизненный  цикл товара, составляющего предмет  деятельности предприятия. Можно выделить четыре основных этапа жизненного цикла малого предприятия.

Информация о работе Особенности финансового менеджмента малого бизнеса